103 105 14

Невидимая инфраструктура

1262
12 минут

Облачные технологии пока только завоёвывают место на южном рынке ИТ-услуг – в основном стараниями крупных телеком-провайдеров и разработчиков программных решений для использования в «облаках»

Невидимая инфраструктура

Поделиться
Обычная рабочая ситуация: сотрудник уехал в командировку, а ему на корпоративную почту пришло важное письмо. Он звонит с мобильного (находясь в роуминге) своему коллеге, просит включить рабочий компьютер, найти письмо (ещё выключить Skype – «а то мне сейчас в него начнут звонить»), скачать вложение, отправить в личную почту. А из неё, опять же в роуминге, скачивает в свой смартфон корреспонденцию. А если это, к примеру, руководитель отдела продаж, то он не сможет пополнить клиентскую базу в CRM-приложении – «у меня программа в рабочем компьютере». С развитием облачных технологий эти проблемы становятся такими же архаичными, как отсутствие связи вообще в век мобильных телефонов.

По данным исследования агентства IDC Russia, размер российского рынка публичных и частных облачных операционных услуг вырос в 2011 году на 417,3% –до 59,38 млн долларов. По мнению аналитиков, к концу 2016 года объём всего рынка облачных услуг составит более 460 млн долларов, демонстрируя среднегодовой темп роста 50,8%. Пока рано говорить, что облачные технологии уверенно завоёвывают пространство: всё-таки подавляющее большинство руководителей, особенно на местах, предпочитают простую земную ИТ-инфраструктуру, локально установленное ПО, собственные серверы и т.д. Сергей Скрипниченко , директор филиала компании «Инфосистемы Джет» в Краснодаре, называет современное состояние этого рынка этапом становления. «Существует довольно много интересных вендорских решений, которые не всегда идеально ложатся на инфраструктуру компаний, — поясняет г-н Скрипниченко. — Не обладая специализированными знаниями, региональным компаниям сложно разобраться во всём этом многообразии и принять оптимальное для себя решение».

Евгений Щепилов, руководитель компании «Сервионика» (входящей в структуре ГК «Ай-Теко» и специализирующейся на облачных сервисах), чуть более оптимистично оценивает нынешний этап развития услуги в России. «Пользуясь терминологией Gartner, можно сказать, что российский рынок облачных технологий уже прошёл этапы незнания и недоверия и находится в фазе динамичного роста их потребления, — рассуждает г-н Щепилов. — Это справедливо и в отношении региональных компаний. Региональные партнёры провайдеров успешно предлагают на местных рынках решения, которые уже прошли “проверку рынком” в крупных городах, в известных компаниях».

Но пока перспектива «облаков», по большому счёту, остаётся перспективой, особенно в регионах. Крупные региональные компании слишком много вкладывались в собственную ИТ-инфраструктуру и ещё не готовы радикально модернизировать её. А малым не хватает опыта для постановки задач. Но, так или иначе, в «облаках» будут все: Денис Вдов , директор центра консалтинговых услуг и внедрений компании «ИнтерТраст», поясняет, что модель SaaS (softaasaservice, англ. «программное обеспечение как услуга». — «Эксперт ЮГ» ) уже несколько лет признана одной из главных перспектив развития программно-аппаратной инфраструктуры предприятий. Традиционно её преимуществами считают экономию ИТ-вложений, простоту внедрения, повышение эффективности предприятия в целом. Осталось дождаться, пока южным предприятиям на пальцах объяснят, как это всё происходит.

Кто будет пионером

Ключевой мотивацией к переходу в облачные сервисы и ПО, запускаемое с удалённых серверов, является экономия – прежде всего на стоимости владения лицензионным программным обеспечением, особенно в свете борьбы с контрафактом в этой сфере. Вместо того, чтобы покупать дистрибутивы сложного и дорогого софта, компаниям предлагается платить только за точное время использования того или иного приложения – или брать его в аренду на определённый период. Александр Метечко , директор макрорегиона «Юг» Microsoft в России говорит, что наиболее актуальным такое решение по оптимизации расходов стало для компаний с распределённой структурой, прежде всего, для крупных ритейлеров. К примеру, одним из крупнейших российских проектов в сфере облачных технологий стало построение частного «облака» для ГК «Связной». «Затем к ним присоединились быстро растущие компании, у которых нет времени на построение собственных вычислительных комплексов, — продолжает г-н Метечко. — Кроме того, мы наблюдаем интерес к облачным сервисам со стороны региональных государственных органов: администраций городов, районов».

Евгений Щепилов рассказал, что сегодня наибольшей популярностью пользуются такие сервисы, как хостинг ИТ-инфраструктуры, поддержка корпоративных коммуникаций и совместной работы, веб-присутствие (сайты, блоги, интернет-магазины и т. п.), хранение данных и обмен ими. Эти направления охватывают ключевые области компаний, поэтому высокий интерес к ним сохранится и в дальнейшем. «В рамках бизнеса активно развивается сегмент облачных бизнес-приложений, такие функции, как бухгалтерский учёт, управление персоналом, поддержка клиентов и внутренних пользователей», — перечисляет г-н Щепилов. Ещё одна причина, побуждающая пользоваться «облачными» приложениями, прежде всего офисными и почтовыми программами – это увеличение мобильности работников. Торговые представители, сотрудники, перемещающиеся от одного филиала к другому, зачастую не прекращают работать и в дороге, поэтому им необходим доступ к корпоративным ресурсам в любом месте.

Но пока бизнес в регионе только нащупывает «дорогу в облака». Директор филиала «ЭР-Телеком» в Ростове-на- Дону Евгения Горевая говорит, что средний и крупный бизнес на Юге использует возможности облачных технологий только на 20-30%. «Порой компании просто не могут сформулировать для себя задачу, которую им необходимо решить благодаря облачным технологиям, поэтому не видят выгоды внедрения решения», — поясняет г-жа Горевая. Максим Захаренко , генеральный директор компании «Облакотека», детализирует проблему: «Обычно задача формулируется примерно так: “можно сделать так, чтобы платить за организацию ИТ-инфраструктуры не два миллиона, как сейчас, а по 100 тысяч рублей в месяц?“».

Казалось бы, местными пионерами внедрений могут стать южные представители крупного бизнеса, умеющие экономить. Однако Дмитрий Шилов , исполнительный директор «Астерос Сервис», считает, что крупные региональные предприятия вряд ли станут первопроходцами в сфере облачных технологий. «Одна из крупнейших торговых организаций Юга, например, придерживается политики “всё делаем сами”,— поясняет г-н Шилов. — Компания активно инвестирует в создание собственных дата-центров, в разработку собственных программных приложений, и в её концепции развития ИТ нет места ни ИТ-аутсорсингу в целом, ни облакам в частности. Другая южная компания, занимающаяся продажей электроэнергии населению и организациям, не рассматривает облака как перспективу развития ИТ в силу отраслевой специфики. Биллинговые системы в облаке – до этого рынок пока не дозрел. Не доросли до облаков и компании СМБ-сектора».

Главными претендентами на роль облачных первопроходцев остаются региональные подразделения транснациональных компаний. Изначально развиваясь по западной модели, по определению имея более развитый ИТ-ландшафт, построенный по образу и подобию головных организаций, они могут просчитать экономическую эффективность облаков, оценить все достоинства и недостатки перехода в облако, и, наконец, перевести часть сервисов в него.

Чуда не будет

Главное, что необходимо будет осознать первопроходцам внедрения облачных технологий, это то, что они отнюдь не делают ИТ-инфраструктуру компании бесплатной. И необходимость дополнительных вложений для построения «облака» или вхождения на удалённый сервер провайдера пока является ограничителем роста рынка. Евгений Галалу , глава представительства Orange Business Services в Ростове-на-Дону, говорит, что чего не следует ожидать от облаков, так это чуда. «Облачные технологии – лишь один из современных инструментов, который не решит всех проблем автоматически и одним махом. Если несовершенны сами бизнес-процессы в компании, то уже не важно, на какой платформе работает программное обеспечение для них – на собственном сервере предприятия или на площадке провайдера», — предупреждает г-н Галалу. Кроме того, от более быстрого перехода к облачным технологиям бизнес удерживает желание полного контроля над инфраструктурой и процессами, функционирование которых наиболее критично для компании. Малому бизнесу проще быть открытым новым технологиям и доверять поставщикам. Вдобавок, крупные предприятия несут на себе большое бремя унаследованных систем, перестройка которых требует значительного времени.

Денис Вдов, развивая тему мнимой моментальной экономии на «облаках», поясняет, что порой затраты на публичные сервисы могут быть сравнимыми со стоимостью владения собственными приложениями. «Дело в том, что, как справедливо отмечает в своем исследовании компания Corporate Executive Board, затраты на системы электронного документооборота, которые часто принято размещать на удалённых серверах, всегда оценивают, исходя из старта нового приложения, — говорит г-н Вдов. — Однако в реальности, как правило, в облака переносят уже работающие приложения. То есть необходимо учитывать возникающие при этом расходы и на перенос контента, и на утилизацию оборудования и софта».

Сергей Скрипниченко выделяет сразу несколько ключевых ограничителей для развития услуги на ИТ-рынке Юга. «Первый – безопасность: некоторые компании не решаются доверить свою коммерческую информацию облаку, — перечисляет г-н Скрипниченко. — Помимо этого, существуют требования регуляторов, которые чётко регламентируют те или иные информационные потоки. И эти регламенты порой несовместимы с облачными технологиями. Второй ограничитель – это растущий объём передаваемых данных. Если раньше по каналам связи передавались текстовые файлы, небольшие таблицы, изображения с низким разрешением, то сейчас характеристики контента меняются. Активно используется видео, масштабные схемы и чертежи. Для обеспечения передачи и хранения этой информации требуются серьёзные инвестиции в инфраструктуру, что не позволяет своевременно перевести работу по тем или иным направлениям в облако».

Бизнес-пользователи не всегда уверены в своём счастливом будущем в облаках, поскольку в этой области пока отсутствуют общепринятые стандарты, поясняет Сергей Скрипниченко. Что, если внедрённое решение не сможет полностью закрыть актуальные ИТ-потребности компании? Как в случае необходимости гарантировать себе безболезненный переход от одного облачного провайдера к другому? Появление стандартов обеспечит возможность использования облачного связующего ПО и простоту перехода в cloud-среду; как следствие, исчезнет угроза зависимости компании от конкретного поставщика услуг или технологии.

Дмитрий Шилов тоже считает, что краеугольный камень в развитии облачного рынка – это вопросы безопасности и соблюдения регулятивных требований. «Ещё один чувствительный момент связан с перспективой оптимизации ИТ-бюджетов, которую обещают облака. Для ИТ-директора это может оказаться палкой о двух концах, — возвращается к теме экономии г-н Шилов. — С одной стороны, облака позволят ему наиболее эффективно расходовать средства на развитие корпоративных систем: буквально за те же средства получить больше. С другой – наслышанные об экономических выгодах облаков владельцы бизнеса и топ-менеджеры ожидают немедленного сокращения затрат на ИТ. Предвидя такой поворот событий, ИТ-отделы очень осторожно относятся к облачным технологиям».

Не заменит всё

Но не стоит беспокоиться о том, что передовая технология «застрянет» в развитии из-за того, что местные компании не смогут разобраться в сути выгоды от её использования. Продвижением нового принципа организации ИТ-пространства занимаются влиятельные игроки с отлаженными механизмами влияния на принятие решения и, что немаловажно, с мощными маркетинговыми инструментами. Генеральный директор краснодарского системного интегратора « Портал Юг» Евгений Мостовой убеждён, что как минимум использование облачных технологий для аренды программного обеспечения в ближайшем будущем превратится в устойчивый тренд на рынке Юга: «Причиной тут станет даже не столько удобство или огромное преимущество таких технологий по сравнению со стандартными (хотя такие преимущества в определённых ситуациях присутствуют), сколько жгучее желание крупных поставщиков IT-решений перевести работу на рельсы облачных технологий».

В самом деле, аналитики из IDC отметили в своём исследовании, что развитие облачных технологий в стране обусловлено, прежде всего, продвижением этих услуг крупными поставщиками и большими инвестициями в развитие коммерческих центров обработки данных (ЦОДов), которые осуществляют телеком-провайдеры, как крупные («Ростелеком», «МегаФон» и др.), так и нишевые (OrangeBusiness, компания «Цифровой диалог» из Ростова-на-Дону и др.). По данным отчёта IDC, наибольший объём услуг SaaS в 2010 году был оказан на основе продуктов Microsoft многочисленными хостинг-партнёрами компании, что, безусловно, придаст импульс развитию технологии в России.

Услуги таких крупных провайдеров хороши именно тем, что они рассчитаны на массовый рынок, то есть удачно сочетают в себе как недорогой доступ, так и отчётливый эффект. Что и требуется наиболее мобильному и подвижному в принятии решений сектору МСБ. Директор «Ростелеком-Юг» Александр Шипулин говорит, что как раз модель «ПО как сервис» – это уже стандартная услуга в направлении В2В оператора: «Эти услуги заказываются клиентом самостоятельно на портале o7.com и не подлежат изменению по индивидуальным требованиям клиента. Для сегмента B2G компания проектирует и разворачивает услуги индивидуально, под уже сформированные и устоявшиеся бизнес-процессы». Г-н Шипулин убеждён, что рынок ИТ-технологий во всём мире развивается таким образом, что полный переход на использование облачных технологий неизбежен. Крупные компании будут организовывать свои внутренние корпоративные частные облака, компании поменьше станут пользоваться публичными облаками.

Александр Метечко рассказал, что агентство EDGE STRATEGIES по заказу Microsoft исследовало, какими облачными услугами пользуется малый и средний бизнес в России. Наиболее популярными оказались облачные сервисы для бухгалтерии и финансов (22%). Далее следуют инструменты по удалённой и совместной работе (17%), организации web-конференций (16%), бизнес-почта (15%), хранение и резервное копирование данных (15%) и CRM (15%). «Можно предположить, что в будущем будут популярны более сложные сервисы, такие как CRM, анализ данных, системы управления предприятием, — считает г-н Метечко. — На сегодняшний день наша компания предлагает широкий спектр облачных сервисов, удовлетворяющих потребностям заказчика. Это и Office 365, в состав которого входят инструменты объединённых коммуникаций и совместной работы Microsoft Lync Online и Microsoft SharePoint Online, облачная почта бизнес-класса Microsoft Exchange Online и Microsoft Dynamics CRM Online, и Windows Azure, и другие».

Может показаться, что абсолютно все процессы плавно перетекут в облака, так что компании вообще перестанут закупать ПО или даже оборудование (поскольку облачные технологии позволяют нескольким пользователям работать с одного удалённого сервера при помощи устройств доступа – мобильных, или так называемых «тонких клиентов»). Но Максим Захаренко говорит, что в публичные облака вряд ли перейдут ответственные ресурсы госорганов, скорее всего, они будут выноситься в специальные гособлака. «Во внешние облака станут ограниченно переводиться ресурсы крупных компаний, прежде всего из-за возможности реализовать сравнимый сервис своими силами, но это будут второстепенные ресурсы, — рассуждает г-н Захаренко. — Я шучу обычно так. В облаках неудобно: 1) смотреть видео в терминале, 2) перегонять между сотрудниками большие объёмы данных, 3) выполнять задания по 3D-проектированию. Но пункты 2 и 3 на сегодняшний день уже под вопросом».

Евгения Горевая поясняет, что от облачных технологий не стоит ждать того, что они заменят людей: «Облачные технологии, как и любые другие виды автоматизации деятельности, позволяют сократить количество работы специалистов при выполнении тех или иных задач и реализации бизнес-процессов, но они не будут принимать решения и добиваться результата вместо людей. Это эффективный бизнес-инструмент, не более».
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .