Основательница сети «Точка мыла» Ирина Ефанова // Фото: архив героя
Поделиться
Магазин принадлежит сам себе
В Ростове-на-Дону открылся первый в городе магазин полностью автоматизированной торговли. Его запустил производитель повседневной бытовой химии ООО «База Бытовой Химии». Предприятие выпускает гели для стирки, кондиционеры для белья и жидкое мыло. Параллельно компания развивает собственную сеть «Точка мыла» в Ростове и Ростовской области, где продает продукцию собственного производства и местных производителей.В магазине нет продавцов и консультантов. Он полностью принадлежит сам себе, говорит основательница «Точки мыла» Ирина Ефанова.
Покупателя встречает QR-код на двери магазина, перейдя по которому можно зарегистрироваться и получить свой индивидуальный код для посещения. Для этого нужно указать свое имя, телефон и почту в электронном виде. Еще один способ узнать пароль — позвонить по указанному на объявлении телефону. Код становится постоянным индивидуальным паролем покупателя для входа.
Товары размещены на стеллажах, как и в классическом магазине. Покупки оформляются и оплачиваются на кассах самообслуживания.
Экспериментальный формат магазина строится на полном доверии покупателю. О воровстве Ирина Ефанова старается не думать. За месяц работы торговой точки случаев краж не было, говорит предпринимательница:
«У нас прямо перед кассой висит баннер: «Мы вам доверяем». Мы даем хорошие условия и качественный продукт, за которым хочется вернуться, и о воровстве не думаем. Система доступа в магазин выстроена так, что при выявлении кражи, доступ в магазин просто блокируется для покупателя».
При этом основательница отмечает, что автоматизированный магазин — ход не столько маркетинговый, сколько рациональный. Открывать кассы самообслуживания, по ее словам, выгоднее, чем привлекать продавцов.
«Одного кассира недостаточно, нужно два, значит, платить зарплату нужно двум сотрудникам. Наличие в магазине продавца оплачивает покупатель. Заплата персоналу входит в себестоимость. Отсутствие продавцов позволяет держать цены на товары сниженными. Кроме того, по статистике продавцы воруют больше, чем покупатели. Все вместе это выливается в приличную сумму».
Поделиться
Компания планирует масштабировать формат магазинов самообслуживания // Фото: архив компанииПредпринимательница считает, что отсутствие продавцов для многих покупателей является плюсом. Посетителей отпугивает, когда консультанты ходят за ними по пятам или следят пристальным взглядом.
Компания старается развивать направление IT-розницы, где клиент контактирует только с it-продуктами и не контактирует с человеком. В будущем «Точка мыла» планирует внедрить консультанта на базе искусственного интеллекта для подбора товаров.
Общий объем инвестиций в открытие одного автоматизированного магазина составляет около 500 тысяч рублей, из которых 350 тысяч — стоимость оборудования. Сейчас сеть «Точка мыла» насчитывает 6 магазинов, один из которых — автоматизированный. В планах — масштабирование формата магазинов самообслуживания. Компания планирует открыть 132 магазина в Ростовской области с помощью системы франчайзинга.
Кто еще открывает магазины без кассиров
Кассами самообслуживания сегодня сложно кого-то удивить. Однако обычно они соседствуют с кассирами. Такой формат развивают в основном крупные игроки ритейла федерального масштаба. Кассы самообслуживания внедряют магазины сети «Лента»,«Магнит», «ВкусВилл» и группы X5 «Пятёрочка» и Перекресток».Запуск магазинов без кассира — новый тренд в ритейле, который пока мало кто реализовал полноценно. Один из самых известных проектов в этой сфере в России — стартап Briskly. Компания производит и продаёт умные холодильники и микромаркеты, в которых можно организовать торговлю без персонала. Оплата проходит через приложение или POS-терминал. К технологии Briskly подключены уже более 345 торговых точек в городах России, Белоруссии и Казахстана.
Поделиться
Магазин без продавцов сети «Азбука вкуса», открытый в Москве в период пандемии // Фото: av.ru В прошлом году петербургская сеть мини-маркетов «Близко», которая насчитывает чуть больше 20 точек, заявила, что установит не менее 30 торговых павильонов без продавца. Они обоснуются в коттеджных поселках Ленинградской области и других регионов России. Стратегия компании — выбирать локации, где нет крупного ритейла, больших гипермаркетов или вовсе нет магазинов. Покупки можно будет сделать через мобильное приложение. Предполагается, что с помощью индивидуального кода покупатель откроет прилавки и витрины, отсканирует и оплатит товар.
Среди крупных сетей по одному экспериментальному магазину без касс и продавцов запустил «ВкусВилл» в Москве, «Азбука вкуса» в деловом центре «Москва-Сити», «Пятерочка» в Новой Москве. Чтобы зайти в магазины, необходимо скачать мобильное приложение и привязать к нему банковскую карту.