
Если бы все службы вовремя отреагировали на разлив мазута, многих неприятностей удалось бы избежать. Фото: оперштаб Краснодарского края
Поделиться
Отравляющие вещества накапливаются с самых основ пищевых цепочек — с фитопланктона. Далее они воздействуют на рыбу, птиц, и, в конце концов, на человека. Пока содержание углеводородов в воздухе Анапы не превышает критических значений, но с повышением температуры мазут начнёт, с одной стороны, испаряться, а с другой — уходить на дно. Десятки лет разлив топлива будет сказываться на всей экосистеме Чёрного моря.
Аварии с мазутом — опыт и выводы
После аварии в Керченском проливе писали, что это первая в мире морская катастрофа с топочным мазутом М-100. Это не так, напомнила к. г.-м. н., профессор Наталья Гудкова. В 2002 году танкер, перевозивший тяжёлый мазут, разбился у берегов Испании и лёг на дно на глубине около 3 700 метров. Причём, капитан долгое время не мог пришвартоваться к берегу, чтобы избежать крушения — ни Испания, ни Франция, ни Португалия не разрешали ему войти в свои территориальные воды. В результате в море вылилось 63 тыс. тонн мазута, загрязнено около 800 километров береговой линии.«Опыт по устранению последствий этой катастрофы показал, что тяжёлые фракции нефтепродуктов практически не поддаются биодеградации — так и не удалось найти бактерии, которые могли бы их разложить. Наиболее эффективной при разливе такого типа топлива оказалась ручная уборка», — рассказала Наталья Гудкова.

Поделиться
Тяжёлый мазут почти не разлагается бактериями, эффективнее всего механическая уборка. Фото: оперштаб Краснодарского краяПо словам геолога, Евросоюз сделал из той аварии выводы — в виде серии нормативных актов с правилами перевозки опасных грузов. В частности, мазут должны перевозить только специальные танкеры с двойным дном. Чётко регламентирован и порядок действий при аварии — ликвидацию необходимо начать незамедлительно.
Если бы все уполномоченные службы своевременно отреагировали на разлив мазута в 2024 году, многих неприятностей удалось бы избежать.
«Меры после катастрофы должны были принять в первые часы, как при инфаркте или инсульте. Однако режим ЧС был объявлен только тогда, когда пятно мазута уже подошло к Крыму. Это явная задержка реагирования, но почему она допущена — не тема дискуссии в научном сообществе», — отметила Наталья Гудкова.
Ещё одно распространённое суждение, которое опровергают научные данные, — будто топочный мазут настолько тяжёл, что не может распространяться на далёкие расстояния.
«Сочинские пляжи формируются в том числе потоком вдоль береговой линии, который движется с севера на юг. Например, гранит из реки Шахе (Лазаревский район) встречается в Адлере и Абхазии. За счёт берегового переноса на наши пляжи могут попадать и загрязненные донные грунты», — сказала геолог.
Хамса «взрывается» от нефти
Нефтепродукты — и те, что находятся на дне много десятилетий, и те, что попали туда недавно — оказывают однозначно негативное влияние на биосферу Чёрного моря, начиная с самых крошечных организмов, которые находятся в начале пищевой цепочки.«С помощью волонтёров мы отобрали пробы воды в прибойной зоне на побережье Анапы в первые же дни после аварии. Ряд проб, в том числе в открытом море, были взяты позже. Я провела анализ на определение токсичности этой воды по отношению к микроводорослям планктона, которые в морской среде являются начальным звеном практически всех трофических цепей, — рассказала гидробиолог, научный сотрудник субтропического научного центра РАН Татьяна Горбунова. — Все исследованные пробы в той или иной степени показали токсичность. Что интересно, наиболее замазученные пробы были из открытого моря, а самыми токсичными оказались пробы из бухты. Я ещё не готова объяснить механизм этого явления, нужно больше данных. Исследование продолжается».

Поделиться
Татьяна Горбунова: «Все пробы воды в той или иной степени показали токсичность». Фото: Сочинское географическое обществоПланктоном питается хамса — европейский анчоус. Эта маленькая рыбка в конце осени косяками выходит из Азовского моря и направляется либо на запад, либо на восток — в зависимости от того, куда идёт плантон. А его уносит туда, куда в этот период дуют ветра. В этом году наблюдались преимущественно западные ветра, поэтому большая часть планткона и анчоуса пошла на восток и достигла уже до побережья Абхазии. Нагляднее всего с проблемой столкнулись рыбаки.
«Если у рыбы в кишечнике находятся нефтепродукты, она буквально взрывается при извлечении из сетей. Такой рыбы становится всё больше, её наблюдали уже у побережья Севастополя», — говорит морской биолог, к.б.н., научный сотрудник центра морских исследований МГУ Владислав Новиков.
Вслед за хамсой идут дельфины, летит чомга — именно поэтому загрязнённые птицы всё чаще попадаются близ Сочи.
Как сообщила Смирнова, учёные при помощи аппарата УЗИ, микроскопов и лабораторного инструментария обследовали около полутора десятков экземпляров разных видов поганок (большинство пострадавших птиц относятся к виду чомги или большой поганки). Почти у всех птиц была сильно повреждена печень, отмечено воспаление перикарда, нарушение функций почек. Что удивительно, зоб и кишечник этих птиц были свободны от гельминтов и их яиц, которые обычно есть у дикой птицы. Учёные связали это с интоксикацией организма и самоочищением его от паразитов.

Поделиться
Выживаемость загрязнённых мазутом птиц очень низкая, но в сочинском реабилитационном центре она всё же выше среднего. Фото: Сочинское географическое общество«Было больно смотреть на взрослых людей, которые рыдали над отмытыми и ушедшими птицами. Но мы пытались объяснить волонтёрам, что хотя они работают с обречёнными пациентами, — очищая от нефти, они хотя бы облегчают их страдания. Спасти и реабилитировать таких птиц практически невозможно», — говорит орнитолог.
По подсчётам учёных, от последствий аварии в Керченском проливе уже погибло не менее 20 тысяч птиц. В конце февраля и начале марта начнётся перелётный период, во время которого можно предположить новое увеличение количества испачканных птиц. Впрочем, Светлана Смирнова рассчитывает на сознательность пернатых, которые учатся избегать пятен мазута:
«Часто мы недооцениваем способность животных ориентироваться в окружающей среде. Даже у одноклеточных известно такое понятие, как отрицательный хемотаксис — движение в противоположную сторону от неблагоприятного для их вида химического вещества. Что говорить о птицах? В большинстве они поняли, в чём опасность дурно пахнущей массы, плавающей как на поверхности, так и в толще воды. Это чувствуют и рыбы, и дельфины. Но, к сожалению, от этой гадости не могут ни уплыть, ни убежать беспозвоночные и моллюски, которые обитают на дне».
Химический анализ успокаивает, но расслабляться рано
Ещё одна хорошая новость: даже в Анапе, на которую пришёлся первый и самый сильный выброс мазута, химические пробы не показывают экстремального загрязнения воды и воздуха — во всяком случае, при исследованиях методами, которые позволяет провести оборудование центров гигиены и эпидемиологии.«Оборудование предоставили центры гигиены Ейска, Сочи, Армавира, Краснодара, в Анапу приехали специалисты, которые работали фактически круглосуточно. Я и сам несколько дней работал с 9 утра до 12 ночи, — рассказал д.х.н, член учёного совета Сочинского географического общества Виктор Бехтерев. — Первые исследования успокаивают — в воздухе Анапы не регистрируются в критических концентрациях углеводороды, такие как бензол, ксилол, толуол. Проверяли мы и фенол, он также обнаружился в концентрации ниже пороговых значений».

Поделиться
Виктор Бехтерев: «В воздухе Анапы не регистрируются углеводороды в критических концентрациях». Фото: Сочинское географическое обществоПо словам учёного, в начале февраля, когда он работал в Анапе, не проводились пробы на наличие бензапирена — углеводорода, который считается сильным канцерогеном. Для такого анализа нужен специальный жидкостной хроматограф с флуориметрическим детектором, а образцы нужно брать не из воздуха, а в конденсированных средах — например, это песок и вода:
«Воздух — чрезвычайно мобильная среда. Порой сложно определить источник загрязнения — это может быть автомобильный транспорт или горящая свалка. А вот по пробам почвы или донных осадков можно конкретнее определить источник и, соответственно, купировать процесс. Поэтому мониторинг будет продолжаться».
Самые яркие проявления мы увидим в этом году
Однако расслабляться и успокаиваться рано. Научное сообщество уверено в том, что с потеплением мазут будет распространяться сильнее, а также в том, что последствия аварии с нами надолго.«Когда температура воды начнёт повышаться, тяжёлые фракции мазута будут осаждаться на дно, а лёгкие фракции, наоборот, испаряться и попадать в атмосферу, — прогнозирует Вячеслав Новиков. — То, что осядет на дно, время от времени может превращаться в эмульсию и переноситься течением и ветрами вплоть до побережья Турции, — считает Вячеслав Новиков. — Очевидно, что самые яркие проявления мы увидим в этом году, потому что это ударит по кормовой базе. На второй и третий год произойдёт снижение популяции каких-то видов рыб и донных организмов. В дальнейшем катастрофа уже не так будет влиять на природу и людей, но последствия сохранятся на десятилетия».
Касается это не только Анапы, но и Крыма, который гораздо менее на слуху в связи с аварией в Керченском проливе. Это также отметил морской биолог:
«Для нас одна из больших загадок — то, что в феврале недалеко от бухты Фиолент в Севастополе на побережье появилось большое количество мазута. Другой очаг — в Керчи, а южный берег Крыма чистый. Причину точечных выбросов пока никто объяснить не может, потому что логичным было бы постепенное, градиентное распространение загрязнения вдоль берегов Крыма».

Поделиться
Если танкеры «Волгонефть» не поднимут на берег, они станут очередной миной замедленного действия на дне Чёрного моря. Фото: оперштаб Краснодарского краяУчёный предполагает, что эти выбросы связаны с последней по времени катастрофой, но наличие нефтепродуктов в водах Чёрного моря фиксировалось и до неё — наше море вообще довольно грязное, что связано с его бурной историей.
«Под водой лежит огромное количество затопленных ещё во времена Великой Отечественной войны судов, топливные баки которых начали, наконец, догнивать, — считает орнитолог Светлана Смирнова. — Я бы не хотела, чтобы такие пятна появлялись у берегов Анапы, если затонувшие танкера не будут подняты. Хотя в научном сообществе говорят, что даже на этом этапе возможно установить уловители нефти в виде вертикальных экранов. Если мазут начнёт подтекать, он не растечётся по акватории, а всплывёт на участке, ограниченном вертикальными полями».
В любом случае, как полагает Смирнова, пляжи Анапы стали непригодными для отдыха на ближайшие годы — несмотря на заверения местных властей и некоторых туроператоров:
«Как сказал один мой коллега, купаться в море будет можно, но по приходу с пляжа придётся отмывать пятки от мазута. В такой ситуации говорить о детском отдыхе нельзя — я надеюсь, что в нашей стране о детях заботятся достаточно хорошо. Думаю, что в ближайшие год-два об отдыхе в Анапе придётся забыть».