Найти наставника предпринимателю сегодня не так уж сложно, однако важно заранее четко сформулировать запросы. // Иллюстрация: «Эксперт Юг»
Поделиться
Сегодня нас окружает большое количество менторов, коучей и трекеров. Но как понять, какой тип наставника нужен именно тебе? Разобраться в этом непростом вопросе помогли наш эксперты.
Коуч работает с личными вызовами
Нина Феодосиади, доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, напоминает, что наставник может быть в разных позициях по отношению к предпринимателю. «Коуч больше работает с личностными задачами развития и вызовами, самоопределением предпринимателя, его мотивацией, наставник как более старший партнер – это скорее авторитет для предпринимателя и источник опыта и мудрости», — комментирует эксперт.Как отмечают специалисты, коуч помогает обучаемому определить свои цели, развить потенциал, а также достичь желаемых результатов. Коуч подсказывает ученику, как сформулировать личные миссию и ценности, а также выбрать наиболее эффективный путь роста.
Ряд экспертов считают, что зачастую коучи, не являясь профессиональными психологами, используют довольно известные методики из психотерапии. По сути коуч помогает заказчику детально проработать возможные шаги к успеху, выделяя сильные стороны своего ученика.
«Коуч - внешний наставник. Он ориентирован на обучение конкретному навыку. Коучинг является более быстрым процессом и не всегда предполагает отрыв от непосредственной производственной деятельности. Коуч не всегда является специалистом в области решения поставленной задачи, но способен помочь понять сотруднику, каких навыков ему не хватает и каким образом (через какие каналы обучения), он их может получить. Здесь уже в большей степени идет речь о психологической поддержке сотрудника», — объясняет Ирина Биткина, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансов Волгоградского института управления - филиала РАНХиГС.
Методолог, сооснователь тренинговой компании Project group Виктория Литвинова уверена, что определения «коуч» и «наставник» по-прежнему путают те, кто мало знаком с этой сферой.
«Коучинговый подход больше нужен для опытных предпринимателей, которые интуитивно уже знают ответы на волнующие их вопросы, и коуч только помогает сформулировать эти ответы. Коуч-консультация требует серьезных интеллектуальных усилий от обеих сторон, но и результаты могут быть впечатляющими, — рассуждает методолог. — Если предприниматель начинающий, опыта немного, лучше обратиться к традиционному наставнику, получить готовые советы и рекомендации и пробовать их внедрить в своей сфере».
Приступая к работе, коуч проводит своего рода «диагностику» клиента, в ходе которой формируется конкретный запрос ученика. Специалист помогает выстроить шаги для дальнейших действий, планирует график будущих встреч, рекомендует полезную литературу.
Ментор погружен в отрасль
Когда мы слышим слово «ментор», то в голове складывается образ человека опытного, накопившего целый багаж знаний и умений в той или иной отрасли. При этом за помощью к ментору обращаются не только новички, но и люди уже прошедшие определенные этапы развития в своей работе.Поделиться
Виктория Литвинова уверена, что определения «коуч» и «наставник» по-прежнему путают те, кто мало знаком с этой сферой. // Фото предоставлено собеседницей
Специалисты отмечают, что предпринимателю стоит обратиться к ментору, когда возникает ощущение, что в своем деле достигнут некий потолок и нет представлений, как двигаться дальше, чтобы, например, масштабировать свой бизнес. При этом работа с ментором поможет сократить время на обучение, поскольку грамотный наставник, уже переживший ранее подобный опыт, способен оперативно разобрать ситуацию и указать наставляемому на ошибки. И здесь собеседники также отмечают значимость своего рода психологической поддержки.
«Важно, чтобы наставник понимал не только саму отрасль, но и психологию, мотивацию людей, — подчеркивает в беседе с «Экспертом Юг» гендиректор ростовской компании «ТД «Спектр-Пак», бизнес-ментор Юлия Васильцова. — Помимо знаний и навыков, важно умение понять и поддержать психологически предпринимателя в различных ситуациях, включая стрессовые моменты и принятие сложных решений. Наставник может выступать в роли ментора не только в профессиональном, но и в личностном развитии».
И все же, при выборе ментора предприниматель ищет настоящую «акулу» в своей сфере - человека, который не просто поделится опытом, но и поможет обрасти новыми деловыми связями.
«Ментор – человек, который погружен в отрасль или проблематику, уже достигший своих результатов в бизнесе и имеющий широкий пул контактов и возможностей для помощи в развитии конкретного проекта», — делает акцент Нина Феодосиади.
Этот вид наставника поможет продвинуться по карьерной лестнице, разработать бизнес-план для нового проекта, повысит знания в выбранном направлении.
Поделиться
Коуч не всегда является специалистом в области решения поставленной задачи, напоминает Ирина Биткина. // Фото предоставлено собеседницей
«Для управленцев менторинг более понятен с точки зрения неформального стиля наставничества опытного руководителя для передачи опыта «проб и ошибок», создания возможностей для развития и формирования осознанного лидерства», — добавляет начальник финуправления ФГАНУ НИИ «Спецвузавтоматика» Нина Морозова.
Трекер - это про экспертизу
Человек, не имеющий опыта в бизнесе, не может стать трекером. Специалисты акцентируют на этом внимание и подчеркивают, что именно здесь проходит граница между трекером и коучем. Первый обладает сильной экспертизой в той или иной специализации. Принято считать, что он устанавливает более жесткие рамки в ходе сотрудничества. Перед ним не стоит задача - «воодушевить» ученика или целую команду, мотивировать на достижение лучших результатов.К трекеру обращаются для решения более конкретных вопросов в бизнесе: выявить слабые места в работе, определить точки роста, сформулировать более выгодную стратегию в непростой ситуации.
«Трекер – помогает предпринимателю ставить и достигать конкретные бизнесовые цели, действовать последовательно и сохранять фокус внимания на измерении результатов, но при этом не терять общий тонус, широту кругозора и мотивацию», — объясняет Нина Феодосиади.
Чаще всего трекер помогает провести анализ бизнес-процессов, быстро проверить работу предложенной гипотезы, сфокусироваться на главных целях, чтобы не тратить слишком много сил и средств на второстепенные задачи. Такого рода наставник способен просчитать возможные риски и спланировать бюджет.
Поделиться
Нина Морозова считает, что в любом из вариантов наставничества должно происходить взаимное развитие участников. // Фото предоставлено собеседницей
В целом эксперты сходятся во мнении, что найти наставника для предпринимателя сегодня не так уж и сложно, однако важно заранее начать формулировать запросы, чтобы понимать к какому специалисту следует обратиться на данном этапе.
«Для того, чтобы предприниматель нашел «своего» наставника, ему нужна помощь в постановке целей и оценке глубинного запроса, а не проработка того, что находится на поверхности или не может быть четко сформулировано. Это важно учитывать при разработке систем наставничества, формируя «путь клиента», на котором наставник и наставляемый смогут встретить друг друга. Есть различные виды наставничества и типы наставников, но в любом из вариантов должно происходить взаимное развитие участников в правильно выстроенном процессе передачи от наставника наставляемому - знаний, опыта, мудрости, оказания поддержки», — резюмирует Нина Морозова.