Поделиться
Ловушка роста
Два года назад, комментируя свой проект по строительству одного из крупнейших тепличных комбинатов в России, Галицкий говорил, что для торговой компании производственные проекты непрофильны, и если бы он мог ими не заниматься, он бы этого не делал. Но в России не нашлось поставщика, который бы удовлетворял запросы «Магнита» – в цене, в качестве и в объёме продукции. До появления первого производственного проекта Сергей Галицкий вёл переговоры с тепличным комбинатом «Южный», крупнейшим в России, но не договорился. Если бы договорился, возможно, мы бы сегодня не говорили о Галицком-промышленнике. «Они (“Магнит”. — “Эксперт Юг”) хотят по закону о торговле брать бонусы 10 процентов и, кроме этого, ставят жёсткие условия: сразу списать в отходы четыре процента по огурцу и три процента по томату. Безоговорочно, — объясняла нам гендиректор “Южного” Валентина Патова. — Но это же принуждение, такого в законе нет. Поэтому я не подписываюсь под их условиями и с ними не работаю» (см. «Помидоро-гектарам ищут инвестора», «Эксперт ЮГ» №1 от 24.12.2012 г).Имея 9 тысяч торговых точек по всей стране, «Магнит» всегда умел добиваться выгодных цен от поставщиков. На одном из мероприятий, посвящённых среднему бизнесу, руководитель ПКФ «Маяк» Любовь Железная сетовала, что поставляет сети чечевицу по 21,6 рубля за упаковку, а на полке цена товара – 79,9 рубля: «У нас рентабельность 4 процента, у “Магнита” — 400». И выхода у большинства производителей просто нет: не все могут позволить себе, как комбинат «Южный», отказаться от такого канала продаж. И тем не менее, эта логика с ростом объёмов, похоже, перестает работать: нужно либо жертвовать рентабельностью, скупая то, что в состоянии дать рынок, либо инвестировать в производства, которые позволят удержать существующую рентабельность.
Не видел Галицкий перспективы и в сотрудничестве с зарубежными поставщиками, напоминая, что небольшие сроки хранения и большие сроки доставки сокращают жизненный цикл свежих овощей. Тогда «Магнит» принял решение об инвестировании 350 млн евро в собственное хозяйство: выйдя на полную мощность, теплицы общей площадью 120 га будут обеспечивать 60% потребности ритейлера в свежих овощах. Складывалось впечатление, что бизнесмен на этом и остановится. Но на последней встрече с кубанским губернатором он сделал заявление о 40 новых производствах в течение 10 лет. Относиться к этому можно вполне серьёзно: 54% акций компании были выпущены в свободное обращение на бирже, поэтому руководитель привык тщательно выбирать слова.
Логичный шаг
Подобное развитие торговой сети – вполне ожидаемый шаг, единогласно твердят аналитики рынка, всегда пристально отслеживающие события вокруг «Магнита». Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ», отмечает, что любое крупное предприятие хочет перестать зависеть от своих контрагентов, а достигнуть этой цели можно только, если поставлять сырьё самому себе. Татьяна Ключинская, начальник департамента торговых площадей компании JLL, говорит, что, отказавшись от внешних закупок в определённых категориях товаров, «Магнит» не просто повысит собственную маржинальность, но и сможет получить дополнительный доход, заместив на рынке других производителей, которые, очевидно, могут недосчитаться объёмов из-за отказа крупнейшего ритейлера от их услуг.Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов напоминает, что уже сейчас «Магнит» продаёт около тысячи различных товаров под собственной торговой маркой, что приносит ему порядка 11% от всей выручки. «Это существенно снижает расходы на рекламу и риск появления контрафактной продукции. Я полагаю, что «Магнит» вполне может позволить себе организацию производства», — убеждён г-н Лукашов, добавляя, что чистая прибыль компании превышает 1 млрд долларов в год, операционная прибыль – более 2 млрд долларов. При этом долговая нагрузка не слишком велика – показатель «чистый долг/Ebitda» чуть выше единицы. «Очевидно, что запуск собственных производств для последующей реализации продукции в сети «Магнит» позволит акционерам компании получать дополнительный доход, — рассуждает Анастасия Залуцкая, заместитель гендиректора, руководитель практики АПК консалтинговой группы «НЭО Центр». — При этом риски реализации данных инвестиционных проектов снижены за счёт гарантированного сбыта продукции в собственной рознице. Немаловажным фактором является и качество проработки концепции инвестиционных проектов с точки зрения ассортимента планируемой к производству продукции, мощности предприятий, объёмов и цен реализации. Для этого ГК «Магнит» обладает фактическими данными о продажах в натуральном и стоимостном выражении». Вместе с тем, предупреждает г-жа Залуцкая, важно отметить, что наличие собственных производителей будет ограничивать конкуренцию поставщиков розничной сети, что не может не отразиться как на качестве, так и на стоимости данного продукта для конечных покупателей.
При этом вряд ли стоит рассчитывать, что ритейлер уйдёт в посторонние для себя сегменты производства. «О резкой диверсификации говорить точно не приходится – для того, чтобы доля в выручке, приходящаяся на новые производства, стала сопоставимой с деятельностью ритейлера, должен пройти слишком длительный срок», — считает Антон Сороко. Он же отмечает, что для бумаг «Магнита» данная новость выглядит скорее нейтральной: «Всё же объём инвестиций и их сроки не позволяют сильно повлиять на операционные показатели ритейлера в среднесрочной перспективе, а отсутствие точной информации затрудняет оценку инициативы». Впрочем, на бирже у компании всё и так хорошо: с начала года акции «Магнита» в рублях подорожали на 30%, что в шесть раз больше роста индекса ММВБ за тот же период.