
Игорь Московцев, «Кореновский молочно-консервный комбинат»: Повышение НДС оказывает комплексное и, как правило, негативное влияние на бизнес // Фото: Росконгресс
Поделиться
Пострадают даже те, кто не платит НДС
«Повышение НДС — это серьезный инструмент фискальной политики, который оказывает комплексное и, как правило, негативное влияние на бизнес. Большинство компаний вынуждены закладывать возросший НДС в конечную цену товаров, работ или услуг», — говорит генеральный директор ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат» Игорь Московцев. — Результат: рост цен для конечных потребителей. Это приводит к снижению покупательной способности и падению спроса, особенно на товары не первой необходимости. Бизнес теряет объемы продаж».Игорь Московцев пояснил, что если крупный бизнес может частично поглотить затраты за счет запаса прочности, хотя и столкнется с ростом цен от поставщиков и снижением спроса, то малый и средний бизнес наиболее уязвим. Он часто не имеет возможности диктовать цены и вынужден полностью включать НДС в стоимость своей продукции. Для малых и средних предприятий падение спроса и нехватка оборотных средств могут привести к банкротству.
Бизнес, работающий на налоговых режимах, по которым не платят налог на добавленную стоимость, например, УСН или ПСН, столкнется с двойным эффектом. С одной стороны, он получит краткосрочное преимущество: его цены станут более конкурентоспособными по сравнению с крупными компаниями. С другой стороны, крупные покупатели будут требовать счет-фактуры с НДС, чтобы принять его к вычету, без этого малый бизнес будет терять контракты.
Кроме того, теперь упрощенными режимами смогут пользоваться гораздо меньше компаний. Минфин предложил также снизить порог доходов для налогоплательщиков, после которого возникает обязанность по уплате НДС, с 60 млн до 10 млн рублей.
Московцев отметил, что пострадают даже компании-экспортеры, несмотря на то, что экспорт обычно облагается по ставке 0%, и НДС по расходам принимается к вычету. Прямого влияния на стоимость их товаров за рубежом нет, однако рост НДС ведет к удорожанию сырья, логистики и других затрат внутри страны, что снижает рентабельность экспорта.
Рост НДС увеличит себестоимость
Несмотря на то, что НДС на социально значимые товары, к которым относятся самые распространенные продукты питания, останется прежним, от повышения налога пострадают и сельхозпроизводители. Об этом «Эксперту Юг» рассказал Айдын Ширинов, председатель Ассоциации питомниководов и садоводов Ставропольского края, председатель совета директоров ООО «Плодообъединение "Сады Ставрополья"», крупного производителя яблок, груш и черешни:
Поделиться
Айдын Ширинов, «Сады Ставрополья»: «При предыдущем повышении НДС мы столкнулись с ростом издержек буквально в течение нескольких месяцев // Фото предоставлено экспертом«Повышение НДС до 22% напрямую увеличит себестоимость нашей продукции. В садоводстве значительная доля затрат приходится на закупку средств защиты растений, удобрений , топлива, техники, упаковки, и логистику. Все эти статьи расходов облагаются НДС, и любое повышение автоматически закладывается в конечную цену яблока. Для нас это означает снижение маржинальности и конкурентоспособности на внутреннем рынке, особенно с учётом того, что импортные фрукты также остаются на полке. При этом платежеспособность потребителя остаётся ограниченной — спрос не успевает адаптироваться к росту цен».
Падение маржинальности бизнеса ожидает и Наталия Иванова, директор по экономике и финансам ООО «Рустарк» — компания производит в Краснодарском крае крахмал и другие продукты глубокой переработки зерна.
«Сначала повышение НДС протестируется в росте цен на готовую продукцию. На фоне наблюдаемого с июня падения спроса предполагаем, что при сохранении объема предложения на рынке реального повышения цен не случится и данное повышение будет поглощено снижением маржи производителей. Для нашего предприятия, как имеющего большую кредитную нагрузку, это означает переход в зону убыточности».
Раньше было легче
Последний раз НДС повышали в 2019 году и тоже на 2% — с 18 до 20%. Однако представители бизнеса говорят о том, что сравнивать эти ситуации нельзя.«В 2019 году повышение прошло мягче и для бизнеса и для конечного потребителя. Сейчас другая ситуация, — сказала генеральный директор пансионата «Бургас» Ирина Большевых. — Во-первых, значительно выше уровень инфляции. Во-вторых, в 2025 году предприятиям повысили налог на прибыль на 5 процентов».

Поделиться
В 2019 году повышение прошло мягче и для бизнеса и для конечного потребителя, считает генеральный директор пансионата «Бургас» Ирина Большевых // Фото предоставлено экспертомС этим мнением согласился и Игорь Московцев. По его словам, экономика в целом тогда находилась в другом состоянии: ниже ключевая ставка, выше спрос.
Однако Айдын Ширинов подчеркнул, что и 6 лет назад повышение НДС негативно сказалось на экономике предприятия:
«При предыдущем повышении НДС мы столкнулись с ростом издержек буквально в течение нескольких месяцев. Краткосрочно это выразилось в удорожании ГСМ, техники, транспортных услуг, упаковочных материалов, средств защиты растений, что сразу сказалось на цене продукции для конечного потребителя. Долгосрочно последствия были более ощутимыми: рентабельность садоводства снизилась, замедлились инвестиции в расширение и закладку новых садов, приобретение и обновление техники, строительство и модернизация плодохранилищ. Для высокорисковой и долгосрочной отрасли, как садоводство, любое повышение налоговой нагрузки откладывает стратегические планы на годы».
Разделить бремя дефицитного бюджета
Айдын Ширинов рассказал, что руководство «Садов Ставрополья» будет вынуждено оптимизировать издержки за счёт сбережения, автоматизации процессов и сокращения непрофильных расходов.«Однако мы хотим подчеркнуть: никакие антикризисные меры не смогут в полной мере компенсировать негативное влияние повышения НДС. В долгосрочной перспективе это точно не будет ни как стимулировать развитие садоводства и конечно же будет снижать привлекательность отрасли для инвестиций», — отметил он.
Наталия Иванова предположила, что компания «Рустарк» будет пытаться сокращать расходы, которые уже урезались на фоне высокой ключевой ставки. И теперь это, по всей видимости, коснется последней статьи — расходов на персонал.
Она отметила, что по льготируемым группам налоговая ставка сохранится на уровне 10%, хотя до 1993 года составляла 15%.
«Возможно, справедливее было бы разделить бремя дефицитного бюджета и повысить льготируемую ставку с 10% до 15% по всем товарным группам, кроме товаров первой необходимости и лекарственных препаратам, при этом не затрагивая общую ставку, — сказала Наталья Иванова. — Хорошей альтернативой могло бы стать установление НДС (хотя бы в размере 5%) при экспорте необработанных товаров — зерна, сырой нефти».
А эксперт по стратегическому маркетингу и развитию брендов Денис Афанасьев подчеркнул, что НДС — это косвенный налог и всегда оплачивается из кармана конечного покупателя. Повышение НДС приведет рост инфляции и снижению покупательской способности населения.
«Бизнес уже пересматривает прайсы под будущий новый НДС, как минимум на 2%, — подытожил Денис Афанасьев. — Под это повышение будут стараться подтянуть и другие накопившиеся с начала года инфляционные факторы».