
0,5% нарушителей правил парковки приносят оператору почти половину дохода. Фото: www.freepik.com
Поделиться
В рейтинге «Дорнадзора» — это компания, занимающаяся обследованием и планированием транспортной инфраструктуры — Краснодар занимает второе место в стране по развитию платного парковочного пространства после Москвы. По показателю финансовой эффективности, который отражает доступность тарифов на платную парковку относительно средних доходов населения, Краснодар столицу даже обгоняет, но выше всех по этому показателю Сочи. Наверное, поэтому в городе-курорте такой высокий тариф — до 170 рублей в час. Дороже только в Москве, и то не на всех улицах — в столице действует динамическое ценообразование.
При этом, по данным «Дорнадзора», 85,7% пользователей находятся на городских парковках бесплатно — укладываются в неоплачиваемое время либо имеют льготы. 11,6% платят по тарифу, и они приносят оператору парковки 46,3% его дохода, а всего 0,5% нарушителей в структуре доходов составляют почти половину — 49,5%.
Хотя в Сочи, согласно отчету местной администрации, распределение явно иное. В 2024 году платные парковки принесли в городской бюджет 49,9 млн рублей, а за 1 квартал 2025 года — уже 38 млн рублей. Из этой суммы 4 млн составляет оплата за абонементы, а 8,6 млн — штрафы за нарушение правил парковки. В гораздо более крупном Краснодаре доход за парковки в прошлом году превысил 823 млн рублей.
Атомные связи
«В большинстве российских городов платное парковочное пространство создается в формате государственно-частного партнерства на основе соглашений, в том числе концессионных, — пояснил «Эксперту Юг» Михаил Якимов, член общественного совета при Ространснадзоре. — Частный инвестор вкладывает свои деньги на первоначальном этапе, занимается администрированием, содержанием всей системы сбора платежей за парковки».
Поделиться
В городах Юга организацией парковой занимается белгородская компания, связанная с «Атомэнергопромом». Фото: пресс-служба администрации КраснодараНапример, в Волгограде платные парковки администрирует белгородское ООО «Смарт-Сити». Эта компания, как указано на ее сайте, разработала программно-аппаратный комплекс для парковочных пространств еще в 12 городах РФ и СНГ, включая Сочи. В Краснодаре подрядчик — ООО «Городские парковки», тоже из Белгорода. По данным базы проверки контрагентов «Селдон», владелец у этих организаций один — ООО «Городские технологии». А им, в свою очередь, на 99,9% владеет АО «Атомэнергопром» — компания, которая консолидирует гражданские активы российской атомной отрасли.
В Ростове-на-Дону оператором является ООО «Ростовское парковочное пространство». Как сообщили в администрации города, по условиям инвестиционного соглашения в бюджет муниципальный бюджет поступает 15% от общей суммы за пользование платными парковками и вся сумма оплаченных штрафов.
«Со временем, при истечении определенного количества лет, вся парковочная система переходит в собственность муниципалитета. Так, например, два года назад произошло в Перми, и система сбора платы за парковки, паркоматы, программное обеспечение теперь находится в собственности города, — продолжает Михаил Якимов. — А на первоначальном этапе, конечно, разделяются собранные платежи, и часть собранных денег остается в руках администратора парковочного пространства, то есть частной компании. Тем самым возмещаются ее единовременные затраты на создание этой системы».
Так случилось и в Сочи: сейчас администрирование парковочного пространства здесь осуществляет муниципальное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог», подвед департамента транспорта и дорожного хозяйства городской администрации. Как рассказал директор организации Сергей Манучаров, доходы от предоставления парковочных мест вдоль дорог общего пользования относятся к неналоговым и на 100% зачисляются в бюджет муниципального образования.
Цена от доходов не зависит
Стоимость парковки в разных городах Юга сильно различается. Как мы уже писали, дороже всего стоит припарковать машину в Сочи — здесь стоимость часа составляет до 170 рублей, тогда как в 2024 году она достигала 100 рублей. В Краснодаре, например, она составляет 30-60 рублей, в Ростове-на-Дону — 35-40 рублей. В Дербенте — всего 25 рублей, да и улицы под парковки там пока всего три. А в Махачкале на июнь 2025 года взимание платы за парковку и вовсе приостановлено, как указано на сайте — «в целях проведения профилактических мероприятий.
Поделиться
В Махачкале платное парковочное пространство пока не работает, но его обещают запустить в этом году. Фото: пресс-служба администрации Махачкалы«Цена парковки в городах не зависит от каких-либо статистических показателей, таких как количество жителей в городе, либо средний уровень заработной платы, — пояснил Михаил Якимов. — Она очень оперативно формируется на основе рыночных принципов. Задача платного парковочного пространства в том, чтобы все парковочные места были заполнены в городе среднем на 85%. Если они заполняются менее, чем на 85%, то цена снижается. Если свободных парковочных мест почти не остается, то цена, соответственно, увеличивается. Вполне очевидно, что в городе Сочи, куда многие туристы приезжают на личных автомобилях, цена за парковку выше».
Методики расчета, по которым определяют стоимость парковки, регламентируются нормативными актами местных органов самоуправления. Как правило, это формулы с несколькими переменными. Они опубликованы на сайтах парковочных пространств и различаются от города к городу.
Как выслеживают хитрецов
Региональное законодательство устанавливает и административную ответственность за неоплату парковки. Оператор при помощи сертифицированных мобильных комплексов фиксации выявляет автомобили, владельцы которых не оплатили парковку, рассказал заместитель главы Краснодара Владимир Архипов:«Полученная информация о правонарушениях обрабатывается в административной комиссии при администрации. После оформления вынесенного решения постановление об административном правонарушении путём почтовой рассылки направляется в адрес владельца транспортного средства. После истечения срока, отведённого для оплаты штрафа, данные нарушителя передаются в службу судебных приставов для принудительного взимания штрафа».
Поделиться
В некоторых городах для отслеживания парковочных «зайцев» ввели специальные должности. Фото: пресс-служба администрации ВолгоградаЕстественно, граждане всячески пытаются увильнуть от оплаты парковки — например, заклеивая часть номера или вообще снимая его с автомобиля на время стоянки. Интересно, что этот способ не является незаконным. Административный кодекс запрещает управлять транспортным средством с нечитаемым номером или без него, а стоять в разрешенных местах таким образом не запрещено.
Однако операторы предпринимают меры для борьбы с хитрецами, выслеживая их и очищая номера от посторонних предметов. А в сочинском «Управлении автомобильных дорог» даже ввели должности, в полномочия которых входит контроль оплаты парковки и помощь автомобилистам в процессе оплаты. Сделано это было в том числе для поиска нарушителей.
Достижимы ли цели?
Основные задачи городских парковочных пространств, как указано на их сайтах, — увеличение оборачиваемости парковочных мест, снижение числа нарушений правил парковки, переориентация на использование общественного транспорта и так далее. В том числе считается, что введение платного парковочного пространства уменьшает общую транспортную нагрузку на инфраструктуру и уличную дорожную сеть городов.«Как показывает мировой опыт, чем больше в городе будет строиться бесплатных автомобильных парковок, тем чаще будет использоваться личный транспорт. Бесплатные паркинги в центре города побуждают жителей приезжать туда на личном автомобиле, что вызывает дальнейший рост автомобилизации и, как следствие, увеличение числа заторовых ситуаций, — отметили в администрации Краснодара, — Внедрение платных муниципальных парковок уже дало свои положительные результаты. Так, в настоящее время продолжается рост числа пользователей муниципальных платных парковок, уменьшается продолжительность стоянки и увеличивается оборачиваемость парковочных мест в течение дня».
С такой позицией не согласен член общественного совета при Ространснадзоре Михаил Якимов:
«Городское парковочное пространство точно не уменьшает общую транспортную нагрузку, рассчитанную в пробегах автомобиля, то есть в автомобилекилометрах. Скорее всего, оно ее даже увеличивает, потому что заставляет более активно использовать свой личный автомобиль, начинать и заканчивать парковочную сессию быстрее, перемещаться на автомобиле с одного места на другое».
Также в Краснодаре подсчитали, что за 2024 год количество платных парковочных сессий составило более 4,091 млн, а за пять месяцев 2025 года — более 2,203 млн. Количество пользователей, зарегистрированных в мобильном приложении «Городские парковки», составило более 583 тыс. человек.

Поделиться
В Краснодаре число зарегистрированных в мобильном приложении «Городские парковки» скоро достигнет 600 тыс. человек. Фото: пресс-служба администрации Краснодара«Если до организации платной парковки одно парковочное место могло использоваться в течение дня всего одним транспортным средством, то с введением платы такое место стало использоваться в течение того же периода времени, как минимум, четырьмя автомобилями, — сообщил Владимир Архипов. — Таким образом, автомобильная парковка перестаёт использоваться большинством автовладельцев как место для хранения своего автомобиля, а становится действительно парковочным местом для непродолжительной кратковременной стоянки. На отдельных парковках показатель ежедневной оборачиваемости парковочных мест возрос до 4-6 раз».
В Ростове за счет низкой стоимости парковочного часа все места заполнены, что не позволяет объективно оценить, насколько эта мера стимулирует пользование общественным транспортом, ответили «Эксперту Юг» в администрации города. Главный плюс платных парковок в центре, по мнению чиновников, — они наводят порядок. Машины паркуются только в разрешенных местах, а на важных для движения улицах стоянку запрещают. Благодаря этому дороги не перегружены и поток машин идет лучше.
Тренды — динамика и постоплата
Среди трендов в области платных парковок «Дорнадзор» называет динамические тарифы, функцию постоплаты и короткие абонементы.Динамический тариф для парковок работает примерно так же, как в приложениях такси. Если мест много — стоимость часа низкая, если мало — высокая. Причем, после запуска парковочной сессии тариф не увеличится. Пока эта технология тестируется в Москве, там стоимость часа варьируется от 0 до 800 рублей.
Более широко внедряется функция постоплаты: парковку можно оплатить в течение суток, не опасаясь получить штраф. Эта функция действует в Волгограде, Дербенте, Краснодаре, Махачкале, Ростове-на-Дону, Сочи и других городах.
Абонементы — привычная функция для пользователей городских парковок: в Ростове-на-Дону месячный абонемент стоит 5 000, а в Сочи — более 7 000 рублей. А вот, к примеру, в Ялте можно купить короткий абонемент на неделю за 2 900 рублей, что удобно на время отдыха. По данным «Дорнадзора», короткие тарифы позволяют повысить общую доходность системы в 1,5-2 раза относительно медианы по стране, и их внедрение будет продолжаться.