
Ростов креативный, версия нейросети

Низкие позиции, но высокая динамика
В таблице 1 представлена информация о том, какие места в рейтинге занимают регионы Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Для сравнения, приведены данные о четверке креативных регионов-лидеров, которая осталась неизменной относительно 2023 года.
Таблица 1. Южные регионы в Рейтинге субъектов РФ по значению индекса креативности (РРИКИ)
Ранг по РРИКИ в 2024 г. |
Ранг по РРИКИ в 2023 г. |
Регион |
1 |
1 |
Москва |
2 |
2 |
Санкт-Петербург |
3 |
3 |
Новосибирская область |
4 |
4 |
Томская область |
29 |
52 |
Краснодарский край |
32 |
55 |
Ростовская область |
35 |
56 |
Республика Калмыкия |
40 |
23 |
Республика Северная Осетия - Алания |
43 |
27 |
Севастополь |
49 |
39 |
Волгоградская область |
51 |
30 |
Республика Крым |
56 |
74 |
Ставропольский край |
61 |
17 |
Астраханская область |
63 |
41 |
Карачаево-Черкесская Республика |
66 |
60 |
Республика Адыгея |
69 |
84 |
Республика Ингушетия |
76 |
78 |
Чеченская Республика |
79 |
82 |
Кабардино-Балкарская Республика |
82 |
80 |
Республика Дагестан |
Источник: исследование ВШЭ
В первой двадцатке рейтинга регионы Юга России отсутствуют. Во вторую двадцатку вошли лишь четыре субъекта: три из ЮФО и один из СКФО. Первым южным регионом в списке стал Краснодарский край, занявший 29-е место. За ним следует Ростовская область — на 32-й позиции. Республики Калмыкия и Северная Осетия расположились на 35-м и 40-м местах соответственно. Остальные одиннадцать южных регионов оказались во второй половине рейтинга.
По результатам предыдущего исследования, опубликованного в 2023 году, единственным южным регионом, вошедшим в число лидеров, была Астраханская область, занявшая тогда 17-е место. Однако в новом рейтинге она опустилась на 62-ю строчку. В то же время нынешние лидеры региона — Краснодарский край и Ростовская область — в прошлом году занимали лишь 52-е и 55-е места соответственно. Они показали фантастическую динамику, на которую прежде всего обратили эксперты. Это может объясняться изменениями в методике исследования: ранее система оценки включала 48 индикаторов, в этом – 52.
«Зато какая динамика: Краснодарский край – плюс 23 позиции, Ростовская область – плюс 21! – восклицает Василий Высоков, председатель совета директоров КБ «Центр инвест». - Мы сильны в мегаполисах, а регионы с крупнейшими мегаполисами и культурно-исторические центры аккумулируют интеллектуальный капитал. Мы отстаем в культурном наследии, но нам и туристов хватает. У нас много студентов, но мало патентов. У нас замечательная интегрированная модель – без перекосов и связанная с реальным сектором. Креативные сектора развиваются несмотря на слабую поддержку. У нас мощный экспорт телекоммуникационных, компьютерных, информационных услуг и услуг в сфере культуры и отдыха. Но сфера ИТ пока не учтена».
«Часть южных регионов показали в рейтинге очень хорошую динамику, – отмечает Оксана Коростиева, председатель Комитета ТПП Ростовской области по развитию креативных индустрий и бизнеса в сфере культуры и руководитель региональный рабочей группы АСИ по внедрению Стандарта развития креативных индустрий в Ростовской области. – И, если мы обратимся к их профилям, представленным в исследовании, то увидим, что этот рывок сформирован в основном за счет двух показателей: экономика и поддержка креативных индустрий. Меня радуют цифры по стране: за прошедший год число институтов поддержки КИ увеличилось почти на треть, а креативных кластеров – на 20%».
Однако не все сферы, которыми выгодно отличается Юг России, учтены. «Набор отраслей и видов деятельности в рэнкинге не является исчерпывающим: например, явно относящиеся по смыслу и содержанию к креативному сектору спортивные массовые мероприятия – забеги, марафоны, заплывы – в нем не представлены, – отмечает Александр Полиди, управляющий партнер «АРКА Групп», экономист. – Это не спорт высоких достижений, а сфера массового спорта и впечатлений. Поэтому сама методика нуждается в уточнении, и такие уточнения, кстати, один из факторов сильной динамики отдельных регионов за 2023-2024 годы».
Чего не учли исследователи креативности
Руководитель Ростовстата Марина Самойлова отмечает, что, проводя расчеты, авторы ВШЭ включили как показатели, официально публикуемые Росстатом, к примеру «Среднедушевые денежные доходы населения», так и показатели, которые рассчитывались на базе официальных статистических данных (к примеру, удельный вес организаций креативного сектора в общей стоимости основных средств юридических лиц). При этом «реализовав авторский подход по расширению перечня ОКВЭД, относящихся к креативным индустриям по сравнению с теми, которые обозначены нормативными документами Российской Федерации».«Место каждого субъекта РФ в опубликованном рейтинге, в том числе и Ростовской области, в значительной степени определено структурой региональной экономики, – говорит Марина Самойлова. – Так, например, на Дону преобладающая доля в структуре добавленной стоимости приходится на предприятия машиностроительного комплекса, пищевой промышленности, электроэнергетики, сельского хозяйства, которые не включены в креативные виды деятельности».
Между тем, замечает Самойлова, Росстат в июне 2025 года опубликовал данные о валовой добавленной стоимости креативной экономики субъектов РФ (по Ростовской области – 59,3 млрд рублей за 2023 год ) и об их доле в ВРП (по Ростовской области – 2,2% за 2023 год). Вряд ли эти данные могли учитываться ВШЭ. Эти данные вполне могут укрепить позиции южных регионов. Тем более, что в теме креативности важны позиции малого бизнеса в экономике, а южным регионам тут есть, чем похвастать. Например, по итогам 2024 года в Ростовской области в сфере креативных индустрий было зарегистрировано свыше 2,8 тыс. юридических лиц, из которых порядка 65% являлись малыми и микропредприятиями, а также почти 7,2 тыс. индивидуальных предпринимателей.

«Регионы, определившие для себя отдельные приоритетные индустрии, оцениваются в рейтинге по наличию всего спектра мер поддержки, в том числе по неприоритетным для себя секторам, - отмечает Оксана Коростиева. - Исследование ВШЭ не может учесть ряд специфических моментов на местах. И это чувствительно для регионов Юга. Так, оцениваются институционально закрепленные механизмы. А между тем, традиционно на Юге сообщества креаторов по отдельным индустриям очень сильны и активны, но разрознены. И вовлечение их в программы поддержки, по большому счету, только начинается».
Что не так с креативными индустриями на Юге
«Более низкий уровень производительности труда в экономике южных регионов - исходный фактор низкого уровня развития креативных индустрий. Исторически сложившийся более низкий уровень науки и образования в южных регионах способствует миграции креативного персонала в регионы-лидеры, что понижает потенциал креативности экономики, – объясняет Александр Полиди. – Особенно это заметно в сфере высшего образования: очень значительное количество абитуриентов уезжают в столичные и ведущие вузы страны и закрепляются там, усиливая их креативную бизнес-среду. Очень серьезный дефицит креативного сообщества: отраслевая структура экономик юга не способствует росту спроса на креативных специалистов, за исключением ИТ-персонала. Власти в силу консерватизма мышления и недооценки перспектив развития креативных индустрий относятся к ним как к бизнес-периферии – это наблюдается, в частности, в Краснодарском крае. Пока не сформулировано внятного видения поддержки и развития отрасли, хотя как направление развития региона это закреплено в Стратегии долгосрочного социально-экономического развития».
«Юг низко в рэнкинге, потому что у нас плохо со стратегией, – считает Александр Букуров, директор диджитал-агентства «Вебпрактик», президент фонда «Развитие ИТ-образования», член комиссии по развитию креативных индустрий при Правительстве Ростовской области. – Сопоставимые по экономическим возможностям регионы показывают положительную динамику и уже реализуют яркие проекты в креативных индустриях. Это Томская, Свердловская, Ивановская области и другие. У них получается благодаря четким программам развития и взаимодействию государства и бизнеса. Юг отстает и продолжает работать по старинке, ожидая указаний из Москвы.
Каждому южному региону нужно найти свою нишу в российском, а в идеале – глобальном рынке креативных индустрий. В Ростовской области четыре приоритетных отрасли: ИТ, мода, гастрономия и искусство. У каждой из этих отраслей есть потенциал занять сильные позиции на федеральном рынке, но нужна специализация. В ИТ, например, это могли бы быть решения на базе ИИ в агрокомплексе, информационной безопасности, финтехе. Особое внимание следует уделить созданию масштабных и узнаваемых событий, которые смогут закрепить лидерство каждого региона в выбранных нишах и сформировать новый имидж Юга».
Как считает Александр Полиди, Краснодарский край значительно растерял портфель креативных проектов за последние 10 лет, хотя многие проекты базировались на частных инициативах: например, «Гик-пикник» – про науку, «Стереопикник» – про творчество, Gastreet – про кулинарию, забеги и марафоны от «Высшей лиги». То, что было создано как массовые мероприятия, развлечения и спорт, исчезло или перемещено в другие регионы по причине избыточного регулирования и запретов. В результате, говорит Полиди, в сознании креативного класса Юг не позиционируется как место для раскрытия бизнес- и личного потенциала.

«Базовая проблема – в архаичности мышления властей, что не может не улавливаться представителями отрасли, – продолжает свою мысль собеседник «Эксперта Юг». – Креативные индустрии всегда заметны и ярки - это проявляется в городской среде, «афише» городских мероприятий, скорости развития креативных профессиональных сообществ. Проблема неготовности городов Юга к развитию креативных индустрий выталкивает личности и проекты в регионы-лидеры, и здесь требуется ментальный прорыв властей. Это необходимо делать сейчас, поскольку в конкурентной борьбе за креативный капитал позиции Юга и края ослабели. А отсутствие прорыва в креативных отраслях приводит к стагнации производительности труда, и в среднесрочной перспективе очень вероятна смена миграционного притока населения на отток. Учитывая ограниченность производительных сил и ресурсов для экстенсивного развития традиционных отраслей, центральную роль в конкурентоспособности края в средне- и долгосрочной перспективе обеспечат именно креативные отрасли».
Оксана Коростиева отмечает комплексную работу Краснодарского края по развитию туристической привлекательности через потенциал креативных индустрий, а также новую команду в Ростовской области, которая демонстрирует открытость к диалогу с креативным сообществом.
«Стратегическая работа требует времени, но в конечном итоге приводит к стабильным результатам. Именно поэтому в первой десятке рейтинга Новосибирская, Свердловская, Томская, Ульяновская области – регионы, где формат мышления «креативные индустрии – это новая нефть» укоренился задолго до законодательного закрепления актуальности этой сферы».
Говоря о стратегической работе в регионах, наш собеседник имеет в виду нечто большее, чем наличие креативных индустрий в качестве приоритета в документах стратегического планирования, потому что этого недостаточно.
Пестрая типология регионов креативного Юга
Исследователи из ВШЭ выделили несколько групп регионов, использующих различные модели развития креативного сектора в зависимости от их демографических, экономико-географических особенностей и историко-культурного наследия. В таблице 2 представлена информация о том, в какие группы входят регионы ЮФО и СКФО и какие позиции они занимают (см. таблицу 2). Так, например, группа «Регионы-лидеры с крупнейшими мегаполисами» объединила крупные регионы с численностью населения более 1,25 млн человек, в которых административный центр представлен городом-миллионником, а уровень развития креативного сектора выше среднероссийского. В эту категорию, состоящую всего из 13 регионов, вошли Краснодарский край и Ростовская область, занявшие 11-е и 13-е места соответственно. Представители этой группы лидируют по большинству ключевых направлений развития креативных индустрий: существенно превосходят другие субъекты РФ в образовательной сфере, активно создают интеллектуальную собственность и демонстрируют более высокие показатели по среднему числу патентных заявок на изобретения, даже в сравнении с крупными индустриальными центрами. Кроме того, они проявляют высокую активность в процессах цифровизации. Среди инструментов поддержки здесь особенно развито организационное обеспечение креативных индустрий – в 10 из 13 субъектов работают профильные институты поддержки, а в 12 из них созданы креативные кластеры.
Таблица 2. Группы регионов с различными моделями развития креативного сектора
Группа регионов |
Регион |
Место региона в группе |
Регионы-лидеры с крупнейшими мегаполисами |
Краснодарский край |
11 |
Ростовская область |
13 |
|
Крупные индустриальные центры |
Волгоградская область |
9 |
Малые промышленные регионы |
Астраханская область |
14 |
Южные республики |
Республика Калмыкия |
1 |
Республика Северная Осетия – Алания |
2 |
|
Республика Крым |
3 |
|
Карачаево-Черкесская Республика |
4 |
|
Республика Адыгея |
5 |
|
Республика Ингушетия |
6 |
|
Чеченская Республика |
7 |
|
Кабардино-Балкарская Республика |
8 |
|
Республика Дагестан |
9 |
|
Приграничные регионы |
Севастополь |
2 |
Ставропольский край |
4 |
Источник: исследование ВШЭ
К группе «Крупные индустриальные центры» отнесены регионы с численностью населения свыше 1,25 млн человек, в экономике которых промышленность занимает значительную долю — совокупно более 25% валовой добавленной стоимости. На фоне развитого промышленного сектора роль креативной индустрии в этих субъектах выглядит менее значимой по сравнению с другими типами регионов: они отстают от крупнейших мегаполисов по объему продукции креативного сектора в 2,7 раза, от малых промышленных регионов — вдвое по активам, а также уступают культурно-историческим центрам. В эту категорию, включающую 13 субъектов РФ, вошла Волгоградская область, занявшая 9-е место.
К категории «Малые промышленные регионы» отнесены субъекты РФ с численностью населения не более 1,25 млн человек и долей промышленного производства в валовой добавленной стоимости свыше 20%. В эту группу вошла Астраханская область, занявшая 14-е место из 19. В отличие от других категорий, вклад креативных индустрий в экономику здесь более заметен. Так, по средней доле креативного сектора в общей стоимости основных средств регионы этой группы опережают крупные индустриальные центры в 1,5 раза, а по стоимости нематериальных активов и объему выручки занимают лидирующие позиции среди всех групп.
Группа «Южные республики» охватывает республики, входящие в состав ЮФО и СКФО. За исключением Калмыкии и Северной Осетии – Алании, все они оказались ниже 50-го места по значению индекса РРИКИ, что свидетельствует о значительном, но пока не реализованном потенциале развития креативных индустрий.
Несмотря на то, что южные регионы занимают не самые высокие позиции в общем рейтинге, некоторые из них демонстрируют лидерство по отдельным показателям. Так, Краснодарский край вошёл в десятку регионов с самыми высокими заработными платами в креативном секторе относительно средних значений по субъектам РФ, заняв восьмое место. Кроме того, в ТОП-20 регионов по доле туристской индустрии в валовом региональном продукте (ВРП) вошло десять южных субъектов (см. таблицу 3).
Таблица 3. Южные регионы в ТОП-20 регионов по доле туристской индустрии в ВРП
Место в ТОП-20 |
Регион |
2 |
Республика Дагестан |
3 |
Республика Крым |
4 |
Краснодарский край |
6 |
Севастополь |
7 |
Чеченская Республика |
8 |
Республика Ингушетия |
12 |
Ставропольский край |
13 |
Карачаево-Черкесская Республика |
16 |
Кабардино-Балкарская Республика |
Александр Букуров считает, что у ключевых регионов Юге есть все предпосылки, чтобы занять места в топ-20 рейтинга уже в ближайшие годы. Но для этого требуется переход от ожидания к активному формированию собственной повестки, концентрация ресурсов на стратегических направлениях, создание знаковых проектов, способных привлечь внимание инвесторов.