108 113 15

Потребительский патриотизм: какие изменения происходят на отечественном рынке овощей и фруктов

1959
7 минут

Доля отечественных овощей и фруктов на полках магазинов сегодня заметно превышает долю зарубежных. При этом южным садоводам повезло — погодные аномалии их урожай затронули в меньшей степени. Однако, несмотря на то, что потребитель заинтересован покупать у местных, импорт плодоовощной продукции в РФ продолжает расти. И дело тут далеко не в майских заморозках. В сложностях отечественного рынка овощей и фруктов разбирался «Эксперт Юг».

Потребительский патриотизм: какие изменения происходят на отечественном рынке овощей и фруктов

В России нет дефицита по основным категориям фруктов и овощей, уверены эксперты. // Фото: magnit.com
Поделиться
Несмотря на заявления крупных российских ритейлеров о том, что они готовы увеличить импорт фруктов и овощей из Азербайджана, Ирана и Узбекистана из-за майских заморозков, на деле ситуация выглядит несколько иначе.

По словам председателя Ассоциации питомниководов и садоводов Ставропольского края Айдына Ширинова, говорить о масштабных последствиях заморозков на Юге не приходится. Около двух третей фруктов выращивают в ЮФО и СКФО, где в этом году было отмечено необычайно раннее цветение. Это, вероятно, и спасло садовые культуры от негативного воздействия пониженной температуры. К тому же, в этих регионах температура понижалась не настолько значительно.

Эксперты отмечают, что доля отечественной продукции на прилавках магазинов сегодня заметно превышает долю продукции импортной. Однако Россия продолжает в большом объеме импортировать зарубежные фрукты и овощи, в том числе и потому, что такая продукция дольше хранится.

Продукция Юга заняла полки магазинов

«В России нет дефицита по основным категориям фруктов и овощей. В настоящее время трудно назвать категории продуктов, которые дефицитны. Например, даже при проблемах с заморозками, яблоки по-прежнему есть в изобилии. Я точно знаю, что Краснодарский край прекрасно себя чувствует в плане объемов яблочных садов», – объясняет Михаил Лачугин, эксперт по ритейлу, консультант поставщиков торговых сетей, учредитель отраслевого портала «Продукт медиа».

фрукты и овощи
Поделиться
Зачастую крупные производители выращивают овощные культуры в тепличных условиях. // Фото: 
Freepik

С овощами проблем тоже не возникает, но, если говорить, например, о помидорах и огурцах, то стоит учитывать, что крупные производители выращивают эти культуры зачастую в тепличных условиях.

«В популярной потребительской категории «овощи и фрукты» ключевое место занимают российские производители. Например, доля российских огурцов в поставках розничной сети «Магнит» составляет 98%, грибов – 99%, томатов – 70%. Основной спрос в этой продукции компания покрываем собственными теплицами и грибным комплексом, расположенными в Краснодарском крае», – сообщили «Эксперту Юг» в пресс-службе «Магнита».

В прошлом году компания значительно нарастила объемы поставок яблок российского производства — на 15% по сравнению с 2022 годом. На сегодняшний день налажено сотрудничество с более чем 40 отечественными хозяйствами разных масштабов. Доля российских яблок в общем объеме поставок выросла до 70%, тогда как пять лет назад составляла 50%.

«Основной объем картофеля также обеспечивают российские производители. Сейчас идет сезон клубники и в этом году мы планируем вдвое увеличить поставки в магазины «Магнит» отечественной ягоды и расширить пул российских поставщиков», – рассказали в пресс-службе.

Выбор между отечественными и зарубежными фруктами и овощами у потребителей зависит от нескольких факторов. «В первую очередь, это цена: импортные продукты зачастую дороже, поэтому большинство покупателей ориентируются на стоимость. Зарубежные фрукты и овощи могут рассматриваться как праздничное лакомство или эксклюзивный продукт. Однако, существует и определенный потребительский патриотизм: люди предпочитают отечественные продукты, особенно если они из определенного региона. Таким образом, потребительский выбор – это баланс между ценой и патриотизмом», – подытожил Михаил Лачугин.

При этом следует упомянуть, что, несмотря на упомянутые собеседниками факты, по все России Россельхознадзор отмечает увеличение объемов импорта плодоовощной продукции на 10% с начала 2024 года. По данным ФГИС «Аргус-ФИТО» на 14 апреля, с начала текущего года Россельхознадзором проконтролировано при поставках в Россию 2,5 млн тонн такой продукции.

Зарубежные фрукты подходят для транспортировки

Отечественные производители фруктов и овощей сталкиваются с рядом трудностей при конкуренции с зарубежными поставками. «Одной из ключевых проблем является ограниченное многообразие сортов и недостаточная сохранность продуктов. Зарубежные продукты часто более устойчивы к транспортировке и длительному хранению, что важно для ритейлеров. Стабильность поставок также является важным фактором, в чем зарубежные поставщики имеют преимущество благодаря хорошо налаженной кооперации и гарантированным объемам», – отмечает Михаил Лачугин.
На эту тему
Садоводам Кубани нужен запрет на ввоз иностранных яблок, а не режим ЧС
Поделиться

Стоит также учитывать, что в РФ есть продукты, которые являются обязательным элементом покупательского списка, но не выращиваются отечественными аграриями. «При этом есть востребованные экзотические позиции, которые не произрастают в нашей стране, но являются обязательной частью покупательской корзины, например бананы и цитрусовые», – поделились в пресс-службе «Магнита».

Именно с данными категориями товаров у российских ритейлеров бывают небольшие проблемы, как отмечают эксперты.

«Бывают временные проблемы, например, с бананами, которые связаны с логистическими сложностями или политической ситуацией в странах-поставщиках, как было с Эквадором. Однако, такие проблемы не вызывают реального дефицита, а скорее создают искусственный ажиотаж в магазинах, чтобы поднять цены», – подытожил Михаил Лачугин. 

Цены на овощи и фрукты продолжают расти


Согласно данным Росстата, за последний год (с мая 2023 по июнь 2024) цены на картофель увеличились на 20,86%, в то время как цены на капусту снизились на 8,14%. Репчатый лук подорожал на 3,69%, свекла подешевела на 5,4%, а морковь подорожала на 3,53%. Огурцы и помидоры за год подешевели на 5,89% и 7,68% соответственно. Цены на яблоки увеличились на 6,77%, а на бананы – снизились на 1,3%.

Ранее стало известно, что фермеры Ростовской области начали продавать картофель с полей на 25% дороже, чем в 2023 году.

При этом эксперт не видят ничего необычного в колебании стоимости на фрукты и овощи, называя это обычным явлением. Они также уверены, что скоро нас ждем снижение цен на определенные категории товаров, такие как огурцы, помидоры, кабачки, баклажаны и перец. Что касается фруктов, то сэкономить можно будет на яблоках, бананах, грушах и винограде.

Цены на яблоки снизятся, независимо от объема урожая, в связи с предстоящим периодом пополнения запасов. Летом цены на бананы также снизятся из-за конкуренции с другими видами фруктов. Цены на виноград достигают пика в июне, а самые низкие будут в октябре. Следовательно, уже к середине осени ожидается снижение цен на виноград примерно на 30% по сравнению с летом. Однако в дальнейшем нас опять ждет рост стоимости фруктов и овощей.

«Хотя цены на фрукты и овощи могут колебаться и в будущем могут увеличиться, особенно к Новому году, это не является чем-то необычным, так как цены на производимую продукцию обычно увеличиваются каждый год», – поделился Михаил Лачугин.

С приближением сезона черешни эксперты АТОЛ проанализировали изменения цен на ягоды по сравнению с прошлым годом.

Все ягоды подорожали, но больше всего цены выросли на малину и вишню. За килограмм малины в этом году придется отдать в среднем 783 рубля, а за вишню – 486 рублей. Это на 16% больше, чем в 2023 году.

close-up-woman-holding-tomato_23-2149081068.jpg
Поделиться
Эксперты не видят ничего необычного в колебании стоимости на фрукты и овощи. // Фото: 
Freepik

Клубника также подорожала на 15%, ее средняя стоимость достигла 551 рубля. Смородина, ежевика и черешня стали дороже на 12% и теперь стоят 563, 996 и 509 рублей за килограмм соответственно. Меньше всего цены выросли на голубику – на 8%. За килограмм этой ягоды теперь придется отдать 998 рублей.

Тренд на продукцию от локальных производителей 

Спрос на продукты от локальных производителей – это тренд, который будет набирать обороты в ближайшие годы. Покупатели воспринимают местную продукцию как качественную, свежую, свою, делятся в пресс-службе крупного ритейлера.

Понимая трудности, с которыми сталкиваются небольшие производители (в логистике, правильном хранении, упаковке, маркировке продукции и др.), компания развивает новые форматы взаимодействия с такими поставщиками, сокращая путь малого производителя к покупателю, и реализует комплекс мер для фермеров: упрощенные договоры и новые для рынка модели, такие как агрегатор, а также уже успешные агроконтракты – долгосрочные договоры на поставки будущего урожая.

«По агроконтрактам в крае мы работаем примерно с 15 производителями яблок, овощей и бахчевых. В 2023 году по всей сети мы увеличили закупки фермерского ассортимента почти на треть, в структуре поставок основную долю занимает плодоовощная продукция», – уточнили в пресс-службе сети «Магнит».

Эксперты уверены, что конкуренция, в том числе и с зарубежными поставщиками, позволяет отечественным производителям развиваться. «Это подталкивает их к поиску новых сортов, совершенствованию семеноводства и селекции. Также важно изучать успешный опыт зарубежных игроков, адаптировать его к российским условиям и внедрять лучшие практики. Конкуренция – это двигатель прогресса, который позволяет производителям совершенствоваться и предлагать потребителям более качественную продукцию», – считает Михаил Лачугин.
0
6
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .