Ваш город: ,
77 90 11

Прерванный поток: как атака на «КТК» отразится на экономике России и Казахстана

107
8 минут

Атака ВСУ на объекты Каспийского трубопроводного консорциума в конце ноября может сократить экспорт казахстанской нефти на 30-40% и привести к росту цен на мировом рынке на 2-4%. При этом ни один из возможных вариантов альтернативных маршрутов экспорта не сможет стать для Казахстана полной заменой «КТК» и полностью компенсировать прежние объемы прокачки нефти, уверены эксперты.

Прерванный поток: как атака на «КТК» отразится на экономике России и Казахстана

Поделиться
Повреждение в Новороссийске выносного причального устройства Каспийского трубопроводного консорциума — стратегической артерии для экспорта казахстанской нефти — фактически парализовало работу ключевых экспортных мощностей республики. Это вынуждает Казахстан срочно искать альтернативные маршруты, а мировой рынок – оценивать риски дефицита и рост цен. Россия при этом теряет заработок от транзита нефти и отчисления в бюджет.

Как ВСУ методично атаковали объекты «КТК»

Объекты АО «Каспийский трубопроводный консорциум-Р» (КТК) неоднократно оказывались под ударами ВСУ. Только с начала года таких атак было четыре. В феврале беспилотники повредили нефтеперекачивающую станцию «КТК» в Кропоткине, она была выведена из эксплуатации.

В сентябре в ходе атаки БПЛА в Новороссийске был поврежден городской офис «КТК», два работника компании получили ранения различной степени тяжести. Кроме того, пострадали еще несколько человек, находящиеся в здании офиса в момент ЧП. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала удар БПЛА по офису «Каспийского трубопроводного консорциума» в Новороссийске предупреждением для ЕС о возможных атаках ВСУ на европейскую инфраструктуру.

В ночь на 25 ноября беспилотные летательные аппараты повредили здание морского терминала в поселке Южная Озереевка. Там находится главный центр управления компании, который контролирует работу всей трубопроводной системы Тенгиз – Новороссийск.

Спустя четыре дня ВСУ совершили последнюю на данный момент атаку, на этот раз с помощью безэкипажных катеров. В результате «КТК» лишился одного из трех выносных причальных устройств в Новороссийске – ВПУ-2. Как отметили в консорциуме, дальнейшая эксплуатация причала невозможна. По данным издания «Коммерсантъ», полная замена одного из наливных устройств, поврежденного в ходе атаки, может затянуться до лета, а стоимость подобной системы оценивается в 80–120 млн долларов.

После атаки на морской терминал «КТК» отгружает нефть с одного причала из трех – ВПУ-1. В середине ноября ВПУ-3 было выведено из эксплуатации для проведения планового предупредительного ремонта. Работы на ВПУ-3 по замене плавучих и подводных шлангов должны были занять до двух месяцев, но окончательный срок зависит от погодных условий, отметили в «КТК». Отметим, что в консорциуме планировали замену ВПУ-1 и ВПУ-2 в 2026 году. Завершить процесс изготовления обоих ВПУ планировали в декабре этого года.

«Каспийский трубопроводный консорциум» объединяет предприятия ТЭК России, Казахстана, США и ряда стран Западной Европы и обеспечивает транспортировку нефти с трех крупных казахстанских месторождений: Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Магистральный нефтепровод протяженностью больше полутора тысяч километров, который заканчивается морским терминалом, – ключевой маршрут для экспорта казахстанской нефти, через который транспортируется более двух третей всего ее экспортного объема. Такие показатели называют в самом консорциуме. Эксперты говорят, что год от года эти данные разнятся и могут достигать 80-90%. Например, показатели в 80% были по итогу 2022 года. Через этот маршрут на экспорт также идет сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии.

акционеры ктк.jpg
Поделиться
Полный список акционеров «Каспийского трубопроводного консорциума»  // Фото: cpc.ru

Казахстан уже не раз высказывался, что атаки ВСУ «в отношении сугубо гражданских объектов критической инфраструктуры являются недопустимыми». Аналогичное заявление МИД Казахстана сделал и в этот раз, отметив, что расценивает последний инцидент «как действие, наносящее ущерб двусторонним отношениям с Украиной».

Также Министерство энергетики Казахстана заявило о том, что активизирует план по перенаправлению экспортных потоков нефти на альтернативные маршруты, чтобы минимизировать негативные последствия и сохранить темпы добычи на крупных месторождениях. Какие именно маршруты имелись в виду, в Минэко республики не уточнили.

Как удар по «КТК» отразится на мировом рынке нефти

Необходимость перенаправления поставок казахстанской нефти по другим маршрутам очевидно станет серьезным негативным фактором для мирового рынка нефти в целом, прежде всего потому, что на перестройку цепочек поставок потребуется время. Такое мнение выразил доцент факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Хачатурян.

«Такая переналадка займет в среднем 10-20 дней и неизбежно приведет к снижению суточных объемов предложения на мировом рынке, а, следовательно, росту цен. Можно прогнозировать рост цен в диапазоне 2-4%, то есть примерно до уровня 65-67 долларов за баррель. При условии, что некоторые альтернативные маршруты и так загружены и их пропускная способность ограничена, период переналадки может затянуться до 30-45 дней, а, значит и рост цен на нефтяном рынке ускориться до уровня 68-70 долларов за баррель», — считает эксперт.

Аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко отмечает, что атака уже повлияла на глобальные цены на нефть. На открытии в понедельник цена на нефть марки Brent на спот-рынке протестировала отметку $64,3/б. Воздействие на рынки носило ограниченный характер, однако всплеск цен зафиксирован.

«Происходящее вызывает беспокойство у участников рынка, воспринимающих это как потенциальную угрозу глобальному дефициту. На данный момент наблюдаются неопределенные настроения, которые приводят к колебаниям цен. Стоимость транспортировки углеводородов по Черному морю уже возросла, а риски способствуют увеличению ставок фрахта и страхования», — отмечают аналитики консалтинговой компании «ОМТ-Консалт».

Ни один из возможных вариантов не станет для Казахстана полной альтернативой «КТК» и не сможет полностью компенсировать прежние объемы прокачки нефти, отмечает Михаил Хачатурян, однако есть несколько маршрутов, которые республика может использовать для решения проблемы.

«Наиболее перспективными выглядят три варианта: транспортировка нефти по железной дороге через территорию РФ, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и переброска имеющихся объемов нефти в Китай через нефтепровод Атасу-Алашанькоу и далее через китайские порты доставка морем. Есть и четвертый вариант – это прокачка казахстанской нефти через российскую трубопроводную систему и трубопровод «Дружба». Резонно предположить, что при использовании всех вариантов объемы прокачки удастся восстановить на 55-75%. В этой связи очевидно, что объемы экспорта нефти из Казахстана будут снижаться в диапазоне 30-40%», – считает Хачатурян.

КТК3.jpg
Поделиться
«Каспийский трубопроводный консорциум» является ключевой артерией для экспорта казахстанской нефти // Фото: cpc.ru

Примерно такой же показатель сокращения экспортных объемов казахской нефти — 30% — называет и аналитик ФГ «Финам».

«„КТК“ практически не имеет альтернативы для Казахстана. Полностью перенаправить нефть через альтернативные маршруты, как заявило Минэнерго Казахстана, скорее всего не получится. Возможно, в ближайшее время мы увидим рост загрузки трубопровода «Дружба», через который казахстанская нефть попадает в Германию», — предполагает Николай Дудченко.

В «ОМТ-Консалт» отмечают, что альтернативные маршруты, например, через российскую систему «Транснефти» или трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД), менее выгодны из-за высокой стоимости логистики. Кроме того, прокачка нефти через БТД может ухудшить качество продукта, так как азербайджанское сырье имеет более высокое содержания серы.

Неравные потери: почему Россия страдает от ситуации меньше, чем Казахстан

Для России уменьшение отгрузок нефти через «КТК» далеко не так болезненно, как для Казахстана, говорят эксперты. Объем российской нефти, которая поставляется по «КТК», составляет порядка 4% от общего объема экспорта. Какая-то часть этих объемов может экспортироваться по альтернативным маршрутам, говорит Николай Дудченко.

«Если оценивать объем прокачки российской нефти по КТК, то он составляет примерно 10-12 млн тонн. Безусловно, российским нефтяным компаниям также придется искать варианты перенаправления этих объемов по альтернативным маршрутам, но в силу того, что эти показатели в масштабах всего объема поставляемой на мировой рынок российской нефти невелики, Россия обладает большей вариативностью для их перенаправления по другим маршрутам. Разумеется, у нас потери тоже будут, но они в разы меньше, чем у Казахстана. Рост транспортных издержек для российской нефти вряд ли превысит 5-7%», — говорит Михаил Хачатурян.

Перенаправление экспортных потоков Казахстана может нанести существенный ущерб российскому бюджету. При условии, что «КТК» полгода-год работать в полном объеме не сможет, российский бюджет может недополучить 6-8 млрд рублей дивидендов, по мнению Хачатуряна. Ощутимы также будут потери бюджета Краснодарского края. Хачатурян предполагает, что налоговые поступления в региональный бюджет от «КТК» в ближайший год могут сократиться на 5-7,5 млрд рублей. Для сравнения в 2024 году они составили 11,7 млрд рублей. Консорциум занимает шестую строчку в списке крупнейших компаний ЮФО, его выручка за 2024 год составила 166 млрд рублей.

«Это ощутимые потери, но с учетом развития других секторов региональной экономики в целом не критические», – считает Хачатурян.

КТК2.jpg
Поделиться
Эксперты считают, что ни один из альтернативных маршрутов не сможет заменить для Казахстана «КТК» // Фото: cpc.ru

Эксперты отмечают, что все перемены носят временный характер. Разработка альтернативных маршрутов для казахстанской нефти сталкивается с трудностями, связанными с финансированием и сроками реализации, а любые новые проекты могут начать функционировать не ранее чем через несколько лет. Астана вряд ли будет рассматривать другие маршруты, поскольку использование «КТК» остается наиболее выгодным вариантом, уверены в «ОМТ-Консалт».

«Разумеется, отказ от использования «КТК» для транспортировки нефти будет временным на период восстановления. Очевидно, что украинские атаки на него вряд ли поставят крест на весьма значимом и прибыльном для его участников проекте. Поэтому очевидно, что «КТК» будет восстановлен и перезапущен», — отмечает Михаил Хачатурян.

В период спада объемов экспорта казахстанской нефти крупные игроки могут попытаться увеличить свои поставки для занятия освободившейся доли рынка, однако к существенным изменениям на мировом рынке это вряд ли приведет, считает эксперт.

«Собственно, все соседи Казахстана по Каспийскому региону очевидно постараются это сделать. Скорее всего постараются занять нишу Казахстана и крупные мировые игроки, такие как Саудовская Аравия, США, ОАЭ и Малайзия. Другое дело, что нарастить свои объемы добычи всем будет довольно сложно, так как для наращивания нужны новые контракты и маршруты поставок, а их налаживание требует времени, за которое «КТК» может быть восстановлен», — говорит Хачатурян.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: Каналы в Telegram и Дзене, наше сообщество ВКонтакте, наша группа в Одноклассниках .