103 105 14

Прибыло пополнение

1025
9 минут

Проведя очередное исследование среднего бизнеса ЮФО, мы поразились, увидев, что в 2011 году он вырос на 40% по объёму выручки и на 38% — по численности. Ранее мы такой динамики в этом сегменте не наблюдали. Основные тренды — активное пополнение рядов средних компаний бывшими малыми предприятиями и феноменальные темпы роста торговли

Прибыло пополнение

Поделиться
В 2011 году, как мы теперь понимаем, произошло нечто незаурядное для региональной экономики. Судите сами. Исследование среднего бизнеса — самой малоизученной и противоречивой деловой прослойки — мы осуществляем в третий раз. Первое было проведено по итогам 2007 года, второе — год назад по итогам 2010 года. В 2007 году в нынешних границах ЮФО мы насчитали 699 средних предприятий. И по итогам 2010 года их количество практически не изменилось — 692. Объём выручки также остался приблизительно тем же. А по итогам 2011 года мы видим резкий скачок — почти на три сотни компаний. Теперь их 986, совокупные доходы — 612,7 млрд рублей. Попытаемся разобраться, что произошло.

Поскольку сфера среднего бизнеса — условная транзитная зона, которую проходит компания на пути от годовой выручки в 400 млн рублей до 1 млрд, то, понятно, на неё сильно влияют процессы притока новичков из сферы малого бизнеса и оттока в крупный. Бывает и наоборот — когда понижение выручки крупных компаний делает их средними, а понижение выручки средних превращает их в малые. В 2011 году наблюдалось движение во все стороны. Например, 37 фирм, появившиеся в исследовании по итогам 2011 года, — это компании-новички. Ещё 37 компаний пополнили список средних в связи с падением выручки ниже миллиарда рублей. Но определяющим стало увеличение числа средних компаний за счёт представителей малого бизнеса. За 2011 год 372 (!) малых предприятия переступили черту выручки в 400 млн рублей, то есть из 986 компаний 38% ещё год назад были «малышами». Подобной динамики в крупном бизнесе, как правило, не наблюдается; не каждый год такое встретишь и в среднем.

Утяжеление участников

Для понимания того, что происходит внутри среднего бизнеса, многое даёт ранжирование компаний по объёму выручки (см. график 1). Год назад, анализируя средние компании с шагом в 100 млн рублей, мы видели, что по мере роста выручки количество компаний сокращается. Объяснимо наименьшее их количество присутствовало в сегменте от 800 млн рублей годового оборота до миллиарда. То есть в рамках среднего бизнеса наблюдалось некоторое расслоение между верхом и низом общего списка. В этом году мы не получили принципиально иной картины, но наибольший прирост пришёлся на две точки — в количестве компаний с выручкой 400–500 млн рублей и фирм с оборотом в 700–800 млн. Это говорит о том, что средний бизнес ЮФО в целом становится более весомым.

Из прошлогодних «пограничных» компаний в разряд крупного бизнеса перешло, например, ОАО «Полтавская нефтебаза», выручка которого увеличилась пусть и символически, но достаточно для того, чтобы стать крупным (1,04 млрд рублей). Компания «Долина» из Краснодарского края, занимающаяся производством виноградного вина, за год заработала 1,15 млрд рублей и тоже выбыла из рядов среднего бизнеса. Среди прочих ранее средних компаний в разряд крупного бизнеса перешли ОАО «НИПИгазпереработка» (1,7 млрд рублей), ООО «Панавто-Юг» (1,6 млрд рублей), ООО «Кубань-Вино» (1,3 млрд рублей) и др.

Кубань и Дон в отрыве

В региональной структуре среднего бизнеса лидирует Кубань — здесь 418 компаний, которые формируют 42,5% совокупных доходов всего среднего бизнеса юга России. На втором месте Ростовская область, средний бизнес которой создаёт более 38% совокупной выручки, но за год вырос динамичнее (см. таблицу 2). И Кубань, и Дон за год приросли более чем сотней средних компаний — то есть на 34% и 41% соответственно.

На третьем месте Волгоградская область — на неё приходится 14,6% всех доходов средних компаний округа. Для сравнения, в сфере крупного бизнеса распределение долей между регионами примерно такое же, но на уровне среднего бизнеса Дон и Кубань имеют гораздо более мощную прослойку. В Волгоградской области средних компаний в 2,5–3 раза меньше, тем не менее, регион увеличил свой вес в среднем бизнесе ЮФО — с 11,5% до 14,6%. Произошло это за счёт скачка количества предприятий за год на 79% — с 81 до 145. В отраслевом разрезе наибольшее пополнение произошло благодаря оптовой торговле и строительству. Но если смотреть на прирост в абсолютных цифрах, то можно видеть, что отрыв Кубани и Ростовской области увеличивается.

Торговля быстрее индустрии

Практически все субъекты ЮФО отличает высокий уровень среднего торгового бизнеса, чья доля в доходах колеблется от 40 до 50%. Высокие темпы развития в округе связаны в первую очередь с успехами торговли. В отраслевой структуре среднего бизнеса на Юге её доля увеличилась с 44,7 до почти 50%. Торговля в 2011 году предстала как самая динамичная отрасль — темпы прироста розницы составили 80%, опта — 54% (см. график 2). Для сравнения, годом ранее промышленность, хотя и значительно проигрывала в доле, однако росла наиболее впечатляющими темпами. Теперь ситуация изменилась — и вес промышленности в среднем бизнесе сократился с 25,6 до 17%. Эта тенденция отражает общероссийскую ситуацию, характеризующуюся замедлением темпов роста промышленного производства. По ряду индустриальных отраслей мы видим прирост выручки, близкий к нулю. Наиболее динамичны цветная металлургия и углепром, представленные в рейтинге минимальным количеством компаний. Впрочем, торговля потеснила индустрию не только за счёт более высоких темпов прироста, но и благодаря сокращению отдельных отраслей. Вероятно, динамика торговли отчасти объясняется и её большей гибкостью, высокой скоростью реакции на внешние изменения на фоне стабильного ещё восстановительного развития экономики округа в 2011 году.

Выручка предприятий в сфере пищевой промышленности сократилась почти на 30%, но произошло это на фоне увеличения доли АПК больше чем наполовину (+53%). Интересно, что определённое перераспределение между предприятиями АПК и пищевой промышленности мы отмечали и в исследовании динамично развивающихся компаний Юга — «газелей». Однако среди «газелей» ситуация обратная — там растёт доля пищепрома и снижается вес АПК. Эта ситуация демонстрирует бо́льшую способность компаний пищевой промышленности к быстрому росту, благодаря чему им требуется меньше времени, чтобы перейти в категорию крупного бизнеса, в отличие от сферы АПК, где развитие бизнеса тесно связано с природными и биологическими процессами.

В связи с изменением методологии доля ЖКХ за год существенно выросла. Появление в списке примерно десятка предприятий сферы ЖКХ позволило повысить объективность исследования.

Безубыточных отраслей меньше

Убыточными в базе среднего бизнеса по итогам 2011 года оказались 125 компаний, то есть каждая восьмая. По итогам 2010 года таковых было меньше — 88 (но также — каждая восьмая в базе). Доля доходов убыточных компаний в общей выручке среднего бизнеса Юга за два года практически не изменилась — 13% и 12,6% в 2010 и 2011 годах соответственно. Вероятно, показатели убыточных компаний являются некоей константой регионального среднего бизнеса. За 2011 год предприятия генерировали 10,65 млрд рублей чистых убытков, что меньше, чем в 2010 году (12,2 млрд рублей). Наиболее убыточный бизнес связан с реализацией инвестпроектов, когда, например, на этапе строительства гостиниц или производств в первые годы предприятие генерирует убытки, обусловленные не операционной деятельностью, а капвложениями.

Если год назад можно было выделить целый ряд отраслей (цветная и чёрная металлургия, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лёгкая, полиграфическая промышленность и др.), где все компании прибыльны, то по итогам 2011 года ситуация изменилась. Только в стекольной и целлюлозно-бумажной промышленности все предприятия оказались прибыльными. Возможно, такая ситуация объясняется исчерпанием ресурса посткризисного восстановления региональной экономики.

Потенциал для финансирования

Особая характеристика среднего бизнеса на Юге, которая была отмечена год назад и сохраняет свою силу и сегодня, — недокредитованность. Нормальной признаётся краткосрочная задолженность, не превышающая квартальной выручки предприятия, то есть не более 25% годового оборота. В большинстве отраслей среднего бизнеса Юга этот показатель не превышает 15–20%. Резких колебаний этого показателя за год не произошло. Доля краткосрочной задолженности, если не брать во внимание нефтегазовую промышленность, больше трети годовой выручки только в АПК и углепроме. В пищевой промышленности её уровень составляет порядка 28%, в машиностроении — около 25%. И это достаточно много. Для сравнения, в химпроме задолженность отмечена на уровне 16–17%, в цветной металлургии и промышленности строительных материалов — ниже 10%. Долгосрочная финансовая нагрузка в машиностроении и химпроме составляет менее 10% годового оборота, в пищевой — почти 20%. То же касается и долгосрочной нагрузки — южный средний бизнес имеет значительный потенциал для более активного кредитования. Вероятно, в связи с этим целый ряд кредитных организаций свои стратегические цели связывают именно с развитием кредитования в этом сегменте.

Методология
Для отбора средних компаний была использована уже не раз апробированная нами методология, незначительно усовершенствованная для того, чтобы картина южного среднего бизнеса была более адекватной. Подчеркнём, что изменения не носили принципиального характера и незначительно повлияли на результаты анализа. Как и ранее, в число участников могли быть включены компании, зарегистрированные на территории ЮФО. На первом этапе отбора с помощью системы СПАРК была сформирована многотысячная база из компаний крупного, среднего и отчасти малого бизнеса округа. Затем отобраны компании с доходами по итогам отчётного 2011 года не ниже 400 млн рублей и не выше 1 млрд рублей. Далее мы чистили базу в соответствии с принятой методологией. В число отобранных не попали энергосбытовые компании во избежание двойного учёта. С этой же целью, если в итоговую базу была включена головная холдинговая компания, исключались её дочерние структуры, годовые данные которых консолидированы в финансовой отчётности холдинга. В анализируемую базу среднего бизнеса не вошли организации, доходы которых позволяют назвать их средними, однако деятельность их не вполне прозрачна. В процессе отбора были удалены фирмы, занимающиеся финансовым посредничеством, операциями на рынке ценных бумаг, те организации, сфера деятельности которых ограничена исключительно сдачей внаём недвижимости. Напомним, что в прошлом году из исследования были удалены все МУПы и ГУПы, нынешний же список был очищен от тех ГУПов и МУПов, которые работают за пределами рыночной матрицы. Такой шаг позволил включить в анализ чуть больше десятка предприятий в сфере ЖКХ, что позволяет повысить объективность исследования. Второе нововведение — мы оставили компании, которые в 2012 году находились в стадии банкротства, но работали в 2011 году; таковых было чуть более десяти. Эти два пункта изменения методологии не привели к принципиальному изменению общих показателей, что позволяет считать дальнейший сравнительный анализ показателей деятельности среднего бизнеса за 2010 и 2011 год адекватным. Главным критерием ранжирования оставалась выручка от продаж за 2011 год. В итоге из первоначальной базы были удалены тысячи и сотни юридических лиц; осталось всего 986 компаний, которые можно отнести к среднему бизнесу. Уточним, что за рамками исследования остались также банковский, страховой и лизинговый бизнес, которым мы традиционно посвящаем отдельные исследования на страницах журнала.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .