С 2020 года проезд через КПП на участках границы России и Азербайджана в Дагестане открыт только для грузового транспорта // Фото: mintrans.gov.ru
Поделиться
По его словам, пропускная способность контрольно-пропускного пункта после реконструкции вырастет до 2,4 тысяч единиц транспорта в сутки. Сегодня она не превышает 200 единиц. Работы по реконструкции должны завершиться к 2028 году.
Как выяснил «Эксперт Юг», на границе России и Азербайджана планируется реконструировать два из трех имеющихся КПП. Об этом изданию рассказал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан Саид Рамазанов. Ожидаемым результатом реализации проектов станет рост объёма международных грузоперевозок по направлению «Север–Юг», создание новых рабочих мест и сокращение времени проезда через КПП до 30-45 минут. При этом, для максимального экономического эффекта двум государствам сначала необходимо устранить имеющиеся дипломатические разногласия, говорят эксперты.
Рост перевозок по МТК «Север-Юг»
Количество пропускных полос на КПП «Тагиркент-Казмаляр» будет увеличено с нынешних 8 до 20. Его ежедневная пропускная способность возрастет в 11,8 раз, с 200 до 2360 автомобилей в сутки. Пропускная способность грузового транспорта вырастет в 22 раза, до 1100 авто в сутки, легкового — почти в 9 раз, до 1200 авто, автобусов — в 6 раз, до 60 машин в стуки. Стоимость модернизации объекта составит 2,6 млрд рублей.Масштабные работы по реконструкции также намечены на КПП «Ново-Филя». Количество полос на контрольном пункте увеличат с нынешних 5 до 10. Его ежедневная пропускная способность возрастет в 20 раз, с 50 до 1020 автомобилей. Пропускная способность грузового транспорта увеличится в 66 раз, до 800 авто в сутки, легкового — почти в 7 раз, до 1200 авто, автобусов — почти в 7 раз, до 20 машин в стуки. Работы оцениваются в 1,2 млрд рублей.
Таким образом, совокупная пропускная способность двух КПП вырастет в 13,5 раз, с 91 250 до 1 233 400 единиц авто в год или с 250 до 3 380 транспортных средств в сутки. Реконструкцию планируют выполнить в 2026-2027 годах. При этом ввод объектов в эксплуатацию, по данным регионального Минтранса, намечен только на 2030 год.
«Ожидаемый экономический эффект от реализации проектов включает рост объёма международных автоперевозок на направлении «Север–Юг», в том числе, в рамках международного транспортного коридора «Восток–Запад», сокращение времени пропуска с 4–6 часов до 30–45 минут в пиковые периоды, увеличение налоговых поступлений в республиканский и местные бюджеты за счёт роста логистической и сопутствующей деятельности, а также создание до 350 новых рабочих мест, включая 120 — в сфере таможенного и пограничного администрирования», — подчеркнул Саид Рамазанов.

Поделиться
Совокупная пропускная способность двух КПП вырастет более чем в 13 раз, и превысит 1,2 млн транспортных средств в год // Фото: mintrans.gov.ruЕще один пропускной пункт на российско-азербайджанской границе – КПП «Яраг-Казмаляр» – был реконструирован в 2023 году, сообщили «Эксперту Юг» в пресс-службе Министерства транспорта РФ. Количество полос на объекте увеличилось с 14 до 22, а пропускная способность объекта выросла до 1 870 транспортных средств в сутки. Как писал ТАСС, стоимость работ превысила 1,2 млрд рублей.
Москва и Баку получат выгоду от реализации проекта
В вопросе расширения действующего транспортного коридора и международных связей между Россией и Азербайджаном техническая сторона отходит на второй план. На первом остается необходимость гармонизации взаимоотношения двух стран на политической арене, говорит директор по развитию ООО «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе Павел Марышев.«Безусловно сейчас так называемый Азербайджанский коридор работает не на все 100%. Это обусловлено даже не его текущей пропускной способностью, а в первую очередь меняющейся конфигурацией международных отношений между Баку и Москвой, которые в последнее время носят крайне неоднозначный характер. Постоянные ноты протеста, взаимные уколы не могут не отразиться на торговом обороте. Но поскольку именно экономика, во многом, определяет политику, выгода, которую получает азербайджанская сторона выполняя транзитную функцию, перевешивает. Не исключаю, что это стало ключевым параметром, на который опирались наши соседи, согласовывая реконструкцию пропускных пунктов», – делится мнением собеседник «Эксперта Юг».
Он добавляет, что важным фактором развития российско-азербайджанского сотрудничества является серый импорт, высокая доля которого рискует замедлить развитие международного коридора «Север-Юг», о котором заявляют власти.
«С точки зрения российской стороны, в условиях санкционных ограничений любые транспортные коридоры, новые каналы или же развитие старых – прекрасная возможность нащупать очередную точку роста для экономики. Расширение транспортных возможностей позволит получить свою выгоду как азербайджанской, так и российской стороне», – резюмирует эксперт.
Граница между Россией и Азербайджаном остается частично закрытой
Добавим, что масштабная модернизация пунктов пропуска организована на фоне продолжающегося частичного закрытия сухопутной границы между Россией и Азербайджаном. Ограничения действуют с апреля 2020 года. Они были введены во время пандемии ковида по инициативе азербайджанской стороны и касаются всех видов транспорта, кроме грузовых автомобилей. Пропуск физических лиц через границу также приостановлен.По данным Федеральной таможенной службы РФ, среднесуточный транспортный поток через контрольно-пропускные пункты на дагестанском участке границы с Азербайджаном сегодня составляет около 460 единиц грузового автотранспорта.
Ранее стало известно, что специальный карантинный режим на территории Азербайджана продлён до 1 января 2026 года. На вопрос «Эксперта Юг» будет ли открыта сухопутная граница между государствами с начала нового года и ведут ли стороны соответствующие переговоры, в Минтрансе РФ не ответили.
«На сегодняшний день со стороны Азербайджана ковидные ограничения сохраняются, в связи с чем движение пассажирского и легкового транспорта по-прежнему приостановлено», – резюмировали в ведомстве.


