В 2018 году ООО «Алунекст», созданное 26 лет назад, перешло из сегмента среднего бизнеса в крупный, превысив планку выручки в 2 млрд рублей. Компания специализируется на производстве архитектурно-строительных профилей из алюминия и алюминиевых сплавов, производство расположено в Белокалитвинском районе Ростовской области. Одна из причин роста компании — ориентированность на экспорт, доля которого сегодня в общих объёмах предприятия составляет почти 50%. Предприятие производит продукцию, не раз отмеченную премией «Лучшие товары России». Также компания является постоянным участником конкурса «Лучший экспортёр Дона». В 2018 году предприятие получило субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат, связанных с сертификацией продукции и систем менеджмента качества, а также на возмещение части затрат на участие в выставочных мероприятиях за рубежом.
В беседе с «Экспертом ЮГ» директор по экономике ООО «Алунекст» Михаил Панькин рассказал, на что именно компания делает упор в реализации своей стратегии развития и за счёт чего получается динамично расти на протяжении нескольких лет.
Рост и инвестиции
— Насколько удачно сложился для вашей компании 2018 год и складывается первая половина 2019 года с точки зрения объёмов выпуска и продаж?
— В целом удачно. Рост выручки, по сравнению с 2017 годом, составил 17,5 процента. Одна их причин роста — увеличение выпуска основной продукции, алюминиевых строительных профилей, ориентированной на экспорт. Сейчас его доля в общих объёмах продаж предприятия составляет 47 процентов, что соответствует нашей стратегии, согласно которой не менее половины продукции мы должны продавать на внутреннем рынке России.
В первые четыре месяца 2019 года выручка выросла на 3,8 процента по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом. Мы считаем это хорошей динамикой. Если у нас получится сохранить такие темпы, то по итогам года общий прирост выручки составит около 15 процентов.
— Что сегодня является главной причиной динамичного развития компании?
— Своевременная реализация в 2014 году инвестиционной программы, которая позволила выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию в значительно больших объёмах.
— Сколько средств направили на реализацию инвестпрограммы и как именно она повлияла на производственные показатели завода?
— Мы реализовали проект по модернизации производства. В частности, осуществили закупку, монтаж и запуск гидравлического пресса усилием 2000 тонн на общую сумму 220 миллионов рублей. Это позволило нам на 50 процентов увеличить объёмы производства высокоточных профилей, которые пользуются хорошим спросом на российском и зарубежном рынках. Если до запуска пресса «Алунекст» ежегодно выпускал около 8 тысяч тонн профиля в год, то после введения оборудования в эксплуатацию ежегодные объёмы выросли до 12 тысяч тонн.
— В какой срок вы намерены окупить вложенные средства?
— В течение пяти лет.
— А какой объём средств вы планируете инвестировать в развитие в ближайшие годы?
— У нас есть планы по приобретению и запуску в эксплуатацию производственной линии, в основе которой ещё один пресс усилием 1400 тонн. По нашим оценкам, на реализацию этого проекта уйдёт 200 миллионов рублей. Это будут собственные и заёмные средства, соотношение примерно 20 на 80 процентов. Рассчитываем на льготное кредитование в рамках федеральной программы «Повышение конкурентоспособности». Нашу заявку на участие в конкурсе приняли к рассмотрению, но окончательного решения пока нет.
Заграница помогает
— Как сегодня выглядит ассортимент продукции, которую вы выпускаете, и как он может измениться в ближайшем будущем?
— Основной вид продукции — это архитектурно-строительный профиль, в том числе окрашенный порошковыми красками. Мы развиваем существующие линейки в соответствии с заказами, которые поступают от отечественных и зарубежных потребителей нашей продукции. Ориентируемся на их пожелания и запросы.
«Алунекст» производит стандартные и архитектурно-строительные алюминиевые профили из сплавов 6060 и 6063 любой сложности и конфигурации по чертежам заказчика. Для улучшения потребительских свойств наши алюминиевые профили могут покрываться порошковыми красками. Продукция, поставляемая нами на экспорт, классифицируется следующим образом: прутки и профили алюминиевые, плиты, листы, полосы или ленты толщиной более 0,2 миллиметра, трубы и трубки алюминиевые. Эта продукция входит в перечень товаров с высокой степенью переработки.
Для нас корректировка ассортимента — это всегда индивидуально. Но это не глобальные изменения, и связаны они, как правило, с геометрией профиля, с качеством покрытия или цветом конкретной партии. Диверсифицировать бизнес и вводить в ассортимент совершенно новые виды продукции в ближайшие годы точно не будем.
— В каком объёме вы отправляете продукцию на экспорт? Как изменилась доля экспорта вашей продукции в 2017-2018 годах? На какие новые рынки вы планируете выйти в 2019 году?
— Для начала немного истории. После обвала курса рубля осенью 2014 года для нас стало выгодно производить продукцию на экспорт, поскольку все затраты на производство мы несём в рублях, а за отгруженную на западные рынки продукцию с нами рассчитываются валютой. И когда евро вместо 35 рублей стал стоить 70-75 рублей, то мы рассматривали это как хорошую возможность для повышения основных показателей бизнеса предприятия (прибыль, выручка и так далее).
Поэтому пять лет назад руководство компании принято принципиальное и стратегически важное решение — основные силы направить на увеличение экспорта. Это не значит, что до этого компания не работала на внешних рынках. Своим зарубежным клиентам ООО «Алунекст» продаёт алюминиевый профиль с 1996 года. Просто в общих объёмах продаж доля экспорта составляла 10-15 процентов. Наша коммерческая служба стала более активно работать с потребителями в Европе. Тем более что после запуска пресса в 2014 году по качеству и стоимости наш архитектурно-строительный профиль смог достойно конкурировать с лучшими европейскими аналогами. За полтора года (с середины 2014-го по конец 2016-го) нам удалось почти вдвое увеличить экспортные объёмы. В следующий год приросли ещё на 83 процента и, наконец, с 2017 года по 2018-й увеличили объёмы выпуска экспортной продукции почти на треть.
Мы пришли к тому, что доля экспорта в общих объёмах выручки за 2018 год составила 47 процентов. Основные направления в поставках — Германия, Австрия, Нидерланды, Чехия, Бельгия, Швейцария, Латвия, а также Киргизия и Белоруссия.
Хочу подчеркнуть: всё, что мы сегодня производим для отечественного и внешнего рынков — это только продукция по предварительным заказам.
Занять место среди лидеров Европы
— Какие приоритетные задачи вы поставили перед собой на текущий год, а также на ближайшие два-три года?
— Мы не оригинальны. И наши текущие задачи, наверное, такие же, как у большинства промышленных предприятий региона. Это, во-первых, повышение конкурентоспособности продукции. Во-вторых, повышение производительности труда. В-третьих, рост объёмов выпускаемой продукции. Сейчас у нас производство загружено на 75-80 процентов. Хотим довести этот показатель до 100 процентов. Возможности для этого у нас есть.
— Какие стратегические цели стоят сегодня перед вашей компанией?
— Сейчас мы одно из крупнейших предприятий России в своём сегменте. Стремимся войти в число ведущих мировых производителей алюминиевого профиля.
— На стратегии каких компаний вы ориентировались при разработке своей стратегии?
— Нашими ориентирами были не стратегии других производителей, российских и иностранных компаний с похожей динамикой, а потребности заказчиков. Мы опирались на глубокий анализ рынка и собственный опыт работы в отрасли с 1993 года.
— Какие современные тенденции вы учитываете при реализации и корректировке вашей стратегии?
— Клиентоориентированность, улучшение коммуникации с заказчиками. Мы смотрим, какие методы и технологии для этого используются: лучшие практики адаптируем «под свой формат» и применяем. Правда, всё качество коммуникаций с нашими ключевыми клиентами на 100 процентов зависит от уровня непосредственных контактов с их специалистами, личных встреч руководителей и соблюдения всех достигнутых договорённостей по объёмам, срокам поставок, сервисной поддержке и так далее.
Господдержкой по дефициту ресурсов
— Каких ресурсов вам не хватает для более динамичного развития завода?
— Мы испытываем дефицит в кадрах, прежде всего в квалифицированных рабочих. Вообще проблема кадров сегодня — одна из основных. К сожалению, молодёжь, которая приходит на наш завод, не имеет особого стремления трудиться и расти. Пока мы учим людей самостоятельно на своей базе с использованием опыта и знаний наших специалистов, развиваем институт наставничества. Однако уверены, что подготовка качественных кадров, которые приходят на предприятие уже с необходимыми знаниями и навыками, это задача, которая требует решения в масштабах страны. Найти квалифицированного слесаря, прессовщика, инструментальщика — очень сложно. На закрытие вакансий уходят недели, а то и месяцы. И это, кстати, характерно для большинства обрабатывающих отраслей.
Кроме того, мы стеснены в финансах. Денег не хватает как на инвестиционные цели, так и на пополнение оборотных средств. Надеемся, что субсидирование процентной ставки по кредитам, льготное кредитование и частичная компенсация расходов на логистику позволят ООО «Алунекст» несколько снизить и денежный дефицит.
— Как вы оцениваете участие Ростовской области в федеральном проекте по повышению производительности труда на предприятиях до уровня ведущих экономик мира?
— Оцениваем положительно. Причём не на словах, а на деле. В 2019 году наше предприятие подало заявку на участие в национальном проекте «Производительность труда и поддержка занятости». Но о каких-либо результатах пока говорить рано.
— Какими мерами государственной и региональной поддержки вы пользуетесь? Считаете ли вы эти меры достаточными?
— Господдержкой пользуемся по мере необходимости. Так, в 2018 году получили субсидии на возмещение части затрат, связанных с участием в выставочных мероприятиях за рубежом. Кроме того, ООО «Алунекст» возместили часть затрат, связанных с сертификацией продукции и систем менеджмента качества. Нам субсидировали часть затрат по уплате процентов по кредиту, который мы брали на приобретение пресса в 2014 году. Для тех задач, которые нам надо было решить, уровень предоставленной предприятию поддержки был достаточным.
Сейчас с правительством Ростовской области работаем над тем, чтобы войти в число предприятий, рассчитывающих на получение льготных кредитов на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели.
— С какими рисками вам приходится сегодня сталкиваться при осуществлении текущей деятельности? Что вы делаете для того, чтобы эти риски нивелировать?
— Поскольку почти 50 процентов объёмов у нас — экспортная продукция, то, гипотетически, главный риск, которому мы подвержены, — валютный. Нам выгодно, чтобы курс евро или доллара оставался стабильным или рос. Если он понизится, то мы потеряем в доходах.
— На ваш взгляд, какие объективные и субъективные факторы способствуют развитию вашей отрасли, а какие, наоборот, мешают?
— Для нас основной сдерживающий фактор — высокие ставки по кредитам в коммерческих банках. При рентабельности бизнеса в 1-2 процента кредитные ставки даже в 12 процентов годовых для нас являются неподъёмными. А ведь 12 процентов это ещё очень хорошая ставка. Чаще в банковских предложениях приходится видеть 13,5-14 процентов годовых (и выше). Именно поэтому мы и обращаемся за поддержкой в региональные и федеральные органы власти, поскольку сегодня это, пожалуй, единственная возможность для предприятий обрабатывающих отраслей получить недорогие ресурсы, позволяющие бизнесу развиваться.
А мотивируют к развитию спрос со стороны российских и зарубежных потребителей и жёсткая конкуренция, которая сейчас царит на рынке алюминиевых профилей. Отечественных игроков очень много. Только в Белой Калитве существует пять предприятий, которые занимаются экструзией профиля. Приходится постоянно быть в тонусе: гарантировать и чётко соблюдать сроки выполнения заказов, поддерживать на высоком уровне качество продукции, держать конкурентоспособные цены. Иначе нельзя: потеряешь и марку, и рынок.