103 107 14

Разворот к глобальному Югу: как краснодарские экспортеры растут в 2024 году

2012
7 минут

Выход на зарубежные рынки в 2024 году требует открытия представительств в странах-импортерах и поддержки государства. Об этом говорили участники сессии «Экспорт Кубани как точка роста» краснодарского бизнес-форума «Преимущества Юга в экономике предложения», организатором которого выступил «Эксперт Юг».

Разворот к глобальному Югу: как краснодарские экспортеры растут в 2024 году

Роман Воротников, директор Центра поддержки экспорта Краснодарского края, выделяет бизнес-миссии как один из самых эффективных инструментов продвижения и поддержки бизнеса. // Фото: Эксперт Юг
Поделиться
Среди производителей Краснодарского края сохраняется высокий интерес к вывозу своей продукции за рубеж, несмотря на сложности во внешнеэкономических расчетах. Структура экспорта края, как рассказал в конце сентября вице-губернатор Александр Руппель, на протяжении четырех последних лет остается стабильной: около 80% приходится на продукцию АПК и минеральные продукты, остальное занимают прочие товары, в том числе металлы и изделия из них, продукция машиностроения и химической отрасли.

Основные торговые партнеры — Китай, Пакистан, Турция, Иран, Индия и другие страны «глобального Юга». Растёт доля африканских стран — в 2023 году Краснодарский край вел торговлю с 37 странами Африки из 54, их доля в общем товарообороте Краснодарского края составляет уже 10% — почти столько же, сколько со странами СНГ.

«Очевидно, что российская экономика разворачивается к глобальному Югу, под которым сегодня понимаются прежде всего страны Ближнего и Среднего Востока, Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона, — говорит президент AV Group Алексей Крыловский. — И нужны особые усилия для того, чтобы двигаться навстречу глобальному Югу, говорить с ним на одном языке. Это значит иметь развитые внешнеэкономические отношения с этими странами, программы научно-технологического, культурного обмена. При этом Юг России ментально ближе к глобальному Югу, чем, например, Санкт-Петербург, который создавался как окно в Европу. Питерцам по их природе понятен европеец, а российскому Югу надо пользоваться близостью к южному менталитету. Но мне пока не хватает усилий в этом направлении. Хотя Юг России активен на федеральных площадках. Конкуренция за связи с глобальным Югом сейчас будет очень усиливаться, и мне хотелось бы, чтобы Юг России бежал в этом направлении быстрее других регионов».
На эту тему
Индустриальная Кубань взлетает против ветра
Поделиться

Растут металл и сахар

Экспорт Краснодарского края в 2023 году составил около 7 млрд долларов, сообщил замначальника отдела экспортной деятельности департамента развития бизнеса и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края Игорь Леонтьев. Из них на страны дальнего зарубежья пришлось более 6 млрд долларов и более 600 млн долларов — на страны СНГ. Леонов обратил внимание на увеличение в структуре экспорта машиностроительной продукции, тканых материалов, стекольных изделий. Экспорт сахара и кондитерских изделий увеличился на 167,6%.

«По отдельным категориям наибольший рост показали сахар и кондитерские изделия из него, овощи, семена, мясо, изделия из кожи, стекло, минеральная продукция, электрические машины и оборудование», — уточнил чиновник.

Общее количество предприятий-экспортеров по итогам 2023 года увеличилось до 2060, что по сравнению с 2022 годом дает прирост на 4,4%.

Импорт в 2023 году превысил 5 млрд долларов США. На страны дальнего зарубежья пришлось более 4 млрд долларов, на страны СНГ — более 800 млн долларов. Структура импорта состоит из машиностроительной и химической продукции, металлов и изделий из них, древесины и других товаров.

Основными странами-контрагентами Краснодарского края в порядке убывания по стоимости стали Китай, Турция, ОАЭ, Израиль и Беларусь. Предполагается, что рост экспорта и импорта будет положительно влиять на усиление экономических связей со странами ШОС и БРИКС.

Выход на новые рынки: сложно, но возможно

Сами производители из Краснодарского края говорят, что выход на внешние рынки для них желателен, в том числе из-за растущей конкуренции на внутреннем рынке, но сделать это не всегда просто. Например, у торгово-промышленного холдинга «Пищевые технологии», который занимается производством и продажей профессионального кухонного оборудования, около 20 филиалов в России и 4 филиала за рубежом: в Казахстане, Киргизии, Узбекистане и в процессе запуска — филиал в Белоруссии.

Экспорт, Яцумира.jpg
Поделиться
Роман Яцумира, замдиректора «Химагро», уточнил, что открывая предприятие в другой стране лучше оставаться собственниками бизнеса, чтобы исключить любое влияние из вне. // Фото: Эксперт Юг

«Мы начали с открытия филиала в Киргизии, так как посчитали эту страну самой простой для входа с нашим оборудованием, — говорит руководитель отдела компании «Пищевые технологии» Ярослав Чистяков. — Однако мы не учли, что в Киргизии привыкли к премиальному оборудованию, а мы изначально начали завозить эконом-сегмент, поэтому столкнулись с определенными трудностями. Затем путем изучения рынка и более качественного подбора персонала мы становились всё лучше и лучше. Сейчас зарубежные филиалы в процентном росте обходят все наши 20 российских филиалов. Выход на новые рынки — это сложно, но возможно. Особенно если вы ответственно и качественно подходите к проработке плана выхода».

Роман Яцумира, заместитель директора ООО «Химагро», рассказал о том, как сегодня выглядит тактика освоения нового рынка в его компании:
«За этот год я посетил семь стран, где-то у нас уже открыты свои предприятия, свои компании, которые будут помогать нам осуществлять расчеты, помогать с поставками. В каждой стране, где мы начинаем работать, мы всегда открываем свое предприятие, в нем стараемся быть и собственниками, чтобы исключить любое влияние и воздействие для нас. Там, где это невозможно, где нам необходимо брать в соучредители кого-то из местных жителей, мы внимательно смотрим, кто это, — и выбираем. Когда дойдем до большого объема реализации, будем отправлять туда удобрения в больших кубах и ставить на месте линии розлива. Это позволит нам указывать, что продукция произведена в этой стране. В таком случае производство станет как бы местным, и мы сможем участвовать в тендерах».

Средства коммуникации как поддержка

Поддержку компаниям при выходе на международные рынки оказывают министерство сельского хозяйства и министерство промышленности Краснодарского края, Торгово-промышленная палата, а также старейший в России Центр поддержки экспорта. Его специалисты помогают компаниям проанализировать рынок той или иной страны, оценить его емкость, объем экспорта и импорта аналогичных продуктов, узнать особенности законодательства и культуры потребления. Это делается для того, чтобы южные компании не тратили время, выходя на неперспективные рынки. Кроме того, Центр помогает компаниям подготовиться к выходу на рынок — начиная от вопросов сертификации до поиска партнеров и размещения товаров на электронных торговых площадках и в каталогах.

Экспорт, Башмаков.jpg
Поделиться
Даниэль Башмаков, председатель краевого отделения "Опоры России", подчеркнул необходимость консолидации действий поддерживающих организаций. // Фото: Эксперт Юг

«Популярные инструменты — бизнес-миссии, выставки и прием иностранных делегаций, — рассказал Роман Воротников, директор Центра поддержки экспорта Краснодарского края. — Мы едем за рубеж на переговоры по заранее подготовленным контактам, общаемся, посещаем различные выставки, технопарки, индустриальные парки, проводим переговоры. Еще одна востребованная мера поддержки — выставки и приемы делегаций, на которых можно пообщаться с зарубежными партнерами. Байеров в регион привести достаточно сложно, особенно в связи с ситуацией с аэропортами, а бизнес-миссию организовать проще».

В 2024 году, по словам Романа Воротникова, прошло 10 выставок, в которых приняли участие 63 компании. С представителями 21 страны кубанские компании заключили соглашения:
«Например, недавно была пищевая выставка Индии, где от нас было шесть компаний. По итогу заключено два контракта на поставку сельскохозяйственной продукции и крепкого алкоголя на общую сумму около миллиона долларов. Это немало для первичных поставок в новую для нас страну. На крупную пищевую выставку в Стамбуле мы отвезли более 20 краснодарских компаний. В контрактах мы уже привезли два миллиона доллара, а общий потенциал оцениваем в сумму до 20 млн долларов. Скоро в Шанхае пройдет пищевая выставка, которую мы посещали и в прошлом году. У региона будет большой красивый стенд, рабочая зона, переводчики. Это большой проект, в котором примут участие около 20 компаний, 10 из которых смогут выставить свою продукцию».

Компенсационные меры поддержки через сервис «Мой экспорт» предоставляет «Российский экспортный центр». Это возмещение затрат на транспортировку, сертификацию, НИОКР и т.д. Мероприятия проходят под национальным брендом Made in Russia. За пять лет под ним организовано более 250 экспозиций, охват составил свыше 35 стран.

«В этом году у нас добавился продукт льготного кредитования для АПК. Деньги не бесплатные, но дешевые. Также остается продукт для экспортеров, — поделился Владислав Есин, руководитель представительства Российского экспортного центра в Краснодаре. — Из нового — Росэксимбанк осуществляет помощь в проведении расчетов. Пробуем и до последнего пытаемся, чтобы экспортеры могли работать с банками, где у них уже есть торговые отношения. Сейчас у нас появилась возможность работать в Восточной Азии не только через Вьетнам, но и через Тайвань».

Председатель краснодарского краевого отделения всероссийской общественной организации «Опора России» Даниэль Башмаков отметил, что между организациями и институтами, оказывающими поддержку экспортерам, нет конкуренции. Они работают совместно и дополняют друг друга.

Партнер сессии «Экспорт Кубани как точка роста»: банк Санкт-Петербург
0
1
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .