78 89 11

Рекордные 206 миллиардов рублей: чем запомнился КИФ-2025

332
9 минут

Туризм, логистика и АПК ожидаемо вышли на первый план по количеству и сумме подписанных соглашений на КИФ-2025. Эксперты отмечают: реализация проектов в этих направлениях поможет избавиться от сдерживающих факторов на пути развития Северного Кавказа. Федеральные власти прогнозируют, что через десять лет макрорегион вполне может стать транспортным хабом и Туристической Меккой. Правда, главы регионов СКФО уверены, что без господдержки добиться таких результатов не получится.

Рекордные 206 миллиардов рублей: чем запомнился КИФ-2025

На форуме присутствовали делегации из дружественных стран, однако пока соглашения с ними носят преимущественно стратегический характер. // Фотобанк Росконгресса
Поделиться
На этой неделе завершился Кавказский инвестиционный форум. Мероприятие проходит с 2023 года и в этот раз сумма подписанных соглашений стала рекордной, превысив 206 млрд рублей. «Эксперт Юг» собрал яркие моменты форума и актуальные темы, которые обсуждали спикеры.

Соглашения на 206 миллиардов

С 25 по 27 мая в Минводах проходил Кавказский инвестиционный форум. В этом году мероприятие посетили более 4 тысяч человек, включая гостей из 32 государств. Площадь выставочной экспозиции составила более 10 тыс. квадратных метров. Эти данные практически не отличаются от показателей прошлого года.
На эту тему
Транспортный и яблочный хаб: каким станет Северный Кавказ к 2036 году
Поделиться

В этот раз деловая программа включала 78 мероприятий, в которых приняли участие свыше 430 спикеров. Итогом форума стало подписание 86 соглашений, включая 5 договоренностей с зарубежными компаниями, на общую сумму 206,8 млрд рублей. Речь идет о соглашениях, сумма которых не стала коммерческой тайной. Озвученная цифра — рекордная за все годы проведения форума и практически в два раза превышает результат прошлого года. Так, на КИФ-2024 в Чечне было подписано 100 соглашений на общую сумму 106,1 млрд рублей, в том числе 7 соглашений с иностранными компаниями и органом власти.

В 2023 году, когда мероприятие проводили впервые и оно еще не получило статус форума, Кавказскую инвестиционную выставку посетили более 3 тыс. человек. Итогом стало подписание свыше 50 соглашений на сумму более 150 млрд рублей.

Интересно, что в минувший понедельник глава Дагестана Сергей Меликов, выступая на пленарном заседании КИФ-2025, предложил в 2032 году провести форум на территории Каспийского прибрежного кластера. Одобрения со стороны представителей власти это предложение пока не вызвало, поскольку непонятно, будет ли через семь лет закреплено за форумом постоянное место проведения. К тому же, реализация масштабного проекта на Каспии пока еще вызывает много вопросов, как и ряд других прорывных проектов, представленных регионами СКФО на форуме. 

Импортозамещение в горнолыжном направлении

На пленарном заседании «Образ СКФО в 2036 году» зампредседателя Правительства РФ, куратор Северо-Кавказского Федерального округа Александр Новак отметил, что через десять лет курорты региона должны конкурировать с самыми популярными мировыми. Реализация этой задачи во многом зависит от темпов процесса импортозамещения.

Отсутствие отечественных канатных дорог долгое время тормозило развитие горнолыжных курортов на Северном Кавказе. Трудности есть и сегодня, но постепенно ситуация стала меняться в лучшую сторону.

Еще год назад председатель Правительства РФ Михаил Мишустин в ходе посещения КИФ в Грозном заявил, что хотел бы видеть на площадке образец гондолы не иностранного, а отечественного производства. В 2025 году высокопоставленному гостю продемонстрировали отечественный образец — кабину для горнолыжных подъемников «Аэрис» с отцепляемым зажимом, произведенную компанией «Руслет».

Кабина с широкими сиденьями (450 мм) и увеличенным дверным проемом рассчитана на 10 пассажиров. Как рассказал гендиректор компании «Руслет» Дмитрий Сидорович, современные решения позволят ускорить посадку отдыхающих и спортсменов на 20%.

«Новая кабина выполнена в полном соответствии с российскими ГОСТами и Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности», — уточнил руководитель.

Выставочный образец располагался у павильона АО «Кавказ.РФ». Гендиректор акционерного общества Андрей Юмшанов рассказал Михаилу Мишустину и Александру Новаку о ходе реализации проекта «Мамисон» в Северной Осетии. На сегодняшний день произведен технический запуск первого участка. Все технические решения для горнолыжного курорта , по словам гендиректора, разработаны в России.

Мамисон КавказюРФ.jpg
Поделиться

Андрей Юмшанов представил проект горнолыжного курорта «Мамисон» Александру Новаку и Юрию Чайка. // Фото: Антон Тайбарей, «Кавказ РФ»

«Самая высокая точка курорта «Мамисон»: 3300 метров. За два строительных сезона появились две канатные дороги протяженностью 5 км. и фактически 14 км трасс. Также была построена вся необходимая инфраструктура: парковка, сервисный центр. В марте мы запустили этот курорт», — рассказал Андрей Юмшанов.

Гендиректор АО «Кавказ.РФ», презентуя проекты отметил, что сегодня активная стройка идет на всех курортах — почти во всех регионах СКФО. Годом ранее были сданы 11 объектов, в том числе три канатные дороги. Одним из самых ярких проектов в рамках обновления Приэльбрусья, по мнению спикера, можно назвать «Приют 11». Первоначально этот объект был построен еще в 1938 году и был уничтожен в результате пожара в конце прошлого века, поэтому данный проект сегодня имеет важное историческое значение. В планах — создание не только места размещения для альпинистов, но и пункта расположения самого высокогорного отряда МЧС и научных станций.

«Мёд» Ставрополья и 10 соглашений

Примечательно, что достижения принимающей стороны, Ставропольского края, выглядят куда весомее, чем общие итоги КИФ-2025. Министр экономического развития региона сообщил в интервью ТАСС о больше десяти подписанных краем соглашениях. Часть их них, к слову, имела стратегический характер и не пока не подразумевает денежных вложений. Объем инвестиций в озвученные проекты министр оценил на 300 млрд рублей.

В числе главных соглашений: строительство завода по переработке баранины в Нефтекумском районе Ставрополья. Группа компаний «Дамате» готова инвестировать в проект с мощностью 119 тыс. т продукции в год - 20 млрд рублей.

Однако ключевым проектом Ставрополья на КИФ-2025 можно назвать создание природно-оздоровительного комплекса. Соответствующее соглашение сроком на пять лет подписали правительство Ставропольского края и ООО «Мёд» В пресс-службе правительства сообщили, что стоимость проекта составляет 140 млрд рублей.

Как рассказали «Эксперту Юг» в управляющей компании «Мёд Эстейт», в ходе реализации проекта будет создано около 2 тыс. юнитов, апартаментов и около тысячи номеров категорий «4 звезды и 5 звезд». Территория комплекса составляет 125 гектаров. Сейчас она разбита на отдельные лоты, работа на участках будет проходить поэтапно. Объект будет располагаться между двумя ущельями, которые тянутся от центра Кисловодска. Дизайном проекта занималась итальянская компания. По задумке на участке создадут много парковых зон. Ключевые направления для отдыха: спорт, spa и органическая еда. Это предполагает размещение на территории комплекса органических мини-ферм, продукцию которых будут напрямую поставлять в отели и рестораны курорта.

STR_9619.jpg
Поделиться

Ставрополье подписало больше 10 соглашений на КИФ-2025 год. // Фотобанк Росконгресс

Еще одним важным итогом форума для региона стало подписание соглашения о сотрудничестве губернатора Владимира Владимирова с компанией «ЮгБоттлинг».

В ближайшие 5 лет на территории Невинномысска появится высокотехнологичный производственный комплекс по выпуску безалкогольных напитков мощностью более 600 млн единиц продукции в год. Его площадь составит 12 тысяч кв. метров. На предприятии будут установлены три производственные линии для розлива напитков в алюминиевые банки и ПЭТ-бутылки. Открытие комплекса подразумевает создание около 400 рабочих мест. Реализовывать будущую продукцию планируют на Юге России, а также в странах Ближнего Зарубежья.

Несмотря на столь мощные темпы развития Ставропольский край по-прежнему, как и другие регионы СКФО, сталкивается с рядом проблем. Так, Владимир Владимиров на площадке КИФ-2025 обратился к Александру Новаку с предложением ввести инфраструктурный сбор и мультиплицировать его через банковскую систему, чтобы в дальнейшем направлять собранные средства на решение инфраструктурных проблем. Только такие меры, уверен глава края, помогут решить проблему водоснабжения.

Транспортный коридор и новые аэропорты

Эксперты не раз отмечали, что проблемы с логистикой и нехваткой номерного фонда тормозят турпоток на Северный Кавказ. Регион, как констатируют местные и федеральные власти, оказался не готов к такому наплыву людей. Сегодня решение этих задач выходит на первый план по ряду причин, в том числе в связи с развитием МТК «Север-Юг».

По словам заместителя министра экономического развития РФ Дмитрия Вольвача, Кавказский регион занимает одно из центральных мест в развитии международного транспортного коридора.

«С переориентацией российской торговли в сторону стран Азии с каждым годом всё больше увеличивается значение МТК «Север-Юг». К 2030 году международный транспортный коридор будет обеспечивать до 32 млн тонн грузов, что более чем в 1,5 раза превышает текущие объемы. Сейчас ведётся работа по сопряжению коридора с Трансафганским маршрутом и инициативой «Таджикистан – Афганистан –Туркменистан», — заявил на КИФ-2025 замминистра.

При этом спикеры в ходе выступление не раз говорили о необходимости разгрузить аэропорт в Минводах. В мае здесь открыли новый терминал, который способен принимать до тысячи человек в час на внутренних авиалиниях и 240 человек в час - на международных авиарейсах. Учитывая растущий турпоток, этих показателей, особенно в сезон, недостаточно.

Разгрузить воздушную гавань сможет новый аэропорт в Архызе. Гендиректор АО «Ренова» Виктор Вексельберг назвал этот проект одним из ключевых в регионе.

ME3_7608.jpg
Поделиться

По словам Виктора Вексельберга, строительство аэропорта в Архызе завершат к 2028 году. // Фотобанк Росконгресса

«Аэропорт сможет принимать около 2 млн пассажиров в год. Это непростая задача — построить горный аэропорт и аэровокзальный комплекс площадью 24 тыс. кв. метров с нуля», — прокомментировал Виктор Вексельберг.

Помимо строительства новых аэропортов, необходимо реконструировать уже имеющиеся. Так, действующий аэропорт Грозного обслуживает сегодня в среднем 10 регулярных рейсов в сутки. На своем павильоне Чеченская Республика представила проект обновленного терминала.

В документе сказано, что концепция подразумевает возможность создания нового аэровокзального комплекса без сноса существующего терминала. Комплекс работ также будет включает в себя строительство участка подъездной трассы, который соединит 435-метровый небоскреб «Ахмат Тауэр» и новый терминал аэровокзала, который сможет принимать 1,5 млн человек в год.

Недостающие кадры для Северного Кавказа

Теме подготовки кадров на Северном Кавказе спикеры форума уделяли особое внимание. Даже первый день КИФ-2025 был назван «молодежным». Он завершился награждением лучших молодежных бизнес-проектов. В третий день на одной из площадок прошла сессия, посвященная обсуждению нацпроекта «Кадры».

О том, что регионам СКФО нужны не только спортивные школы, но и современные школы для подготовки программистов и инженеров заявил на пленарном заседании основатель группы компаний «САФМАР» Михаил Гуцериев

«Когда мы открыли прием заявок на отборочный этап в «Школу 21» в Магасе, получили 15 тысяч заявок, две тысячи человек прошли отбор, — рассказал меценат. — Но чтобы эти программисты остались, мы создаем вокруг них условия: построили акселератор, запустили фонд «Ангелы бизнеса», открыли Центр карьеры на базе Академии и Smart отель для участников «Школы 21» в Магасе из других регионов. Мы формируем полноценную экосистему — от первых знаний до первых инвестиций. И это не про отчетность, это про людей». 

DOG_0425A.jpg

Поделиться
Молодежь Северного Кавказа все чаще стремится построить карьеру в других регионах РФ. // Фотобанк Росконгресса


Спикеры констатируют, что, согласно результатам исследования, примерно 40% учащихся СКФО планируют после окончания учебы уехать за пределы Северного Кавказа и строить карьеру в других регионах страны. 

«Дефицит кадров к 2030 году составит более 100 тысяч специалистов, а когда все наши резиденты построят гостиницы на курортах Кавказ.РФ, потребуется еще 13 тысяч человек минимум», — озвучил прогноз Андрей Юмшанов.

Его поддержал председатель Юго-Западного банка Сбербанка Анатолий Песенников. По его словам, в условиях нехватки квалифицированных кадров практически во всех отраслях экономики, лучшей инвестицией в будущее можно считать инвестиция в человека.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .