Поделиться
Экспортный вылет
По данным экспертов Teal Group Corp, до 2020 года в мире будут проданы 4667 боевых вертолётов на общую сумму 62,3 млрд долларов. Пока на этом рынке лидирует американская Bell Helicopter (23%), на втором месте Eurocopter (18,75%), на третьем Sikorsky (12,3%). На четвёртом обосновались «Вертолеты России», занимая с «Роствертолом», Казанским вертолётным заводом и Улан-Удэнским вертолётным заводом нишу в 10,7%. Если заложенные в стратегии госхолдинга прогнозы оправдаются и финансирование отрасли окажется на обещанном уровне, то российская компания через семь лет сможет серьёзно потеснить Eurocopter и выйти на второе место. Для «Роствертола» же это реальный шанс стать одним из мировых лидеров в сфере продаж не только боевых, но и тяжёлых гражданских машин. Тем более что зарубежные конкуренты лишь собираются разрабатывать собственные модели «одноклассников», а от чертежа до рынка проходит, как правило, не один год.Экспортные поставки стали палочкой-выручалочкой «Роствертола» в годы кризиса в отечественном ОПК. В начале прошлого десятилетия, когда доля военных вертолётов в общем объёме производства «Роствертола» составляла 96%, на экспорт отправлялось 66% продукции. За рубежом охотно брали самый тяжёлый в мире серийный транспортный вертолёт Ми-26Т и модернизированный боевой ударный Ми-35 (аналог знаменитого «крокодила» Ми-24 с приборами ночного видения, тепловизорами, спутниковой навигационной системой).
Затем доля госзаказа стала увеличиваться. Решающим эпизодом стало обещание экс-главкома ВВС Владимира Михайлова начать замену боевых ударных вертолётов Ми-24 на другого «ростовчанина» — Ми-28Н «Ночной охотник» с закупки у «Роствертола» сразу 300 машин. Параллельно происходила интеграция «Роствертола» в госхолдинг «Вертолёты России». Показательно, что пессимистические ожидания менеджмента «Роствертола», утратившего свою самостоятельность, не оправдались, и предприятие быстро нарастило не только внутренние поставки благодаря гособоронзаказу, но и увеличило экспортные, постоянно расширяя их географию. «До недавнего времени соотношение между машинами, поставленными в рамках гособоронзаказа и на экспорт, у нас было 50 на 50. Сейчас — 65 на 35. При этом я считаю, что потенциал поставок за рубеж у нас большой», — говорит генеральный директор «Роствертола» Борис Слюсарь.
Традиционный внешний рынок «Вертолётов России» — развивающиеся страны (Африка, Латинская Америка, Индия, Китай). В 2011 году портфель заказов компании удвоился (с 429 до 859 машин на общую сумму 330 млрд рублей), а в 2012 году уже насчитывалось заказов на 921 вертолёт (460 млрд рублей). «Отвоевать позиции на мировом рынке позволила консолидация отрасли, — считает заместитель генерального директора “Вертолётов России” по финансам и развитию Сергей Ярковой. — В результате за пять лет мы сумели изменить структуру нашего капитала и затрат, превратить “Вертолёты России” в эффективную компанию. Соединив научный и промышленный потенциал, мы избавились от дублирующих функций, а в результате централизации закупок удалось сократить издержки на четыре процента (700 миллионов рублей)».
Сейчас доля «Роствертола» на мировом рынке вертолётов оценивается в 2,5%. Выход на экспорт состоялся в 1997–2000 годах — по данным компании, за этот период за рубеж было продано 27 машин (23 вертолёта типа Ми-24 и 4 — Ми-26Т). А 2001 по 2012 годы ростовчане поставили на экспорт свыше 150 вертолётов. В частности, в прошлом году на внешний рынок ушли 11 боевых ударных вертолётов Ми-35М (8 — в Азербайджан, 3 — в Бразилию). Азербайджан должен закупить по контракту всего 24 машины, а Бразилия, согласно подписанному в 2009 году контракту на 150 млн долларов, — 12 вертолётов. В настоящее время идёт активная работа по продвижению Ми-35М в страны СНГ, Латинской Америки, Азии, Африки, Ближнего Востока. На авиасалоне в Ле Бурже было объявлено о внушительном заказе Ирака на поставку в эту страну 40 «Ночных охотников».
Неизменным спросом у зарубежных потребителей пользуется и транспортный Ми-26Т. «Это единственный в мире вертолёт, способный перевозить внутри кабины или на внешней подвеске груз общим весом до 20 тонн, — поясняет Борис Слюсарь. — Самый близкий его конкурент по грузоподъёмности, американский вертолёт “Чинук” компании “Боинг”, не раз был обязан своим спасением нашей машине. В Афганистане Ми-26Т несколько раз был задействован при транспортировке сбитых талибами и совершивших вынужденную посадку вертолётов “Чинук”. Попытки перенести подбитые машины при помощи таких же “американцев” оказывались безуспешными».
В настоящее время основными эксплуатантами Ми-26Т, помимо самой России и стран СНГ, являются Китай, Индия, Венесуэла, Греция. Этот вертолёт также давно, часто и успешно используется на условиях лизинга во многих европейских, азиатских и африканских странах. Практически каждое лето на протяжении последнего десятилетия вертолёты Ми-26Т в качестве пожарных работают в Греции, Франции, Германии, Австрии, Италии, Болгарии, Сербии, Черногории, на Кипре.
Очередь за вертолётами
Проблем со сбытом у ростовских вертолётостроителей не предвидится и на внутреннем рынке, поскольку российские ВВС в ближайшее десятилетие намерены закупить около тысячи винтокрылых машин. Госпрограммой на 2011–2020 годы предусмотрена закупка и поставка в войска 200 вертолётов Ми-28Н, на производство которых в Ростове сегодня делается основная ставка. А в 2015 году в войска должна начать поступать уже модернизированная и избавленная от первых «детских недостатков» модель «Ночного охотника».Переоснащение российской авиации новыми боевыми ударными геликоптерами идёт полным ходом. Стоимость серийного «Ночного охотника» колеблется в рамках 245-250 млн рублей, так что средства на модернизацию производства у «Роствертола» имеются. В 2010 году завод затратил 174,3 млн рублей на реконструкцию цехов по производству Ми-28Н и ещё 392,3 млн рублей на запуск в серию его экспортной модификации Ми-28НЭ. В последние годы на заводе была проведена реконструкция всех производственных цехов.
«Вертолётостроение сейчас на подъёме, гособоронзаказ огромный, — говорит генеральный директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. — Темпы производства Ми-8 и Ми-171 превышают советские, финансирование на закупку Ми-28Н зарезервировано, так что ростовчане могут чувствовать себя спокойно. У транспортника двойного назначения Ми-26Т хорошие перспективы не только в военной, но и в гражданской отрасли».
Кроме того, сегодня в цехах «Роствертола» идёт работа над созданием учебно-тренировочного вертолёта двойного управления Ми-28УБ, который должен быть запущен в серию в 2015 году. Также предприятие в кооперации принимает участие в разработке и производстве средних многоцелевых гражданских вертолётов Ми-38 (на его базе создаётся «аэротакси») и одновинтового Ка-62.
Интересно, что внутри «Оборонпрома» параллельно развиваются два проекта производства боевых ударных вертолётов, призванных прийти на замену «Крокодилу» Ми-24 — ростовский Ми-28Н и подмосковный Ка-52 «Аллигатор». И оба предлагаются ВВС в качестве основного. Аналитики полагают, что преимущество в этом внутреннем соревновании будет у того производителя, кто сумеет в кратчайший срок наладить массовое производство машин. «За вертолётами сегодня стоит очередь, — отмечает Борис Рыбак. — Тот производитель, который станет выпускать машины быстро и качественно, победит в этой гонке. Новое руководство Минобороны намерено развивать конкуренцию и чётко выполнять свои финансовые обязательства. Но и конструкторские бюро заводов тоже должны строго следить за взятыми на себя обещаниями по созданию машин с нужными лётными характеристиками». А это уже смог сделать «Роствертол», у которого ежегодный выпуск «Ночных охотников» исчисляется десятками.