Поделиться
Программа с биографией
Новой программой предусмотрено, что производитель предоставляет аграриям скидку в 15% на выпускаемую технику, а государство субсидирует этот процент. Принятие документа стало результатом многочисленных попыток отечественных сельхозпроизводителей отстоять интересы отрасли. «Нам потребовалось полтора года, чтобы наконец было принято положительное решение о субсидировании производителей сельхозтехники, — говорит директор российской ассоциации производителей сельхозтехники “Росагромаш” Евгений Корчевой. — Почему так долго? Мы столкнулись с упорным противостоянием со стороны чиновников, а также зарубежных производителей, в том числе белорусских, которые были заинтересованы в том, чтобы этот механизм не заработал. А ведь промышленная субсидия соответствует всем правилам и требованиям ВТО и ЕС». Постановление правительства, предусматривающее работу механизма предоставления госсубсидий отечественным сельхозпроизводителям, в первоначальной редакции было принято 27 декабря прошлого года. Под действие этой программы подпадают производители, которые зарегистрированы на территории РФ более трёх лет назад, имеют полный цикл производства, а также широкую сервисную и дилерскую сеть не менее чем в 40 регионах страны. В её рамках в 2013 году на возмещение затрат по производству и реализации техники из федерального бюджета выделено 2,3 млрд рублей. При этом объём субсидий предприятиям одного субъекта РФ не должен превышать 5% от общего объёма. Однако работать этот механизм начинает только сейчас, после того, как 15 мая 2013 года премьер-министр Дмитрий Медведев внёс ряд изменений в правила предоставления этих субсидий.
«В первоначальном варианте программы было несколько основных пунктов, которые делали её нежизнеспособной, — отмечают в департаменте по маркетингу компании “Ростсельмаш”. — Главный из таких пунктов — первый вариант предусматривал прямые продажи сельскохозяйственной техники предприятием-изготовителем конечному потребителю. Из схемы были исключены дилеры. Но это условие не могло быть выполнено. Дилеры — важный элемент на пути движения товара от предприятия к потребителю. Они осуществляют не только передачу товара клиентам, но и предпродажную подготовку, гарантийный и постгарантийный ремонт. Это важное условие качественной работы с клиентами. Ещё один противоречивый пункт — производитель, согласно первому варианту программы, должен был согласовывать свои цены на технику с территориальными налоговыми органами. Это условие противоречит действующему законодательству, так как у налоговых органов нет таких полномочий».
То, что программа не будет работать в первоначальной редакции, стало ясно сразу после её принятия. И уже в январе ассоциация «Росагромаш» направила вице-премьеру Аркадию Дворковичу письмо о том, что её члены не смогут начать работу по этой программе. Это письмо подписали крупнейшие отечественные производители, в том числе Константин Бабкин — президент «Росагромаша» и промышленного союза «Новое Содружество», контролирующего завод «Ростсельмаш». Обращались производители и в профильное министерство, но никаких решений так и не последовало. И тогда в апреле «Росагромаш» направил письмо Владимиру Путину с просьбой о помощи.
И сейчас, похоже, наступил момент, когда не принимать никаких мер уже нельзя. По данным «Росагромаша», в нынешнем году по всем основным позициям отмечается падение продаж продукции отечественных производителей на фоне всеобщего роста продаж сельхозтехники у зарубежных производителей и спроса на сельхозтехнику со стороны фермеров Европы и Америки. Так, за первые три месяца 2013 года по сравнению с тем же периодом прошлого года отгрузки плугов отечественного производства упали на 27,6%, культиваторов на 18%, сеялок на 27%, зерноуборочных комбайнов на 42,6%, кормоуборочных комбайнов на 18%, зерноочистительного оборудования на 20,3%. «При этом на более дешёвую сельхозтехнику, стоимость которой не превышает пары тысяч долларов, напротив, наблюдается рост спроса, — отмечает Евгений Корчевой. — К примеру, на зубовые бороны рост составил 73,8 процента, на лёгкие культиваторы — 10,1 процента. Это значит, что сейчас в хозяйствах есть возможность приобретать недорогую сельхозтехнику».
А поможет ли?
В «Ростсельмаше» уверены, что новая программа, с одной стороны, поднимет продажи компании, а, с другой стороны, будет стимулировать обновление парка сельхозтехники отечественных предприятий. «Нужно время, чтобы сельхозтоваропроизводители разобрались во всех нюансах программы и начали пользоваться её возможностями. После того, как программа заработает в полную силу, мы ожидаем, что она окажет положительное влияние на обновление технического парка аграрной отрасли», — комментируют в департаменте по маркетингу компании «Ростсельмаш». В «Росагромаше» также рассчитывают, что старт программы субсидирования производителей сельхозтехники приведёт к увеличению производства. «Крестьяне ждали её, многие из них отложили покупку сельхозтехники, как говорится, до лучших времён, — говорит Евгений Корчевой. — И такое время, мы полагаем, пришло. Но, к сожалению, данная программа не сможет вывести рынок даже на уровень прошлого года, не говоря уже о докризисном 2008-м». Действительно, принятие программы стало, скорее, попыткой потушить открытый пожар: после присоединения к ВТО отсутствие поддержки поставило отечественных производителей сельхозтехники на грань выживания. Например, в феврале 2013 года объявили о закрытии Красноярский комбайновый завод и завод «Лессельмаш» из Краснодарского края. Однако программа предоставления госсубсидий не решит всех проблем отрасли. И до вступления в ВТО отечественная техника остро конкурировала с импортом, а после того, как по условиям вступления в ВТО Россия в несколько раз снизила импортные пошлины на сельхозтехнику, борьба стала явно неравной, и скидка в 15% для покупателей кардинально не изменит ситуацию.
«Снижение цен на отечественную технику, конечно, позитивно скажется на спросе со стороны сельскохозяйственников, — комментирует старший аналитик ФГ “БКС” Игорь Краевский. — И всё же утверждать, что это изменит ситуацию в области сельхозмашиностроения, нельзя. Помимо первоначальной стоимости техники, предприятия агропрома внимательно смотрят на такие параметры, как стоимость владения и надёжность, и зачастую отечественная техника не выдерживает конкуренции по совокупности параметров. Я предполагаю, что эта государственная мера позволит несколько оживить продажи российской техники, но то, что в результате удастся переломить тренд по увеличению закупок у зарубежных производителей, я утверждать не возьмусь. Российские агропромышленники активно лоббировали возможность введения заградительных импортных пошлин, но этого так и не произошло, а зарубежные производители начали активно размещать производства в России, чтобы опередить возможное введение пошлин и не потерять, даже временно, перспективный рынок».
Видимо, производители отечественной сельхозтехники продолжат борьбу по выбиванию из правительства мер поддержки. В частности, в уже упомянутом письме к Владимиру Путину совет директоров «Росагромаша», помимо запуска механизма субсидирования, просит прекратить субсидирование и государственный лизинг зарубежной, в том числе белорусской, техники, а также начать государственное финансирование экспорта сельхозтехники. Нынешняя программа — важное завоевание лоббистов, но фронт работ у них ещё очень широк.