
Поделиться
Потенциал без хозяина
Южные регионы в данном случае имеют естественное преимущество: в них налицо высокий уровень инсоляции и протяжённая зона высокого давления, обеспечивающая нужную безоблачную погоду, которая необходима для использования при генерации с применением солнечных фотоэлементов. В Краснодарском крае, например, для НВИЭ есть сразу три стихии – солнце, ветер и вода (геотермальные и гидрологические источники), а главное, наработанный опыт создания различных объектов с применением НВИЭ, прежде всего в ходе подготовки к Олимпиаде в Сочи. «Сегодня Краснодарский край реализует не один проект в области возобновляемых источников энергии, и Кубань в этом отношении является одним из лидеров в стране», — отмечает вице-губернатор края Вадим Лукоянов.Однако пока доля нетрадиционной энергетики в южных регионах крайне мала – например, в энергобалансе Кубани потенциал ВИЭ используется не более чем на 2%.«К 2020 году в России будет лишь один процент генерации, работающей на ВИЭ, в то время как в ЕС – 20 процентов, хотя по себестоимости производства одного киловатт-часа возобновляемая энергия почти сравнялась с атомной, — говорит член-корреспондент РАН Александр Клименко. — За последние 30 лет КПД фотоэлементов вырос в 200 раз и в ближайшие годы будет составлять уже не менее 40 процентов. Поэтому сегодня необходимо создать национальную программу развития ВИЭ, обеспеченную финансовыми и материальными ресурсами».
По расчётам директора краевого Центра энергосбережения и новых технологий Ларисы Гришиной, за счёт реализации потенциала НВИЭ в Краснодарском крае можно получать до 2200 МВт тепловой и 1300 МВт электрической энергии взамен добываемой на традиционных углеводородных топливах. Совокупный потенциал возобновляемой энергетики в крае достигает величины 2,5 млн тонн условного топлива в год. «Вклад НВИЭ в энергоснабжение края при их рациональном планомерном развитии уже в ближайшее время может соответствовать уровню, достигнутому в экономически развитых странах, — считает г-жа Гришина. — Широкомасштабное вовлечение НВИЭ в топливно-энергетический баланс края является радикальным и перспективным решением проблемы энергетической безопасности, улучшения экологической обстановки и повышения уровня жизни в регионе».
Активное освоение потенциала НВИЭ запланировано и в Ростовской области. Компания «Хевел» (совместное предприятие группы «Ренова» и ГК «Роснано») планирует построить в восточной части региона пять солнечных электростанций с использованием тонкоплёночных солнечных модулей собственного производства суммарной мощностью 53 МВт. В первую очередь этого проекта инвесторы из «Хевел» и Avelar Energy Group планируют вложить около 5 млрд рублей в течение трёх лет. Еще один донской проект в сфере НВИЭ намечен к реализации на базе Ростовского государственного строительного университета. По словам директора ООО НПП «Донские технологии» Владимира Паршукова, в ближайшее время планируется создание технопарка, в котором из потребляемых 6 МВт электроэнергии на долю НВИЭ (гибридные фотоэлектрические панели) будет приходиться 3,3 МВт.
Бастионы традиционализма
Впрочем, в восторге от развития НВИЭ на юге России пребывают далеко не все. В первую очередь это производители традиционной энергии, которые в южных регионах в изобилии представлены во всех видах генерации. «Основные производители топливно-энергетических ресурсов не заинтересованы в развитии энергосберегающих технологий – они напрямую влияют на их доходы, — уверен заместитель председателя правления НП “Межрегиональное объединение предпринимателей” Максим Лебедев. — В этом корень их противоречий с разработчиками технологий по НВИЭ. К тому же у “старых” энергетиков устойчивые лоббистские позиции в органах власти, и они всячески препятствуют внедрению новых технологий. Государство же занимает нейтральную позицию, на словах поддерживая прогресс, а на деле вынужденно учитывая интересы традиционных производителей энергии».Оппоненты НВИЭ ссылаются и на то, что энергия из возобновляемых источников не может вырабатываться стабильно и сильно подвержена погодным колебаниям, поэтому необходимо наличие дорогостоящих резервных мощностей и оперативное управление ими по всей технологической цепочке. К тому же российские электрические сети морально устарели и срочно нуждаются в полном пересмотре политики развития инфраструктуры уже с учётом наличия альтернативной энергетики. Не последнюю роль играет тот факт, что, по данным Владимира Паршукова, срок окупаемости различного оборудования ВИЭ составляет от 7 до 25 лет. Что при нынешних сложных условиях кредитования превращает проекты энергоэффективности в нерентабельные.
«Развитию генерации на основе использования НВИЭ в большой степени мешает недоработанная схема нормативно-правовой поддержки, — считает Лариса Гришина. — Так, на стадии инициации проектов строительства ветровых электростанций на территории Краснодарского края обнаружились барьеры, преодолеть которые стало возможно, только переведя проблему из хозяйственной плоскости в политическую». Причина проста: при существующей нормативной базе экономически обоснованный тариф для станции может быть утверждён только после её ввода в эксплуатацию и прохождения соответствующих квалификационных процедур.
В свою очередь, инвестору необходим утверждённый тариф до начала строительства, поскольку именно тариф определяет целесообразность проекта и гарантии его окупаемости. Это и объясняет, почему до настоящего времени ни одна российская компания не подала заявки на квалификацию генерирующего объекта, функционирующего на основе использования энергии ветра.