Сегодня читатель оказался в ситуации, когда информационное пространство готово предложить ему имена тысячи поэтов, не выстраивая никакой иерархии. Но культура всегда иерархична, и невозможность разобраться в предлагаемом множестве авторов в результате приводит к падению интереса к поэзии. К тому же обращение к поэтическому слову требует определённой культурной подготовки, что ещё более усложняет положение человека, испытывающего интерес к поэзии. И всё же в обществе существует запрос на поэтическое слово, и главная задача литературного и университетского сообщества состоит в том, чтобы адекватно ответить на запрос, предложив читателю культурный продукт высокого качества — как стихи, так и разговор о них.
Место встречи
Необходимость в площадке для встречи поэтов с публикой давно назрела, считают организаторы Дней современной поэзии. Проректор по административно-правовой работе ЮФУ Сергей Дюжиков, комментируя создание Центра изучения современной поэзии на базе института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, заявил: «Сейчас поэзия переживает новый этап, новый виток интереса со стороны разных слоёв населения, в том числе со стороны молодёжи. И наш отклик должен соответствовать этому интересу».
«В определённый момент главреды “толстых” журналов стали говорить, что у поэзии исчез читатель. Это не вполне так. У поэтов просто нет каналов доступа к аудитории и понимания, как с нею работать. Проект центра имеет целью создать такой живой канал, который нужен и аудитории литературных кругов, и аудитории, которая интересуется современной поэзией», — пояснил директор Центра изучения современной поэзии ЮФУ Владимир Козлов. По его словам, университет является наиболее подходящим местом для реализации такого проекта, поскольку именно здесь интерес к литературе подкреплён необходимой теоретической базой, которая сможет помочь широкой общественности в понимании поэзии.
Очевидно, инициаторы проекта отдавали себе отчёт, что в описанной ситуации привлечь внимание к мероприятию будет не так просто. Если заявленный интерес к поэзии действительно существует, то важно продемонстрировать это. Для освещения Дней современной поэзии были задействованы ключевые медийные каналы — социальные сети, афиши, флаеры, проведена анонсирующая пресс-конференция. По итогам двух дней организаторы заявили, что мероприятие посетило около 200 человек — для начала проекта, который планируется сделать ежегодным, это очень неплохо.
Панорамный автопортрет поэзии
Каждому из восьми поэтов, выступавших в течение двух дней, был предоставлен час, распорядиться которым он мог по своему усмотрению. «Немного непонятно, с какого места о поэзии надо начинать говорить, — заранее сообщил Владимир Козлов.— Мы предложили формат, который будет способствовать открытому разговору. То есть это не два дня тотального чтения стихов, это дни обсуждения и общения».
Условия, предложенные поэтам, оказались очень выгодными для раскрытия публичного потенциала поэзии. Каждый из выступавших предложил публике свой вариант взаимодействия, в зависимости от представления об аудитории и своей культурной роли. Так, главный приглашённый гость Дней поэзии, лауреат национальной премии «Поэт» Олеся Николаева, выступления которой были заявлены в оба дня проведения мероприятия, почти весь первый час отдала рассуждению о современной поэзии. «Поэзия в русской культуре была средством осмысления реальности, способом самосознания, и эта функция и осталась в русской поэзии, — сказала Олеся Николаева. — Все прежние культурные институты в определённый момент были разрушены, на первое место вышли другие — прагматические — ценности, но в какой бы уголок мира я ни приехала, если там есть два-три русских человека, то обязательно будет литературный кружок. То есть поэзия оказывается важным средством самоидентификации, в том числе принадлежности к русской культуре. Это очень важный объединяющий фактор».
Поэт Григорий Петухов первым представил то поколение авторов, которое, по мнению организаторов, составляет новый виток развития современной поэзии и которое уже успело о себе ярко заявить — это люди, родившиеся в конце 60-х — начале 70-х.
«Тот ещё в ноябре, — / всепроникающ, резок, / ветвям сродни на срезах, / вате в нашатыре, / воздух, — как кошевой, / с привкусом стали, / свежий местами, / но не живой», — стихотворение «Адонис», которым он начал чтение своих стихотворений, вполне соответствовало его общей манере. Местами сложные для восприятия на слух, насыщенные броскими метафорами, стихи Петухова контрастно продемонстрировали разнообразие стилей, в которых способна работать современная поэзия. Однако общий пафос его выступления служил логическим продолжением выступления Олеси Николаевой. «Русская поэзия могла бы стать в один ряд с немецкой философией, с итальянской музыкой. Но, к сожалению, мы сами не умеем ценить своей поэзии», — выразил своё мнение г-н Петухов.
Некоторые поэты воспользовались гибкостью формата, чтобы распорядиться своим временем совсем иначе.Поэт Всеволод Константинов отведённый ему час целиком отдал чтению стихов, прерываясь на редкие комментарии и ответы на вопросы из зала. Живущий в Таганроге Сергей Гузев интересно комментировал собственные стихотворения. Открывавший своим выступлением второй день мероприятия Станислав Ливинский был намеренно автобиографичен и прост в изложении мыслей. Такую же установку он продемонстрировал и в поэзии: «В стране без права перемотки, / в зелёной выцветшей пилотке / почти при батюшке-царе / я, словно муха в янтаре: / найди меня на этой фотке».
Олеся Николаева и Надя Делаланд, Александр Переверзин и Сергей Гузев — ряд поэтов, представленный в Ростове, был таков, что разговор с каждым из них требовал от слушателя необходимости заново задавать вопросы о специфике современного поэтического языка, традиции, понимании роли современной поэтического творчества в обществе.
Владимир Козлов в качестве организатора задал проблему «современности» поэзии: «Как-то повелось, что есть представление о некоей большой прозе жизни, а поэзия считается чем-то таким, что даёт заранее готовый сладкий ответ на все ваши вопросы — и потому серьёзными людьми она отвергается сразу. Только что-то сопротивляется такому пониманию. Поэзия — это скорее ключ к современности, чем способ от неё укрыться».
Свобода в распоряжении собственным временем, как и разница стиля авторов, кроме прочего, показала и эффективность площадки, посещаемость которой оставалась на одном уровне в течение всего времени проведения мероприятия. И всё же иногда возникало ощущение, что поэты не вполне представляют, как воспользоваться предоставленной возможностью разговора.
Спрос и предложение
Важным показателем для мероприятия стала высокая степень лояльности публики по отношению к выступавшим, несмотря на разные манеры и стили авторов. Показателем устойчивого интереса было то, что второй день привлёк большее количество посетителей за счёт присутствия слушателей, пришедших после первого дня. И это притом, что поэзия является достаточно сложным продуктом для интенсивного восприятия. Возможно, это свидетельствует, что запрос ростовского слушателя на этот культурный продукт превышает качественное предложение, которое сейчас существует в регионе. Но к чему пока не готовы ростовчане, так это к активному диалогу. Если не считать отдельных вопросов, касающихся стиля и деталей стихотворений, разговор проходил в основном между поэтами. Возможно, это просто подтверждает тезис о том, что на юге России недостаточно площадок для живого общения с представителями литературного мира.
И здесь становится актуальной ещё одна проблема, важная для современной поэзии. Так, на пресс-конференции, посвящённой Дням современной поэзии на Дону, отметился целый ряд ростовских поэтов. Они буквально отреагировали на приглашение «поэтов и критиков разных поколений» и призыв «питать авангард поэзии собственными творческими силами» (это цитаты из афиши мероприятия) и заявили о своём желании немедленно участвовать в мероприятии. Видимо, Центру нужно будет научиться работать с этими запросами, чтобы сохранить достаточно высокий уровень предложенного культурного продукта, на который есть спрос и со стороны пишущих.