93 100 13

Спрос на ЗОЖ меняет рынки медицины, услуг и продуктов

7841
7 минут

Усилия государства по преодолению высокой смертности, а также политика производителей различных продуктов питания, приводят к популярности здорового образа жизни. Это отражается на жизни общественной и на бизнес-моделях компаний-лидеров рынков.

Спрос на ЗОЖ меняет рынки медицины, услуг и продуктов

//Фото: "Эксперт Юг"
Поделиться
Усилия государства по преодолению высокой смертности, а также политика производителей различных продуктов питания, приводят к популярности здорового образа жизни. Это отражается на жизни общественной и на бизнес-моделях компаний-лидеров рынков. 
  
Спрос на здоровый образ жизни – один из главных трендов последних лет. Он меняет бизнес-стратегии многих рынков. Так, медицинские центры внедряют строят у себя тренажерные залы и бассейны и консультируют по здоровому образу жизни, табачные производители разрабатывают системы нагревания табака с меньшим уровнем вредных веществ, а производители еды ориентируются на продукты категории здорового питания. Эти тенденции обсудили на конференции аналитического центра «Эксперт Юг» «Экономика общественного здравоохранения: как спрос на здоровье влияет на индустрии», которая прошла в Краснодаре.

 «ЗОЖ связан как с усилиями государства по преодолению высокой смертности, так и с развитием рынка здорового питания и индустрии красоты. В последние годы начала формироваться система общественного здоровья, включающая создание так называемой «мотивирующей среды». Это создание сети центров общественного здоровья, муниципальных и корпоративных «программ здоровья», строительство новых объектов, развитие новых направлений малого бизнеса, связанного с подвижным образом жизни. Очевидно, что эти вещи меняют не только рынок услуг, связанный с ЗОЖ, но и само качество жизни человека», — отметил во вступительном слове руководитель редакционных проектов «Эксперт Юг» Евгений Ракуль. 

Спрос на здоровый образ жизни меняет подход к работе частных медицинских компаний, считает и.о. главного врача ООО «Кристалл – СПА» Светлана Элибекова. Многие частные клиники уходят от сугубо медицинских услуг, расширяя свою работу за счет оздоровительных программ, связанных с фитнесом, здоровым питанием, косметологическими услугами. «В «Кристалле» мы не только оказываем медицинские услуги, но и создаем атмосферу, в которой человеку будет комфортно начать вести здоровый образ жизни. У нас есть тренажерный зал, бассейн, индивидуальные тренировки, база отдыха. Медицина сегодня – это не столько лечение, сколько поддержка человека в здоровой форме», – говорит она.

Тенденции ЗОЖ важны не только для сферы медицинских услуг, но и для индустрии продуктов массового потребления, которые потенциально вредят здоровью. Так, один из крупнейших производителей табака «Филип Моррис Интернэшнл» одним из первых стал разрабатывать продукт с пониженным риском для здоровья. «Ни для кого не секрет, что курить вредно. Тем не менее, миллионы людей в мире курят и будут продолжать это делать. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает прогноз, что в обозримом будущем в мире будет более миллиарда курильщиков. То есть даже при наличии комплексных законодательных мер, направленных против курения, люди по разным причинам будут продолжать курить, – рассказывает управляющий по научно-исследовательским вопросам компании «Филип Моррис Интернэшнл» в России Дмитрий Улупов. – Все больше экспертов в области здравоохранения признают, что важную роль в снижении распространения заболеваний, связанных с курением, в дополнение к мерам, направленным на предотвращение и отказ от курения, играет разработка содержащих никотин продуктов, способных снизить риск для здоровья, и переключение на них курильщиков, которые не отказываются от своей привычки».

ЗОЖ 3.jpg
Поделиться


 По его словам, компания «Филип Моррис Интернэшнл» является одной из компаний, которая сегодня находится в авангарде развития и продвижения инновационных технологий в мире. Более 10 лет назад компания начала разрабатывать никотиносодержащие продукты с пониженным риском, альтернативные сигаретам.

«Мы прошли очень долгий путь в попытках понять, как сделать табачную продукцию менее вредной. Компанией создан научно-исследовательский центр мирового класса, за более чем 10 лет вложено более 6 миллиардов долларов в исследование, разработку и производство таких продуктов, которые бы доставляли никотин с меньшими рисками для здоровья. Ведется очень серьёзная научная работа с применением научного подхода, который используется в фармацевтической отрасли, для понимания токсикологии и того, как человеческий организм реагирует на потребление нашей продукции, проведён ряд доклинических и клинических исследований. В результате создана линейка бездымных никотиносодержащих продуктов, и уже более 7 миллионов совершеннолетних курильщиков в мире перешли с курения сигарет на использование одного из таких продуктов системы нагревания табака», –говорит Дмитрий Улупов.

«Правительства многих стран ищут наиболее эффективные меры по снижению негативного воздействия потенциально канцерогенной продукции или продуктов деятельности человека как на окружающую среду, так и на здоровье человека или общество в целом. В арсенале есть определенный набор инструментов, и от правильного их сочетания и жесткости зависит реальный эффект. Это регулирование обращения продукции, лицензирование, профилактика, дифференцированное налогообложение, а не только ограничительные и запретительные меры. Конкретные решения должны быть эффективными с точки зрения снижения рисков для потребителя и параллельно стимулирующими развитие промышленности и производства, – добавляет он. – Мы считаем, что регулирование инновационных никотиносодержащих продуктов, например, основанных на технологии нагревания табака, должно базироваться на научно подтвержденных данных и создавать условия для переключения совершеннолетних курильщиков на такие альтернативные продукты, при этом исключая доступ к ним несовершеннолетних и некурящих. Это может способствовать решению проблем общественного здравоохранения».

В индустрии здорового образа жизни включаются и пищевые транснациональные компании, так как именно питание – один из ключевых факторов здоровья человека. В прошлом году транснациональный производитель кисломолочных продуктов и детского питания Danone запустил в шести регионах России, в том числе в Краснодарском крае, социальный проект «Здоровое питание от А до Я». Это интерактивный образовательный курс для младших школьников по основам здорового питания.

ЗОЖ.jpg
Поделиться


«Именно в начальной школе следует уделять подобным вопросам больше времени, чтобы сформировать у детей привычку к здоровому питанию. Дети должны научиться выбирать и потреблять полезные продукты. Другой целевой аудиторией являются учителя, которым предстоит эффективно донести до детей необходимую информацию. Третья целевая аудитория – родители, которые больше всего влияют на формирование пищевого поведения в семье», – рассказывает директор по корпоративным вопросам и взаимодействию с госорганами регионов Центр и Юг группы компаний Danone в России Олег Жарко. По его словам, компания запустит проект во всех регионах России до 2022 года.

Диетолог многопрофильного клинико–диагностического центра «САНТАЛЬ» Елена Федорова считает, что пищевой индустрии следует ограничить количество жиров, сахара и соли в своей продукции, а государству – ограничить рекламу вредных продуктов питания. «Кроме того, здоровый образ жизни нужно формировать с детства, а значит, создавать среду в школах и детских учреждениях. Это касается и организации детского питания, и доступности спорта», – добавляет она.

По словам руководителя компании ООО «Мать и дитя Краснодар» (входит в одноименную федеральную сеть медицинских клиник) Светланы Машковой, в медицине, связанной с репродуктивным здоровьем, наиболее актуальны услуги, которые касаются гарантированного здоровья рожденных детей. Так, к примеру, в клиниках «Мать и дитя» услуги по экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО) ежегодно растут не менее чем на 15%. Кроме того, растет число сложных операций с плодом во время беременности, которые позволяют сохранить здоровье ребенка даже в случае сложных патологий. «В клиниках «Мать и дитя» оперируют плод с такими патологиями, как патология черного мозга, которая ведет к инвалидности рожденного ребенка, но своевременная операция способна сохранить его здоровье», – говорит Светлана Машкова.

Она также отмечает, что высокие технологии в медицине создают новые отрасли. Так, в России последние 15 лет развивается банк клеток. Это консервация собственных клеток, которая востребована среди молодых людей с онкологическими заболеваниями, которые еще не успели родить детей. До момента назначения химиотерапии есть возможность консервации любого вида клеток для того, чтобы в дальнейшем человек имел возможность использовать эти клетки для рождения детей, чтобы снизить риски при беременности из-за онкологического заболевания. Банк клеток востребован и среди людей, которые желают отложить рождение детей на поздние сроки своей жизни.

ЗОЖ 2.jpg
Поделиться


«В России все еще много мифов и недостоверной информации, которой доверяют люди, в медицинской области. Поэтому просвещение является одним из факторов внедрения здорового образа жизни, – говорит руководитель реабилитационного центра «Движение» Артем Коршиков. – В нашем центре мы реализуем программу, которая нацелена на ликвидацию безграмотности в области репродуктивного здоровья, но, конечно, такая информация должна носить массовый характер».

Проректор по лечебной работе и последипломному образованию ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России Виктория Крутова рассказывает, что в вузе создана кафедра здорового образа жизни, возглавляемая ректором, где готовят образовательные программы, направленные на профилактику болезней и организацию здорового образа жизни. «Наша статистика показывает, что переход к здоровому образу жизни происходит довольно медленно. Связано это с тем, что каждый из нас использует не все возможности. Я уверена, если каждый из нас начнет работу над собой, это даст результаты», – говорит она.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .