Результаты четвёртого исследования среднего бизнеса ЮФО позволили увидеть замедление темпов прироста выручки в этом сегменте ровно наполовину. По итогам 2012 года совокупные доходы компаний среднего бизнеса ЮФО выросли на 20% и составили 734 млрд рублей, тогда как по итогам 2011 года прирост выручки был зафиксирован на уровне 40%. Аналогичные показатели и по численности компаний среднего бизнеса: прирост сегмента по итогам 2012 года составил только 20% против 38% в 2011 году.
Однако, несмотря на двукратное замедление темпов прироста доходов среднего бизнеса, его динамика ощутимо выше на фоне крупных предприятий. Напомним, что крупнейшие компании ЮФО завершили 2012 год с приростом выручки на 16,6% (что также вдвое меньше, чем в 2011 году). При этом обратим внимание на одно особо важное отличие природы роста крупного и среднего бизнеса региона: львиная доля динамики обеспечена десятком самых крупных предприятий, в то время как в среднем бизнесе прирост происходит за счёт почти половины компаний. Из 1189 компаний среднего бизнеса ЮФО у 544, то есть почти у каждой второй, прирост доходов в 2012 году был выше 20%, а у 305 фирм, то есть у каждой четвёртой, прирост составил свыше 50%. Основная масса средних компаний по-прежнему сосредоточена в торговле, что в целом является специфической особенностью южного бизнеса.
Исследуя средний бизнес в динамике, мы видим его чувствительность к происходящим институциональным изменениям, более высокую мобильность по сравнению с крупным бизнесом и устойчивость по сравнению с малым. Первое подобное исследование по итогам 2007 года в нынешних границах ЮФО выявило 699 средних предприятий (формальный критерий — выручка от 400 млн до 1 млрд рублей в год). По итогам 2010 года их количество практически не изменилось (692), объём выручки также остался приблизительно тем же. В 2011 году наблюдался резкий скачок — почти на три сотни компаний (до 986 предприятий), а в исследовании по итогам 2012 года зафиксировано уже 1189 компаний среднего бизнеса, то есть база приросла на 203 новые компании. Таким образом, снижение совокупной динамики среднего бизнеса в ЮФО пока компенсируется увеличением его «поголовья» и сохранением высоких темпов роста у значительного числа предприятий.
Гонки по вертикали
Для анализа региональных компаний среднего бизнеса традиционно применяется структурирование по объёму выручки с шагом в 100 млн рублей (см. таблицу 1). Резких изменений за год здесь не произошло: сохраняется тенденция к сокращению количества компаний по мере роста выручки. По итогам 2012 года наибольшая динамика наблюдалась в двух сегментах: с выручкой 400–500 и 500–600 млн рублей — на эти предприятия приходится 44% совокупных доходов среднего бизнеса ЮФО. Увеличилось и количество предприятий с оборотом 700–800 млн рублей, которые формируют непосредственный резерв пополнения рядов крупного бизнеса.
В 2012 году 438 компаний, которые в 2011-м представляли малый бизнес, перешли в разряд среднего. Это заметно больше, чем год назад, когда таковых было 372. Среди тех компаний, которым по итогам 2011 года досадно не хватило нескольких миллионов рублей, многие перешли рубеж среднего бизнеса с большим запасом. Например, выручка ОАО «Краснодарский завод “Нефтемаш”» за год выросла с 396 до 517,4 млн рублей, а краснодарский сырокомбинат «Калининский» за год увеличил выручку на 73 млн рублей и тоже пополнил ряды среднего бизнеса.
С другой стороны, по итогам 2012 года 58 крупных компаний региона перешли в категорию среднего бизнеса, поскольку их доходы упали ниже 1 млрд рублей. В основном это представители торговли: например, выручка ростовского ООО «Бризань», занимающегося оптовой торговлей моторным топливом, сократилась на 2,8 млрд рублей, доходы другого оптовика в этой сфере, ООО «Татнефть-АЗС-Юг», уменьшились на 2 млрд рублей. Значительно упала выручка и у цементной компании из Краснодара ООО «ЦТК», доходы которой снизились с 1,3 млрд до 890 млн рублей.
На их место пришло немало компаний, которые по итогам 2011 года были средними, а теперь доросли до крупного бизнеса. Например, ООО «Южная транспортная компания» из Краснодарского края за 2012 год заработало 1,24 млрд рублей, ростовский фармацевтический оптовик ООО «Русская тройка» за год увеличил свои доходы до 1,5 млрд рублей, а выручка производителя металлоконструкций ООО «Металл-Дон» выросла в два раза (до 2 млрд рублей).
В плюсе только Кубань
В региональной структуре исследования продолжает лидировать Кубань: здесь зарегистрирована почти половина (564) компаний, которые формируют 48% совокупных доходов всего среднего бизнеса ЮФО. За год в Краснодарском крае стало на 146 средних компаний больше — это абсолютное лидерство; увеличился и вес региона в общей «копилке». На втором месте — Ростовская область, средний бизнес которой создаёт почти треть совокупной выручки, но это меньше, чем в 2011 году — 32,4 против 38,2% (см. таблицу 2). На третьем месте — Волгоградская область: на неё приходится 13% всех доходов средних компаний округа. Значительно выросли доли Астраханской области и Калмыкии, в Адыгее количество средних компаний увеличилось более чем в два раза. Для сравнения, в сфере крупного бизнеса распределение долей между регионами примерно такое же, но на уровне среднего бизнеса Дон и Кубань имеют гораздо более мощную прослойку компаний.
Торговля быстрее индустрии
Традиционно экономика юга России отличается высокой долей торговли и в крупном бизнесе, и в среднем. В отраслевой структуре среднего бизнеса ЮФО её доля за год увеличилась с 50 до 53% (см. график). Торговля в 2012 году вообще стала одной из самых динамичных отраслей региональной экономики: темпы прироста розницы составили 41,4%, опта — 23,3%.
В промышленности высокую динамику средние компании показали в сферах машиностроения и производства строительных материалов, но в целом индустрия выросла всего на 15%. По ряду подотраслей наблюдается существенное снижение доходов: на 73% сократились доходы средних предприятий нефтегазовой промышленности, на 44% — угольной, хотя в этих отраслях негативная динамика обусловлена тем, что многие компании заметно выросли и пополнили категорию крупного бизнеса. В то же время снизился вес металлургии, ЖКХ, телекоммуникаций и связи. Если по итогам 2011 года выручка средних предприятий ЮФО в пищепроме сократилась почти на 30% на фоне увеличения доли АПК более чем наполовину, то в 2012 году в пищепроме наблюдался символический рост на уровне 1%, а доходы предприятий АПК приросли на 10,4%, что ниже, чем в целом по среднему бизнесу округа. Гораздо лучше чувствовали себя строительные и транспортные компании, чьи доходы выросли на 27 и 23% соответственно.
Убыточных всё меньше
За 2012 год предприятия среднего бизнеса ЮФО генерировали 7,2 млрд рублей чистых убытков против 10,65 млрд рублей в 2011 году. Убыточными по итогам 2012 года были 120 компаний, то есть каждая десятая, а по итогам 2011 года таковых было больше — 125, или каждая восьмая.
Если год назад прибыльными были все предприятия стекольной и целлюлозно-бумажной промышленности, то в этом году безубыточными являются компании, представляющие НИР, телекоммуникации и связь, лёгкую промышленность и энергетику. Рассчитывая уровень рентабельности как отношение чистой прибыли к выручке, становится ясно, что наиболее рентабельными являются промышленные компании (машиностроение, химическая, пищевая отрасли) и АПК, где, в отличие от торговых компаний, период инвестирования и получения дохода более длительный.
В ряде случаев убытки отчётного периода у средних компаний были связаны с реализацией инвестиционных проектов. Так, Краснодарский завод металлоконструкций (ОАО «КЗМ») второй год подряд несёт серьёзные убытки (составляющие половину выручки), которые объясняются начатым ещё в 2010 году перевооружением приобретённых производственных площадей. Новороссийский мазутный терминал, принадлежащий ОАО «Новороссийский морской торговый порт», также показывает высокие убытки на протяжении двух лет, но предприятие было запущено в мае 2012 года и ещё только должно выйти на проектную мощность.
Угрозы для эффективности
Успешность типичной средней компании связана прежде всего с наличием эффективного менеджмента, который за время вырастания предприятия из малого бизнеса не только приобрёл и развил навыки стратегического планирования, но и научился сочетать их с формализацией бизнес-процессов. В связи с ухудшением экономической конъюнктуры и возрастанием политических рисков многие предприятия стали жёстче контролировать издержки бизнеса, однако тут главное — не перестараться. «В погоне за сокращением затрат можно, условно говоря, вместо “жира” сократить “мышцы”, потерять какие-то активы, в том числе и людские, что в долгосрочной перспективе принесёт больше потерь, чем в краткосрочной — экономии», — предостерегает партнёр PwC, руководитель офисов в Ростове-на-Дону и Краснодаре Вячеслав Соловьёв. Согласно опросам группы PwC, сейчас для более чем 75% компаний приоритетом является поиск путей снижения затрат и повышения эффективности.
Анализируя устойчивость компаний среднего бизнеса, отметим, что по итогам 2012 года дебиторская задолженность сроком свыше года у них выросла на 31,5% (на фоне роста выручки на 20%) и составила 22% выручки. Если увеличение дебиторской задолженности связано с ростом продаж, то можно предположить, что рост выручки компаний был обеспечен изменением кредитной политики, а именно увеличением сроков предоставления товарных кредитов. Ирина Тыртышная, эксперт-консультант по вопросам управленческого и финансового консалтинга ростовской «Мауэр Групп», к наиболее распространённым ошибкам финансового управления относит слабые механизмы работы с дебиторской задолженностью: «Высокая доля просроченной дебиторской задолженности, увеличение периодов отсрочки по договорам, отсутствие реальных механизмов быстрого взыскания в судебном порядке — это характерные черты неотлаженных механизмов управления работой с клиентами, наносящих серьёзный ущерб финансовому состоянию предприятия. Ситуацию позволяет улучшить внедрение на предприятиях чётких автоматизированных бизнес-процессов».
Традиционно наиболее актуальной для среднего бизнеса является проблема привлечения дешёвого финансирования для новых инвестиций и пополнения оборотного капитала. Прирост кредиторской задолженности в среднем бизнесе ЮФО за год составил 25,7%, в результате отношение этого показателя к выручке увеличилось до 24,3%. По мнению Ирины Тыртышной, для устойчивого состояния бизнеса оптимальным считается уровень дебиторской задолженности в 25–30% от суммы выручки и кредиторской задолженности (исключая кредиты и займы) в 40–50%. Наличие существенных объёмов дебиторской задолженности сроком более года является критичным для компании.
Старший менеджер BDO в России Татьяна Терешко среди наиболее актуальных проблем в сфере финансового менеджмента среднего бизнеса Юга выделяет финансирование реструктуризации бизнеса. Для этого существует несколько предпосылок. «Во-первых, сейчас растёт стоимость денег, так как ЦБ регулярно поднимает ставку рефинансирования, — поясняет г-жа Терешко. — В результате стоимость заимствований растёт, соответственно, растёт кредитный риск банка, поэтому требования к заёмщику ужесточаются, объём выданных кредитов падает. В результате у предприятий остро ощущается нехватка доступного кредитования. Во-вторых, в связи с признаками рецессии падает спрос на продукцию многих предприятий среднего бизнеса, поэтому компаниям необходимо либо предлагать на рынке новые продукты и услуги для поддержания объёмов на уровне текущей деятельности, либо сокращать производство».
Несмотря на уникальность каждого конкретного предприятия среднего бизнеса, существуют как стандартные этапы его развития, так и типовые ошибки финансового управления. «Наиболее частыми ошибками среднего бизнеса на Юге являются отсутствие долгосрочного планирования и прогнозирования, недооценка затратных статей, выбор неверной стратегии экономии затрат, — рассуждает директор филиала Ernst&Young в Краснодаре Анна Калмыкова. — Также наблюдается отсутствие внутренней бизнес-культуры, регламентации процессов и элементарных процедур контроля и грамотного распределения ответственности, что приводит к сосредоточению ключевых функций в руках “незаменимых” сотрудников». Исполнительный директор компании «ФОК-Юг» Дмитрий Панин среди ошибок финансового менеджмента среднего бизнеса выделяет не до конца просчитанное расширение деятельности, связанное с покупкой новых мощностей или открытием новых производств, что приводит к возникновению убытков и оборачивается тяжёлым финансовым положением компаний в 2–4-летний период после вложения средств.
Методология
Для отбора средних компаний была использована уже не раз апробированная нами методология. В число участников исследования могли быть включены компании, зарегистрированные на территории ЮФО. На первом этапе отбора с помощью системы «СПАРК-Интерфакс» была сформирована многотысячная база компаний крупного, среднего и отчасти малого бизнеса округа. Затем отобраны компании с доходами по итогам отчётного 2012 года (данные по итогам 2013 года пока отсутствуют) не ниже 400 млн рублей и не выше 1 млрд рублей. Далее мы чистили базу в соответствии с принятой методологией. В число отобранных предприятий не попали энергосбытовые компании во избежание двойного учёта. С этой же целью, если в итоговую базу была включена головная холдинговая компания, исключались её дочерние структуры, годовые данные которых консолидированы в финансовой отчётности холдинга. В анализируемую базу среднего бизнеса не вошли организации, доходы которых позволяют назвать их средними, однако деятельность их не вполне прозрачна. В процессе отбора были также удалены фирмы, занимающиеся финансовым посредничеством, операциями на рынке ценных бумаг, те организации, сфера деятельности которых ограничена исключительно сдачей внаём недвижимости. Далее список был очищен от ГУПов и МУПов, которые работают за пределами рыночной матрицы, что позволяет включить в анализ предприятия в сфере ЖКХ и этим повысить объективность исследования. Также мы оставили в базе компании, которые в 2013 году находились в стадии банкротства, но работали в 2012 году; таковых было чуть более десяти — главным критерием ранжирования оставалась выручка от продаж за 2012 год. В итоге после того, как из первоначальной базы были удалены сотни юридических лиц, осталось 1189 компаний, которые можно отнести к среднему бизнесу. Уточним, что за рамками исследования остались также банковский, страховой и лизинговый бизнес, которым мы традиционно посвящаем отдельные исследования на страницах журнала.