Концепция жилой застройки Грозного от консорциума Master′s plan. Фото: archi.ru
Поделиться
Культурный и экономический центр Северного Кавказа
Будущий проект сформулирует основные векторы развития всего региона и даст возможность продемонстрировать накопленный инвестиционный потенциал республики. Об этом заявляет пресс-служба главы Чечни Рамзана Кадырова.«В перспективе Чеченская Республика должна стать экономическим и культурным центром Северного Кавказа. Мы намерены использовать любую возможность реализовывать проекты и предложения, которые позволят и дальше сохранять заданный высокий темп развития», — подчеркивают в правительстве региона.
Ожидается, что реализация мастер-плана повысит качество жизни населения, станет стимулом к росту экономики, а также сформирует гармоничный облик городов и районов республики. Разработка документа продлится до октября 2024 года.
Точки притяжения Чечни
Идея создания отдельного мастер-плана для Чечни впервые прозвучала осенью 2023 года. Тогда, напомним, был объявлен победитель открытого международного конкурса на разработку аналогичного развития Грозного. Им стал консорциум бюро «Master′s plan». По замыслу разработчиков, новая планировочная структура города улучшит связанность территорий и создаст новые точки притяжения для жителей и гостей столицы Чечни. Одновременно с этим, «зелёный» каркас соединит районы Грозного в единую сеть общественных пространств.Конкурс стартовал в марте 2022 года. Как отмечали организаторы, свои заявки для участия в нем отправили компании из более чем двух десятков стран Европы, Азии, Африки, Австралии и Южной Америки. Конкурсные работы оценивало жюри экспертов из России, Китая, Саудовской Аравии, Катара и Великобритании. Проведение конкурса и разработку мастер-плана столицы, а затем и всей Чеченской Республики поддержало АО «ДОМ.РФ».
«Грозный динамично развивается в последние годы, он стал визитной карточкой Кавказа, — заявил в октябре прошлого года гендиректор финансового института развития в жилищной сфере «ДОМ.РФ», бывший вице-премьер российского правительства Виталий Мутко. — Город становится притягательным для туристов, а также более удобным для жизни молодежи, студентов и старшего поколения».
Практическая реализация мастер-плана Грозного рассчитана до 2030 года.
«Зонтичное» брендирование и его целесообразность
Разработка мастер-плана для всего субъекта федерации пока видится не совсем целесообразной. Такое мнение в беседе с «Экспертом Юг» выразил директор Южного градостроительного центра (НПО ″ЮРГЦ″) Сергей Трухачев.«На мой взгляд, в России имеется достаточный методический инструментарий, который при грамотном его использовании позволяет реализовывать проекты по территориальному планированию и развитию. Поэтому, какой смысл вкладывается в создание отдельного мастер-плана для целого региона, я пока представляю с трудом. С другой стороны, возможно, когда нам продемонстрируют разработанный документ, скепсис уйдет и мы сможем удивиться предложенным решениям нового проекта», — говорит эксперт.
Профессор кафедры архитектурного и средового проектирования ЮФУ, кандидат архитектуры, член Союза архитекторов России Юлия Горгорова, напротив, считает, что у подобных стратегических проектов есть будущее.
Поделиться
Юлия Горгорова считает, что у таких стратегических проектов есть будущее. Фото: «Эксперт Юг»
«Мы знаем немало примеров, когда сразу несколько городов объединялись под единым туристическим брендом, — отмечает в беседе с изданием профессор Южного федерального университета. — Архитекторам и градостроителям привычнее термин "агломерация", когда происходит совместное развитие соседних территорий. За городом-лидером подтягиваются остальные. Все помнят проект так называемого Большого Сочи, объединяющего не только сам город, но и примыкающие к нему небольшие населенные пункты. Тоже самое можно сказать о совместном развитии городов-курортов Краснодарского края или Кавказских Минеральных Вод. Но одним из первых в этом ряду стоит выделить «Золотое кольцо», которое объединило в туристический маршрут целый ряд крупных и малых старинных городов России. Поэтому глобально идея «зонтичного брендирования» и развития больших территорий по какому-то единому принципу видится мне вполне интересной».
Собеседники «Эксперта Юг» сошлись во мнении, что пример Чечни едва ли станет стимулом к разработке собственных мастер-планов для других субъектов федерации. А если проекты и будут разработаны, то в большинстве случаев вряд ли будут реализованы . В современных реалиях такие серьезные задумки подразумевают большой объем работы и крупные денежные влияния.
Однако, если республика и испытает трудности с реализацией будущего стратегического проекта, то они точно не будут связаны с финансовым обеспечением, поскольку на реализацию столь масштабного пилотного проекта будет выделено достаточное количество средств.