
Архитекторы и краеведы опасаются, что после капремонта здание изменит пропорции и потеряет свой архитектурный замысел, разработчик проекта с этим не согласен // Фото: Геннадий Крольман
Поделиться
С первого раза отремонтировать не получилось
В Ростове-на-Дону планируют капитально отремонтировать Донскую государственную публичную библиотеку (ДГПБ), здание которой было введено в эксплуатацию в 1994 году. На ремонт выделено 2,2 млрд рублей, его рассчитывают завершить в 2027 году. В планах — замена коммуникаций, ремонт кровли и фасада, зрительного зала и зимнего сада, бассейнов с фонтанами и книгохранилища. В здании должны появиться малый зал, студия звукозаписи и кафе.Проект капремонта библиотеки и благоустройства территории вокруг нее был разработан компанией «Содружество» и получил положительное заключение Госэкспертизы еще в 2023 году. Право разработки проектно-сметной документации «Содружество» выиграло на торгах, согласившись выполнить работы за 17,8 млн рублей.
В марте этого года библиотека начала поиск подрядчика, который возьмет на себя ремонтные работы, и объявила открытый конкурс на сайте госзакупок, однако вскоре отменила его. Когда он возобновится, пока неизвестно. Проект капремонта получил волну критики в сообществе краеведов и архитекторов.
Первым тревогу забил краевед Геннадий Крольман: «К архитектурному символу Ростова и одному из главных зданий города подошли как к рядовому проекту и применили к нему рядовые решения. То, что составляет гордость города, превращается в типовое здание. Да, вроде бы некоторые ценные детали, элементы и формы сохраняются, но самое хорошее, что в нем есть, будет уничтожено, исковеркано и испоганено».

Поделиться
Юридически здание не признано объектом ОКН, но фактически им является // Фото: ДГПБДонская публичная библиотека построена по проекту архитектора Яна Заниса и инженера Бориса Сидельковского. Возведение здания началось в 1974 году, однако строительство затянулось на 20 лет и было окончено только в 1994 году.
Чтобы облицевать свое творение, Ян Занис специально ездил в Армению за аштаракским туфом, рассказывает Геннадий Крольман. Теперь же вся облицовка фасада оригинальным туфом, который так кропотливо выбирал архитектор, будет демонтирована и уничтожена. Это 11 тыс. кв. м., подчеркивает краевед.
Градозащитное движение «Мой Фасад» направило письмо врио губернатора Дона Юрию Слюсарю, замгубернатора Игорю Гуськову и председателю комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области Ирине Коробковой с просьбой инициировать рассмотрение проектной документации капремонта на общественном совете.
Сразу после отмены конкурса по поиску подрядчика, Юрий Слюсарь заявил, что проект реконструкции будут дорабатывать, опираясь на мнения жителей и экспертного сообщества: «Поручил министрам культуры и строительства области провести встречи с общественностью, чтобы вместе определить, каким должен быть один из главных символов донской столицы. Только после этого приступим к работе».
При этом глава Дона подчеркнул, что в 2025 году власти все же планируют начать большое преобразование библиотеки. За 30 лет существования здание ни разу не ремонтировалось капитально и перестало соответствовать современным требованиям.
Региону важно сохранить культурное достояние, не ждать, когда здание станет аварийным, а проводить ремонтные работы своевременно, отметил Юрий Слюсарь.
Сбивать или не сбивать: дискуссия о фасаде
Сейчас облицовка здания сделана по принципу «раствор + плита камня». Проект капремонта предполагает полный демонтаж существующих плит и замену их на технологию вентилируемого фасада «утеплитель + конструкция вентфасада + воздушный зазор + плита камня», поясняет Артур Токарев, советник Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), кандидат архитектуры, автор книг по истории архитектуры Ростова-на-Дону и Юга России.Создание вентфасада на библиотеке — главный камень преткновения. Это серьезная проблема для внешнего вида здания, считает эксперт. Проектом предусмотрен заказ нового, точно такого же туфа, как нынешний. Насколько это реально — отдельный вопрос. Ключевая проблема — толщина предлагаемой системы в несколько раз больше существующей облицовки здания. Это изменит пропорции библиотеки и сузит витражи, поясняет Артур Токарев.
«Судя по проекту, облицовка здания станет в 3-4 раза толще. Это значит, каждый витраж сузится минимум на 10 см, а угловые витражи до 20 см. То есть, стены станут шире, а окна уже. При том, что витражи и так узкие — около 1,5 м. Для архитекторов очевидно, что это не нюансное, а радикальное изменение пропорций частей и внешнего облика здания в целом, я уж не говорю о некотором ухудшении освещенности интерьеров».
Барельефы на фасаде книгохранилища визуально утонут в новой облицовке, утверждает эксперт. Кроме того, сейчас между плитами камня нет зазоров. Визуально и тактильно стены представляют собой монолит. При создании вентфасада появятся щели, в них будут просматриваться металлические крепления, сама облицовка с воздушным зазором при постукивании рукой будет издавать звуки. Это лишит стены монолитности, а здание монументальности, которую осознанно создавал Ян Занис, считает Артур Токарев.

Поделиться
Барельефы на фасаде могут визуально утонуть в новой облицовке, считает Артур Токарев // Фото: ДГПБ«Концепция автора предусматривала органичную связь экстерьера и интерьера – туф плавно переходит с фасадов, через витражные откосы в интерьер. Из-за толщины конструкции вентфасада эта органичность будет утрачена, на откосах появится перепад. Это не мелочи, понимаете, из таких деталей и складывается настоящая архитектура», — говорит Артур Токарев.
Проблемы с облицовкой фасада библиотеки и отваливающейся плиткой были давно, несколько лет назад их уже укрепляли, признает эксперт. По его мнению, есть не столь радикальное решение — заменить плиты камня, которые утрачены или находятся в аварийном состоянии на аналогичный туф, а плиты в хорошем состоянии — укрепить. Иное решение приводит к изменению архитектурного замысла авторов.
Архитектор проекта капремонта библиотеки, специалист компании «Содружество» Павел Селезнев считает, что оригинальный туф оставить невозможно. За 30 лет эксплуатации цементный раствор, на котором держится камень, разрушился, плиты стали отлетать от фасада. Металлические уголки, которые держат облицовку, сгнили.
«Вопрос демонтажа туфа стоит очень остро. По результатам обследования есть части облицовки с разрушившимся раствором. Они в любой момент могут упасть. Библиотека уже пыталась крепить камень анкерами. Все это не помогало. Плитка отваливалась, отваливается и будет отваливаться. Снять и прикрепить тот же туф на стену нельзя, при попытке снять камень с раствора он трескается на части. Укрепить облицовку тоже нельзя – при установке анкеров облицовка трескается. Это возможно только как временное решение».
Архитектор подчеркивает, что крепить плиты камня сегодня можно только на вентфасад. Согласно нормативам, по которым проект проходит экспертизу, крепить плитку на клей на высоте больше 3 метров запрещено:
«Я прочитал мнения разных людей о том, что надо было сделать по-другому, но никто не говорит, как, – отмечает Павел Селезнев. – Утеплять здание изнутри глубоко непрофессионально и создает массу проблем. Как говорят в архитектурном институте, шуба должна быть с холода. Если мы утепляем здание изнутри, то переносим влажность внутрь помещения, появляется плесень и мокрые углы. Это недопустимо в библиотеке. Современная технология строительства предполагает выноску облицовки на кронштейнах. Так сложились нормы, так сложилась практика. Другие методы возможны, допустим, при реставрационной работе. У нас есть определенный лимит средств, за рамки которого нельзя выйти. Делать реставрацию — это огромная сумма. Совсем другой порядок цифр».
Павел Селезнев не согласен с мнением о том, что конструкция вентфасада исказит пропорции здания. Оконный проем, по его словам, сузится на 10 см, с 1,60 м до 1,50 м. Это меньше 6% от ширины витражей. Утеплить откосы необходимо иначе теряет смысл утепление всего здания. Для взгляда прохожих это будет незаметно, подчеркивает архитектор.
«Барельеф местами расположен вровень с фасадом, местами выступает. У него нет четкой границы примыкания к фасадной плоскости. И я не считаю, что небольшой выступ или ступенька на такой высоте сильно исказит облик скульптуры. Для прохожего выступ будет малозаметной деталью. Этому придается излишнее значение. Барельеф почистят, на здании сделают архитектурную подсветку, которая подчеркнет монументальность здания».
Комментируя вопрос о перспективах найти аналогичный туф для замены, архитектор отвечает, что разработчики провели большую работу по поиску и подбору цвета материала:
«Мы обратились к тому же самому карьеру, где заказывал туф Ян Семенович Занис. Нам привезли образцы и предложили палитру от светло-табачного до темно-табачного оттенка камня. На данный момент некоторые участки библиотеки облицованы розовым или светло-пастельным туфом, что является недопустимым вмешательством в облик здания. В смете указано, что туф должен подбираться с перебором цвета табачного оттенка, не отклоняясь от нынешней палитры фасадов библиотеки. Переживания общественности за цвет туфа, которым будет выполнена облицовка, понятны и обоснованы, но это не проблема проекта, закупить нужный туф — проблема подрядчика. Поэтому во время ремонта нужно будет жёстко контролировать этот процесс».
Визуально кладка камня не будет отличаться от нынешней, говорит Павел Селезнев.
Почему новый интерьер считают радикальным решением
Значительные изменения ждут и интерьер здания.«Проект предполагает тотальные изменения в интерьерах. Я не понимаю, зачем? — задается вопросом Артур Токарев. — Например, в зимнем саду не вижу никаких проблем. Отделка мрамором в отличном состоянии. Пространственное решение ясное, функционально оно работает 30 лет, не вызывая нареканий. Трансформация коснется не только атриума. По всему первому этажу меняется отделка стен и полов, планировка зон, предполагается частичный снос перегородок, снос бассейнов и изменение их площади и конфигураций. Изменения настолько радикальные, что это уже не капремонт, а настоящая реконструкция».

Поделиться
Интерьер библиотеки будет значительно трансформирован, предполагает Артур Токарев // Фото предоставлено собеседникомВ кинозале собираются сбить весь туф со стен для улучшения акустики, продолжает Артур Токарев. «Если из кинозала хотят сделать зал академической музыки, то в этом есть некоторая проблема, но неужели ее нельзя решить другими хорошо известными средствами?».
«Все обещания, что облик здания не изменится, — это искажение фактов, — уверен Геннадий Крольман. — Первоначальный вид здания — это тот туф, которым библиотека сейчас облицована, и любой его демонтаж ведет к изменению исторического облика. Перепланировка зимнего сада вместе с изменением фасада — достаточно существенное нарушение авторского замысла архитектора. У библиотеки единый архитектурный облик. И снаружи, и внутри он максимально взаимосвязан».
Ситуация показывает, насколько сегодня проблемно стоит вопрос авторского права в области архитектуры, добавляет Токарев:
«Даже беглое знакомство с проектом капремонта библиотеки убеждает в огромном объеме и детальности проделанной работы. Однако многие решения вызывают настороженность – не слишком ли радикально изменится здание изнутри и снаружи? Мы не можем взять и изменить произведение Пушкина. Мы не можем дорисовать еще одного мишку на картине Шишкина. Это всем очевидно. Но почему-то с архитектурой по-другому».
Внутри суммарно демонтируют только 25-30% туфа, говорит архитектор. Демонтаж туфа в кинозале Павел Селезнев объясняет плохой акустикой помещения и желанием библиотеки улучшить ее:
«В кинозале ужасная акустика, потому что туф отлично отражает звук. Из-за того, что зал небольшой, там очень гулко. Говоря на профессиональном языке — превышено время реверберации. Сегодня в зале проводится весь спектр мероприятий — от лекций до кинопоказов и даже концертов. Проектом предложено смонтировать специальные акустические панели на стенах, чтобы сократить время реверберации, убрать гулкость зала и улучшить его акустические свойства. Это подтверждено расчетом звука. Если общественность настаивает, подрядчик может сделает включение-выключение и оставить туф. Сиденья в зале заменены, потому что они очень далеки от такого понятия как „комфорт“, но проектное решение по ним будет сохранено согласно задумке Я.С.Заниса, с проработанной эргономикой рядов и сидений».
Во входной зоне библиотеки планируется отреставрировать натуральный камень на полу, отремонтировать потолок и почистить стены. Старые лампы заменят на современные светодиодные. В зимнем саду отделку чаши фонтанов из мрамора заменят на акриловый камень идентичный по фактуре с натуральным мрамором.

Поделиться
Бассейны и фонтаны тоже будут обновляться в ходе ремонта // Фото: ДГПБ«Натуральный камень изрядно испортился. Фонтан сейчас течет вниз в технические помещения. Большой плюс акрила в том, что его можно бесшовно смонтировать, он не пропускает воду, достойно выглядит и неотличим от мрамора», — комментирует Павел Селезнев.
В саду сдвинут кадки с цветами и немного изменят планировку посадочных мест. Это сделано для того, чтобы расширить проходы. Сейчас ширина некоторых из них — 40 см. Это запрещено нормами пожарной безопасности. Законодательство требует минимум 60 сантиметров, подчеркивает архитектор.
Зимой в библиотеке 18 градусов: почему здание не соответствует нормам
Здание совершенно не отвечает современным стандартам энергоэффективности, — говорит Павел Селезнев. Толщина стен библиотеки всего 380-400 мм.«Это очень мало. Из-за этого у библиотеки большие эксплуатационные расходы на отопление, а в книгохранилищах нарушен температурный режим. Поэтому мы утепляем фасад каменной ватой толщиной 100 мм».
Директор ДГПБ Анна Желябовская соглашается, что у здания накопилось множество проблем. Зимой стены продуваются, и поддерживать температуру в помещении крайне сложно:
«Здание холодное. Зимой в некоторых помещениях 18°C. Это нельзя исправить без утепления фасада. В 2016 году мы провели ремонт системы теплоснабжения. Поставили огромное количество батарей, но они не справляются и не отапливают здание».
Кроме того, здание не соответствует современным требованиям пожарной и антитеррористической безопасности.
«Проект Яна Заниса замечательный, и нам нравится, как здесь все придумано. Но это проект 1965 года, за это время очень сильно изменилось законодательство и требования по пожарной и антитеррористической безопасности, — поясняет директор Публички. — Библиотека сегодня им не соответствуем. У нас на руках решение суда о том, что до 1 августа мы должны решить все проблемы, связанные с нарушением требований законодательства по пожарной безопасности. Например, мы должны заменить напольные покрытия, увеличить дверные проемы и расстояние между креслами в зимнем саду. В аварийном состоянии все эвакуационные лестницы. Я не знаю, как мы будем решать эти вопросы. Тем более в ситуации, которая сейчас сложилась. По итогам 2024 года, библиотеку посещает в среднем тысяча человек в день. Передо мной как руководителем стоит задача обеспечить безопасность и комфорт посетителей. Это главное, почему нам нужен капремонт».

Поделиться
Из-за того, что здание не соответствует современным требованиям безопасности, библиотека сегодня оказалась в непростой ситуации, говорит Анна Желябовская // Фото: ДГПБЧасть одного из фонтанов демонтируется. Руководитель библиотеки объясняет это требованиями безопасности:
«По современным требованиям входная зона должна быть преобразована, и под фонтаном не может располагаться книгохранилище. Сейчас этаж под ним технический, но после капитального ремонта мы планировали разместить там книги».
Успех зависит от подрядчика
Алексей Полянский, председатель правления Ростовской областной организации Союза архитекторов России, руководитель проектов архитектурной мастерской «АПН-Проект» поддерживает авторов проекта капремонта и считает предложенные технологии достаточно понятными и соответствующими состоянию здания и требованиям нормативной базы. Эти решения, по словам эксперта, позволят улучшить теплотехнические характеристики здания и сделать облицовку фасада более эксплуатационно-надежной.«Замена камня неудивительна, потому что та технология, которая была применена во время строительства здания в конце XX века, не дает стопроцентной уверенности, что одна из плит в один момент не слетит с фасада. Сегодня на высотных зданиях не принято использовать клеевые технологии для облицовки фасада натуральным камнем. Большинство экспертов относятся к этому негативно. Работы по аудиту здания проводились, и многие плитки там сейчас, говоря языком строителей, «бухтят», то есть, отходят от основания. Они привинчены к фасаду дополнительно в ходе промежуточного ремонта. Все это вызывает сомнения в состоянии облицовки фасада и иного варианта ремонта в наших ростовских условиях я не вижу. Есть и проблема слабой теплотехники здания. Утеплять его изнутри — неэффективный способ, который не решит проблему комплексно. Для бюджетного объекта библиотека сделала достаточно много, чтобы проект капитального ремонта был разработан на достаточно высоком уровне».
Создание вентилируемого фасада — технология, которая дает гарантию, что плитка не слетит, но успех этого решения в проекте капремонта библиотеки зависит от того, насколько подрядчики учтут тонкости и особенности здания, отмечает Алексей Полянский:
«Достаточно сложные моменты связаны с тем, как добыть туф такого же табачного оттенка, как подготовить поверхность, как визуально обеспечить монолитность фасада. Для стыков между плитками надо будет подбирать пасту в тон. Если говорить о том, насколько сузятся витражи, думаю, визуально определить изменилось там что-то или нет, будет сложно. Тем не менее вопросы по изменению пропорций здания есть, как будут сделаны внутренние и внешние откосы витражей. Много кропотливой, узловой работы».
Библиотека хочет стать современнее
Известно, что архитектор Ян Занис не пришел на открытие библиотеки, потому что считал, что работы выполнены недостаточно качественно и не вполне так, как он задумывал. Здание строилось в то время, когда в стране был кризис, рассказывает Павел Селезнев:«Некоторые строительные решения и материалы оставляли желать лучшего. О чем говорят, двери, установленные с отклонениями, неровные полы и пороги, изогнутые перегородки. Сейчас бы наши стройнадзорные органы такой объект не приняли. Мы постарались максимально сохранить существующее здание и привнести в него новые современные детали, оставив дух и образ всеми любимой публичной библиотеки. Пространство станет лучше, эргономичнее и визуально привлекательнее, чем оно было до капитального ремонта».
Каждое решение проекта капремонта обсуждалось, взвешивались все «за» и «против», отмечает Анна Желябовская. По ее словам, библиотека, наоборот стремится вернуться к первоначальным задумкам архитектора:
«Все говорят, что мы изменяем проект архитектора. Мы хотим, наоборот, вернуться к первоначальному замыслу Яна Семеновича. За 30 лет в библиотеке много всего было переделано. Поставили стеклянные и гипсокартонные перегородки на втором этаже. Сейчас мы их убираем и возвращаемся к первоначальному виду. Больше воздуха, больше свободы. Ставили, потому что думали о сохранности документов и книг. Сейчас мы внедрили RFID-технологии, все книги маркированы, и мы можем себе позволить вернуться первоначальному облику залов».
В первом проекте Яна Заниса было предусмотрено кафе, и некоторое время оно работало в библиотеке, однако потом его закрыли, продолжает директор ДГПБ. Теперь кафе хотят сделать частью нового пространства на первом этаже. Сегодня — это потребность читателей, отмечает Анна Желябовская.
Создавая проект, его авторы и библиотека стремились создать дополнительные точки притяжения посетителей и осовременить пространство:
«Будет кафе, будет зона коворкинга для студентов, в которой можно поработать за ноутбуком, почитать книгу. Библиотека сейчас и библиотека 40 лет назад — это немного разные вещи. Помимо места для чтения книг, это еще и место для встреч, для работы, для совместной деятельности, для кружков», — рассказывает Павел Селезнев.
По его словам, библиотека объявит сбор средств и вместе с проектировщиками сделает макет здания, чтобы показать, как облицовка будет выглядеть в натуре:
«Мы соберем средства на макет, выполним его и поставим в вестибюле библиотеки. Я думаю, это снимет большую часть вопросов».
Непризнанный памятник архитектуры
Критикующая часть сообщества настаивает, что к зданию нужно относиться, как к объекту культурного наследия.«Это яркий и очень эффектный памятник архитектуры эпохи советского модернизма. Стиля, который уже ушел в историю, — говорит Геннадий Крольман. — Здание ценно как единый авторский архитектурный замысел, прекрасно сохранившийся и снаружи, и внутри. Например, другой символ города — здание городской администрации на Большой Садовой, было разрушено в годы Великой Отечественной. Фасады после войны восстановили, но свое оригинальное внутреннее убранство здание утратило. Архитекторы, которые приезжают в Ростов, обычные туристы и даже иностранцы, всегда в восторге от Публички».
На эту тему
Кто и как разграбляет старый Ростов

Поделиться
Здание не включено в реестр объектов культурного наследия, поскольку построено меньше 40 лет назад, однако фактически им является и представляет несомненную архитектурную ценность, говорит Артур Токарев.
«В академической среде отношение к архитектуре советского модернизма 60-80-х годов XX века было очень разным. В 90-е многие критично относились к тому, что в советское время стилистика архитектуры была следствием выбора власти и все вынуждены были работать в одном направлении. В упрек часто ставили, что советский модернизм не всегда работал с историческим контекстом. Потом ситуация поменялась. В последние два десятилетия в нашей стране и за рубежом вышло множество книг и статей о советской архитектуре этого периода. Только теперь все уже признают ее ценность и достоинства».
Общественные здания, построенные в эпоху советского модернизма, как правило, уникальны и выполнены лучшими архитекторами своего времени. В Ростове среди таких объектов выделяются Публичная библиотека, Музыкальный театр, Дом профсоюзов, здание РАНХиГС, речной вокзал с гостиницей «Якорь», рассказывает Артур Токарев:
«Несмотря на их ценность, множество объектов мы утратили в последние годы. Это касается и Москвы, и Ростова, и других городов. В Ростове, например, оба железнодорожных вокзала полностью изменили свой внешний вид, испорчен Речной вокзал. Публичная библиотека — знаковый объект, достопримечательность, которая обладает неординарными архитектурными достоинствами. Мои коллеги архитекторы из других городов воспринимают ее с восторгом. Может быть не юридически, но фактически это памятник архитектуры».
«Основная и общая для всех цель — продлить долголетие здания, улучшить его состояние, адаптировать к современным условиям и технологиям, но при этом максимально сохранить архитектурный облик, — говорит Алексей Полянский. — Я думаю, что некоторые решения в проекте могут быть поправлены и усилены для того, чтобы сохранить исторический вид библиотеки. Нужны приемы, которые позволят минимизировать интервенцию в существующий облик здания».