Модное понятие «глэмпинг» некоторые участники рынка используют в отношении мест размещения, которые глэмпингами не являются, говорят эксперты // Фото: глэмпинг «Синий Яр»
Поделиться
За последний год число таких объектов в России выросло в полтора раза. Сейчас по всей стране насчитывается около 700 глэмпингов. Их популярность среди туристов и отдыхающих растёт. В профессиональной среде документ вызвал неоднозначную реакцию: от явного неодобрения до полного согласия.
Владельцы южных глэмпингов говорят об очевидном положительном эффекте от введения стандарта и считают, что методические рекомендации не будут лишними для новых инвесторов в этой сфере. При этом многие объекты, признают участники рынка, не соответствуют требованиям ГОСТа на 100% и им, очевидно, будет довольно сложно перестроить свой бизнес. Правда, их выручает рекомендательный характер документа. ГОСТ позволяют владельцам подтянуть уровень своих объектов размещения и превратить их в настоящие глэмпинги, но не обязывает этого делать.
Методичка или обязательно к исполнению: какой срок необходим для тестирования ГОСТа
Большинство игроков рынка, опрошенных «Экспертом Юг», говорят об очевидной пользе нового стандарта. В нём собраны основные действующие требования к местам размещения. Это и нормы безопасности, и требования к территории глэмпинга, к сетям инженерно-технического обеспечения, к жилым модулям, к информационному обеспечению, к качеству оказываемых услуг, к персоналу.«Появление данного определения расширяет понятийный аппарат отрасли, создаёт единые ориентиры для бизнеса и обеспечивает туристам гарантированный уровень качества, безопасности и заботы об окружающей среде», — комментировал внедрение ГОСТа руководитель Росстандарта Антон Шалаев.
Наличие ГОСТа и возможность ознакомиться с ним снижают правовые риски для инвесторов и в целом делает глэмпинги более привлекательными объектами для инвестиций, повышает доверие к этому сегменту бизнеса и качество сервиса, говорит владелица глэмпинга «Синий Яр» в Усть-Донецком районе Ростовской области Ольга Нор-Аревян.

Поделиться
Если бы ГОСТ был обязательным, далеко не все глэмпинги смогли бы ему соответствовать, говорит Ольга Нор-Аревян // Фото предоставлено экспертом «Мне кажется, что ГОСТ, который был принят по глэмпингам, это достаточно мягкая мера, которая работает не здесь и сейчас, а на будущее, на дальнейшее формирование отрасли. Я знаю, кто из коллег участвовал в составлении ГОСТа, и понимаю, что ими руководило. Это, в первую очередь, желание повысить уровень предоставляемых услуг и дать нашим гостям уверенность в качестве сервиса. Есть и ещё другая важная цель, чтобы предприниматели, которые хотят инвестировать в глэмпинги и начать бизнес в этом направлении, могли спроектировать свой объект по всем нормам. В ГОСТе описываются такие моменты, как расстояние между домиками, размещение туристов с учётом их изолированности и уединённого отдыха, рекомендация строить модули на расстоянии 15 метров друг от друга. Последнее, например, связано с требованиями пожарной безопасности и необходимостью создать линию пожарного разрыва», — отмечает предпринимательница.
При этом сейчас многим объектам крайне сложно соответствовать введенному ГОСТу, отмечает Ольга Нор-Аревян.
«Все моменты лучше учесть до начала инвестирования, потому что сейчас многим объектам будет невероятно сложно начать ему соответствовать. Если представить, что этот ГОСТ станет обязательным, далеко не все объекты смогут ему соответствовать, потому что изначально они были построены без учёта ГОСТа», — говорит владелица глэмпинга «Синий Яр».
ГОСТ необходим и со временем может стать обязательным к исполнению, считает управляющий партнёр глэмпинга «Медовые холмы» в Ставропольском крае Александр Малышев.
«Нам ГОСТ очень нравится и нравится, что это добровольная история. Но не исключаем, что через несколько лет он будет носить обязательный характер. В целом приветствуем такие начинания, поскольку в нашей сфере необходима максимальная стандартизация правил игры. Гость, который выбирает такой тип размещения, должен он чётко понимать, что он получает за свои деньги. Стандарт, безусловно, нужен. На 20 страницах коллеги расписали все очень подробно. Я бы поработал с этим стандартом год или два, посмотрел, как всё функционирует, и уже тогда либо что-то добавлял в необязательный стандарт, либо, если потребуется, сделал бы его обязательным», — поделился предприниматель.
Как отмечают в Роскачестве, появление ГОСТа — это отправная точка, а не финишная черта, основа для дальнейшего диалога, разработки более детальных рекомендаций и, в перспективе, для создания полноценной системы классификации.
«Чтобы строить сложные здания, сначала нужно заложить фундамент, именно эту роль - прочного и надёжного основания для будущего роста всей индустрии глэмпингов в России - и выполняет новый стандарт», — заявили в ведомстве.Как введение ГОСТа повлияет на отрасль глэмпингов
Сейчас слово «глэмпинг» девальвируется, говорят отельеры. Модное понятие некоторые участники рынка используют в отношении мест размещения, которые глэмпингами не являются. ГОСТ даёт чёткое определение глэмпингам и делает попытку защитить отрасль от недобросовестных инсинуаций. Получится ли это у документа вопрос спорный, ведь документ носит лишь рекомендательный характер.«Стандарт должен положительно повлиять на отрасль. Текущие объекты смогут подтянуться под новые параметры, а строящиеся сориентируются на ГОСТ и им будет легче. Документ нужен, чтобы само слово глэмпинг не девальвировалось. Чтобы турист, который приехал в арендованный домик на шести сотках, огороженных забором, а кроме мангала и беседки там нет ничего, но это называется глэмпингом, чтобы он не разочаровался во всей сфере. Активные участники этой сферы защищают именно свою отрасль, сохраняя имидж и планку высокого уровня сервиса», — рассуждает Ольга Нор-Аревян.
По мнению Александра Малышева, документ может заставить тех, кто называет обычные палатки глэмпингами, отказаться от использования этого термина.

Поделиться
Странно, когда большие базы отдыха и гостиницы тоже пытаются соответствовать моде и называться глэмпингами, считает Александр Малышев // Фото предоставлено экспертом«Уйдут некачественные объекты, уйдут те, кто обычные палатки с лампочкой Ильича называет глэмпингами. Названия рынку не нужны, они портят репутацию всему нашему направлению. При этом довольно странно, когда большие базы отдыха и гостиницы тоже пытаются соответствовать моде и называться глэмпингами. Важно, чтобы глэмпинг был глэмпингом. Это некапитальные сооружения, максимально вписанные в природу, лес, река, вода, горы, виды. Это то, что люди ценят, приезжая в глэмпинг. А не три палатки при огромном отеле», — пояснил Александр.
Можно ли в закон добавить значение слова «эстетика»
Само понятие глэмпингов неразрывно связано с эстетической составляющей, говорят собеседники «Эксперта Юг». Глэмпинг, следует из данных открытых источников, формат отдыха на природе, сочетающий комфорт гостиничного уровня и близость к природе. Слово образовано от двух английских слов: glamour и camping, в дословном переводе — «гламурный кемпинг».Комплексы строят в местах с яркими природными характеристиками: на побережьях морей и водоёмов, в предгорьях или у подножия скал. Там, где человек может получить эстетическое удовольствие от единения с природой.
Вместе с тем, понятие эстетики и необходимости ему соответствовать в стандарте не оговорено. Ольга Нор-Аревян считает, что российские законотворцы пока не умеют с ним работать.
«Я знаю, что коллеги пытались включить в ГОСТ понятие эстетики, но наши законотворцы, наверное, не умеют с этим работать. Лучшее, что я встречала из подходящих формулировок — особо охраняемая законом территория. Но слова, описывающего красоту места, выдающуюся красоту, нет в наших законах. Направление эстетики оно недооценено. Мы просто не умеем с ним работать, потому что это достаточно субъективная сущность и её сложно трактовать. Было бы здорово если бы ГОСТ был дополнен блоком об эстетике места. Потому что глэмпинги здорово открывать в местах, где человек может получить эстетическое удовольствие от единения с природным ландшафтом. И помимо этого есть ещё рукотворная красота, которую создают предприниматели на своих объектах, через декор, дизайн интерьеров, видение красоты, через украшения. В этом есть определённый смысл, всегда приятно находиться в красивом месте, это даёт источник вдохновения, помогает перезагружаться и ментально отдыхать. Наслаждение природой всегда идёт рука об руку с туристом», — отметила Ольга.
Добавим, что в 2025 году для владельцев всех без исключения объектов размещения туристов и отдыхающих ввели систему самооценки. Для тех, кто этого не сделал, предусмотрены крупные штрафы - до полумиллиона рублей. Уже с 1 сентября кемпинги, глэмпинги, базы отдыха, гостиницы, отели, хостелы и прочие места размещения могут продолжать работу только после процедуры самооценки через Росаккредитацию.
Будут ли итоги самооценки глэмпингов соответствовать новому ГОСТу, не уточняется. Какого-либо наказания, кроме разве что гневных отзывов постояльцев, за это не предусматривается.


