80 93 11

«Централизованное управление инфополем»: сможет ли MAX заменить зарубежные мессенджеры

515
8 минут

MAX в скором времени может стать главным мессенджером в России. Отечественное приложение активно пиарят блогеры и инфлюэнсеры. Об официальном переходе чиновников на новую платформу уже заявили власти сразу нескольких регионов. Минобразования настоятельно рекомендует переводить в российский мессенджер родительские чаты. Эксперты отмечают, что блокировка WhatsApp* в стране — вопрос времени. Однако они сомневаются, что MAX может стать его полноценной заменой.

«Централизованное управление инфополем»: сможет ли MAX заменить зарубежные мессенджеры

По словам Дмитрия Малкина, MAX уже умеет многое, но собирает слишком много данных. // Фото предоставлено собеседником
Поделиться
В Госдуме призывают чиновников поддерживать отечественные технологические решения и отказаться от «устаревших или запрещенных иностранных» в пользу мессенджера MAX.

В ряде регионов России школьные чаты в тестовом режиме также переводят в MAX. После неудачной попытки «переселить» такой формат взаимодействия с родителями на «Сферум» Минобразования рекомендует школам оперативно осваивать новую площадку. И слово «рекомендует» здесь играет ключевую роль, поскольку на законодательном уровне не предусмотрено регулирование выбора платформы для таких чатов.

Параллельно с этим периодически поступает информация о блокировке WhatsApp* в России. К слову, в 2024 году этим мессенджером ежемесячно пользовались 96 млн россиян, что на 12 млн человек больше показателя 2022 года.

Какова судьба зарубежных мессенджеров в стране, каким будет переход на MAX и что не учли его разработчики, разбирался «Эксперт Юг».

Главный национальный мессенджер

Российское приложение MAX с поддержкой госуслуг, цифровых ID и AI создавали при поддержке Минцифры как аналог зарубежных мессенджеров, в первую очередь, WhatsApp*. Новую платформу в марте этого года презентовал VK. Разработчики делали упор на безопасности, технологической независимости и интеграции с госсистемами.

В июне президент подписал закон о создании в России национального мессенджера. В документе сказано, что разработкой такого продукта займется организация, зарегистрированная в РФ (юрлицо, имеющее сайт с аудиторией более 500 тыс. отечественных пользователей в сутки) и владеющая исключительными правами на отечественное ПО, внесенное в соответствующий реестр.

«Не государство выступает инициатором создания этого продукта. Государство его поддерживает для того, чтобы дать ему возможность конкурировать за аудиторию. Потому что государство считает наличие такого сервиса важным», — дал оценку происходящему глава Минцифры Максут Шадаев.

По словам соучредителя компании «Деловая репутация», члена ассоциаций РАСО и интернет-технологов Владимира Куркова, запуск национального мессенджера — ожидаемый шаг в нынешней организации цифрового суверенитета.

молодые люди с телефонами.jpg
Поделиться

В нынешней ситуации государство считает важным создание отечественного сервиса. // Иллюстрация создана в мессенджере Max c помощью GigaChat

«Это не столько технологический проект, сколько часть политико-информационной стратегии. Цель проекта MAX — обеспечить контролируемую и предсказуемую площадку для публичных коммуникаций чиновников и официальных лиц. Он отлично встраивается в экосистему VK и Ростеха, что гарантирует административный ресурс и медийное продвижение. То есть, власть делает большой шаг в сторону централизованного управления инфополем», — рассуждает эксперт.

Он добавил, что переход на Max гарантированно будет сопровождаться административным указанием. Однако это может привести и к негативным последствиям.

«В такой ситуации неизбежна потеря вовлеченности аудитории, отклика со стороны пользователей. По крайней мере, на первом этапе. Если же мессенджер будет предоставлен только официальным структурам и федеральным СМИ, то MAX рискует превратиться в «государственный вестник», что сильно ограничит потребление контента», — говорит Владимир Курков.
На эту тему
Альтернативы YouTube фактически нет: эксперты о блокировке видеохостинга
Поделиться

С ним согласен Дмитрий Малкин, CEO NPF.RU. Он ведет блог на vc.ru о новом мессенджере и владеет чатом непосредственно в MAX. Собеседник уверен, что переход на новую платформу не будет массовым и добровольным.

«В текущем виде MAX ощущается как нечто «для галочки» — установил, потыкал, удалил. У большинства пользователей он не вызывает доверия, а значит, органического притока не случится, — комментирует Малкин. — В этом контексте государство будет играть ключевую роль: через принуждение, регламенты, перенос электронных дневников, госуслуг и ведомственных чатов. Уже сейчас видно, что MAX активно продвигается в школьную и муниципальную среду, и именно с неё начнётся основной трафик. Далее подключатся госсекторы, потом — банки, ЖКХ и прочие, кого можно «завести по приказу».

Блокировка WhatsApp* неизбежна?

Информация о скорой блокировке WhatsApp поступает уже давно. Если говорить о представителях власти, то одни активно агитируют за это решение, другие же — считают его преждевременным и стараются использовать более аккуратные, абстрактные формулировки.

Опрошенные нами эксперты сходятся во мнении, что блокировка зарубежного мессенджера неизбежна. Вопрос лишь в том: когда и как это произойдет? При этом относительно судьбы Telegram в России собеседники дают более обнадеживающие прогнозы.

Владимир Курков.jpg
Поделиться

По мнению Владимира Куркова, MAX — не столько технологический проект, сколько часть политико-информационной стратегии. // Фото предоставлено собеседником

«Сценарий с блокировкой WhatsApp* выглядит почти неизбежным. По сути, он уже в "красной зоне": уровень риска приближается к критической отметке. Возможно, отключение будет не одномоментным, а постепенным, — считает Дмитрий Малкин. — С Telegram ситуация сложнее. Он пока держится — его массовость, регистрация в ОАЭ и политическая значимость дают ему фору. Но на горизонте маячат явные сигналы: провокационный контент, международная переориентация, откровенное игнорирование требований регуляторов. Вполне возможно, что Telegram сам ведёт себя так, как будто готовится к блокировке. А значит, на всякий случай — стоит быть готовыми к такому сценарию, даже если его не афишируют».

Эксперт добавляет, что, с точки зрения пользователя, блокировка вызовет стресс, недоверие и бегство в VPN (реклама сервисов запрещена в РФ). Но с точки зрения властей, блокировки станет способом освободить поле для отечественного решения.
«Всё зависит от того, будет ли сделан акцент на реальное удобство пользователя или только на формальное импортозамещение. Пока всё ощущается как старт с черновика и под дулом административного ресурса. Но если команда справится с багами, откроет ключевой функционал и даст реальный пользовательский опыт — у MAX есть шанс. Вопрос не в технологии, а в подходе».

Юрий Гизатуллин, основатель IT-компании TIQUM, PropTech-проекта Йорта, HR-агентства it_smiles, считает, что заблокировать WhatsApp* стоило уже давно, поскольку для этого есть все юридические основания и использование этой площадки «небезопасно для суверенитета страны».

«К Telegram подобных вопросов нет, мессенджер известен своей нейтральной позицией к властям разных стран, российскими корнями и является ключевым каналом общественной и деловой коммуникации в России. Его запрет нанесет большой ущерб тысячам предпринимателей, которые уже выстроили работу через каналы, боты и другие механизмы мессенджера, — продолжает собеседник. — Развитию российского мессенджера MAX будет способствовать наличие высокотехнологичного ориентира в виде Telegram, тогда все будет развиваться в настоящей конкурентной среде».

Другой позиции придерживается Павел Кондратьев, гендиректор сервиса IP-телефонии «Плюсофон». По его словам, международные мессенджеры дают возможность общения с зарубежными партнерами, поэтому блокировать такие площадки не стоит.

«Если их перекрыть, это может негативно сказаться и на науке, и на бизнесе, так как в замкнутом обществе и то, и другое, не развивается, а стагнирует», — комментирует предприниматель.

Примечательно, что Telegram уже подвергался блокировке в ряде регионов СКФО. Так, ранее уполномоченный по правам человека в Чечене Мансур Салтаев обратился в Роскомнадзор по вопросу законности блокировки мессенджера в республике. Известно, что сервис уже несколько месяцев не работает на территории Дагестана. 

Разработчикам MAX есть над чем поработать

В конце июня цифровая платформа МAX сообщила о первом миллионе зарегистрированных пользователей на мобильных устройствах и компьютерах. Согласно опубликованным данным, 75% установивших приложение — пользователи Android, 23% — iOS. Чаще всего мессенджер скачивали жители Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Краснодара.

При этом пользователи считают, что приложение пока «сырое», и у разработчиков впереди еще много работы.
На эту тему
Штраф за потребление экстремистского контента и рекламу VPN: Госдума рассмотрит поправки в КоАП
Поделиться

«Тестирование даёт двойственное впечатление. С одной стороны, MAX уже умеет многое: в нём есть платежные сервисы, интеграции с банками, возможность запуска ботов, начало работы с чатами и, потенциально, с каналами. Он не тормозит, интерфейс знакомый, и архитектурно он построен с прицелом на расширение, — делится впечатлениями Дмитрий Малкин. — Но слабых мест тоже много. Главное — это безопасность: приложение собирает слишком много данных, не объясняя зачем. Оно остаётся активным в фоне, запрашивает доступ к чувствительным системным ресурсам, а APK легко модифицируется — что в 2025 году недопустимо. Каналы пока недоступны большинству пользователей, глобального поиска нет, интерфейс сырой, багов много. Складывается ощущение, что команда просто не успела довести до ума продукт перед релизом, и в бой отправили то, что было».

Юрий Гизатуллин также говорит, что ряд функционала отечественной платформе пока недоступен. По мнению основателя IT-компании, стоит подумать об «инструментах переезда», чтобы ранее созданные в телеграме боты могли легко переехать на новую площадку и получить её преимущества.

Максим Оганов, основатель рекламного агентства Oganov.Digital, также успел протестировать MAX. По словам предпринимателя, отечественная разработка пока выглядит как обычный мессенджер.

«Вместе с тем, мне понравилась интеграция с GigaChat, забавно выглядят ИИ-аватарки, есть файлообменник, стикеры, эмодзи, ИИ-ассистент от Сбера. Но интереснее всего, на мой взгляд, заявленная возможность создавать собственные мини-приложения с использованием API. Я думаю, это круто - сделать свой блог, как в Telegram, и “прикрутить” туда же магазин», — дал свою оценку Максим Оганов.

Однако он, как и предыдущие эксперты, отметил отсутствие сквозного шифрования данных: «В том же WhatsApp* оно есть, а в Telegram его можно подключить. То есть, согласно закону ФЗ-152 “О локализации данных", VK будет хранить на своих серверах все переписки пользователей».

Дмитрий Малкин добавляет, что MAX — не альтернатива зарубежных мессенджеров сегодня, но шанс на завтра.

«Всё зависит от того, будет ли сделан акцент на реальное удобство пользователя или только на формальное импортозамещение. Пока всё ощущается как старт с черновика и под дулом административного ресурса. Но если команда справится с багами, откроет ключевой функционал и даст реальный пользовательский опыт — у MAX есть шанс. Вопрос не в технологии, а в подходе», — резюмирует эксперт.

*входит в корпорацию Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России.
0
3
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .