В России одним из ведущих разработчиком и интегратором цифровых решений для АПК является ООО «ИнтТерра». Коммерческий директор компании Юрий Васильков рассказал «Эксперту ЮГ» о том, что мешает процессу внедрений «умных» технологий в сельском хозяйстве и как эти барьеры преодолевать.
— На ваш взгляд, в каких регионах Юга «умные» технологии в АПК внедряются наиболее активно, а в каких — слабо или не внедряются вовсе? С чем это связано?
— На Юге лидерами по внедрению «умных» технологий в АПК являются Краснодарский край, Ставрополье и Ростовская область. Далее следуют республики Северного Кавказа, которые серьёзно отстают от первой тройки. Это связано прежде всего с финансовыми возможностями предприятий. У агрохолдингов они большие, у средних и мелких хозяйств — ограниченные. Важны также степень информированности топ-менеджеров, компетенции агрономов и понятность цифровых решений для аграриев. Например, наша компания, как разработчик таких решений, делает всё, чтобы они были простыми, понятными и доступными для аграриев. У нас есть и специальные обучающие программы.
— Насколько сильно ситуация с внедрением «умных» технологий в ЮФО и СКФО отличается от ситуации в других федеральных округах РФ?
— На наш взгляд, основное отличие в том, что на Юге много хозяйств, которые не внедряют «умные» технологии даже при наличии средств. Первая причина — природно-климатические условия ЮФО позволяют получать стабильно высокие урожаи, используя для этого традиционные технологии. Есть и избыток предложений на рынке. В такой ситуации сложно выбрать поставщика цифрового решения, не понимая, для чего оно нужно. Процесс часто уходит в длительные тестирования всего, что предлагается. Для сравнения, в округах, где природные условия не такие хорошие, аграрии переходят на «цифру» более осознанно, с пониманием того, какие именно задачи надо решать, какой эффект получить. Потому процесс внедрения «умных» систем, например, в Центральном округе, идёт быстрее. Думаю, это ещё и из-за большего количества крупных землевладельцев, которым жизненно необходимы инструменты для управления крупными сельскохозяйственными предприятиями.
— Все регионы — разные. По состоянию почв, рельефу. Как вы учитываете эту специфику при разработке своих продуктов?
— Существует ряд типовых задач, которые можно эффективно решать при помощи различных цифровых сервисов. Набор базовых технологий одинаков для всех, он не зависит о того, где именно находится предприятие. Например, анализ плодородия полей, который делается по снимкам со спутника, возможности дифференцированного внесения удобрений, спутникового мониторинга посевов, выявления проблемных зон на участках, возможность получать консультации от ведущих экспертов в удалённом режиме, новые инструменты финансирования сельскохозяйственного производства. Однако имеют значение размеры хозяйства, его структура, подразделения. Процессы, заложенные в «СкайСкаут», позволяют настраивать систему с учётом специфики конкретного агропредприятия. Мы стараемся делать наш продукт максимально гибким и универсальным, чтобы каждый представитель АПК (от фермера, обрабатывающего 100 гектаров, до руководителя агрохолдинга, у которого сотни тысяч гектаров пашни) мог получить положительный эффект от внедрения «СкайСкаут».
— Как определить, что хозяйству необходимо «переходить на цифру»?
— На наш взгляд, таких критериев не существует. Внедрение различных цифровых решений однозначно повышает эффективность работы любого сельхозпредприятия, будь то мелкий фермер или огромный холдинг, вопрос лишь в их оптимальном выборе и качественном внедрении. В качестве своих программных решений мы уверены. Это подтверждает опыт сотрудничества с такими крупнейшими производителями средств защиты растений, как «Август», «Щелково-Агрохим», «Агро Эксперт Групп», «ФМ Рус», «Сингента», крупными дистрибьюторами мировых производителей средств защиты растений, партнёрами в странах СНГ, а также более чем с тремя сотнями сельхозпредприятий. Наша программа имеет самый широкий функционал, который позволяет значительно повысить эффективность и качество агросопровождения сельхозпредприятий для наших партнёров, а также повысить эффективность работы агрономической службы сельхозпредприятий.
— Применение каких технологий сегодня положительно влияет на эффективность агробизнеса?
— Сегодня одними из самых распространённых технологий, применяемых в растениеводстве, являются системы позиционирования, которые уже давно доказали свою эффективность на селе. В первую очередь это системы автопилотирования и спутникового мониторинга техники. Это вполне объяснимо, поскольку все производственные затраты предприятия так или иначе связаны с техникой. Чёткий контроль позволяет эти затраты существенно снизить, а эффективное управление техникой даёт возможность оптимизировать многие производственные процессы, повысить их качество. Следующими по степени внедрения являются ГИС и системы автоматизации производственного учёта, они позволяют эффективнее управлять производством, многократно повышают достоверность данных и скорость их обработки. По нашим оценкам, следующей по популярности технологией станет ПО для повышения эффективности дифференцированного применения удобрений, которое есть и в нашем портфеле.
— Какие задачи вы намерены решить в 2020 году? На что ориентируетесь?
— Мы планируем не на годы, а на сезоны. Сезон-2020 сейчас в самом разгаре, поскольку стартовал с началом весенних полевых работ, для сопровождения которых и существует разработанная нами система. Так что актуальные задачи на этот сезон, связанные с обеспечением наших клиентов, партнёров программными решениями, а в некоторых случаях и мобильными устройствами, мы практически решили.
Для нас важно сейчас планирование на несколько сезонов вперёд. Мы ставим перед собой цели на 2021, 2022 и последующие годы. Работаем над новым функционалом «СкайСкаут» и дальнейшим развитием нашей платформы.
Сейчас у нас более трёхсот клиентов — аграриев и поставщиков технологий — в разных странах, которые, используя наши продукты, обрабатывают земли общей площадью более трёх миллионов гектаров. В ближайшие два сезона наша задача — добиться как минимум пятикратного роста.
Партнёрский материал.