По словам Бориса Крукиера за два года на программах Цифровой кафедры ЮФУ прошли обучение более 3000 студентов. // Фото: пресс-служба ЮФУ
Поделиться
Цифровые кафедры — совместный проект Минобрнауки и Минцифры России. Проект дает студентам возможность освоить дополнительную квалификацию в области ИТ.
Цифровая кафедра ЮФУ — это образовательный проект университета, который использует передовые информационные технологии для обучения студентов. Основные акценты: интерактивность, деятельностное обучение с использованием онлайн-платформ и искусственного интеллекта. Такое образовательное пространство и технологии обучения позволяют студентам конструировать знания и развивать умения независимо от географического положения, а также дают возможность совмещать обучение с работой и другими видами деятельности.
«Цифровая кафедра ЮФУ позволяет студентам получить дополнительную квалификацию по IT-направлению. Обучение проходит в рамках программы профессиональной переподготовки для студентов бакалавриата и специалитета, начиная со второго курса, а также магистрантов. При этом получить дополнительную квалификацию в области «цифры» на базе ЮФУ могут студенты и из других вузов», — отметил кандидат физико-математических наук, руководитель цифровой кафедры ЮФУ Борис Крукиер.
Поделиться
Будущие ИТ-специалисты могут выбрать одну из 12-ти программ, для студентьов других специальностей доступны всего пять. // Фото: пресс-служба ЮФУГлобальные цели ЦК
Основная цель заключается в подготовке высококвалифицированных кадров, способных работать в условиях цифровой трансформации социальной сферы. После завершения обучения студенты получают вторую квалификацию в области IT, которая дополняет их основную специализацию. Выпускники становятся более конкурентными на рынке труда и готовы успешно справляться с новыми технологическими и экономическими вызовами. Цифровые кафедры становятся важным инструментом решения кадровых вопросов на пути к построению цифровой экономики.«За два года существования проекта на программах Цифровой кафедры ЮФУ успешно прошли обучение более 3000 студентов. Но мы растем, и набор только этого года составил более 3500 слушателей. Обучающиеся на гуманитарных направлениях и те, кто проходит обучение по специальностям, которые не относятся к IT-сфере, благодаря Цифровой кафедре получают возможность сформировать и развить компетенции в области создания алгоритмов и компьютерных программ, а также работы с базами данных, — уточнил Борис Крукиер. — Для тех же, чья основная образовательная программа уже реализуется в области компьютерных наук и информационных технологий, Цифровая кафедра — это возможность «тонкой профессиональной настройки» в одном из 9 направлений, среди которых следующие: 3D-моделирование, Визуализация и анимация пространственных объектов, Программирование на PYTHON для технических задач, Продвинутое программирование 1С, Язык программирования и платформа разработки Java, Искусственный интеллект, Администрирование и безопасность компьютерных сетей, Проектирование пользовательских интерфейсов и др.»
Просто, доступно, перспективно
Решая глобальную цель по обеспечению рынка специалистами с высоким уровнем IT-грамотности, цифровые кафедры обеспечивают модернизацию и выводят образование на новый уровень.«Обучение реализуется в гибридном синхронно-асинхронном формате на платформе Moodle и Мтс Линк. В Moodle представлен теоретический материал в формате видео и лонгридов, по субботам проводятся синхронные встречи с преподавателями, где разбираются наиболее сложные задачи и возникающие в процессе изучения материала вопросы. Студенты обучаются в группах до 100 человек. У каждой группы есть тьютор, который находится в тесной коммуникации со слушателями, обеспечивает сбор обратной связи», — рассказал Борис Крукиер.
Программы ЦК
Студенты IT-профиля могут выбрать одну из 12 программ обучения. Для обучающихся на не-IT направлениях доступно пять программ: «Визуальная айдентика и дизайн рекламы», «Прикладной анализ данных на Python», «Сайтостроение», «Управление IT-проектами», «Цифровые методы в гуманитарной сфере».На курсе «Цифровые методы в гуманитарной сфере» студенты изучают язык программирования Python и R, применяя их для решения практических задач. Особое внимание уделяется алгоритмам и методам автоматической обработки текстов, сбору и критическому анализу данных в гуманитарных исследованиях. Важным аспектом является освоение методов корпусного анализа для создания и использования текстовых баз данных.
После завершения курса «Прикладной анализ данных на Python» выпускники смогут программировать на популярном и простом языке, что позволит быстро и эффективно решать практические задачи, связанные с анализом данных.
«На Цифровой кафедре ЮФУ я научилась проводить анализировать данные, создавать рекомендательные системы и оценивать их эффективность. Стала разбираться в том, как работают нейросетевые модели. Сейчас я работаю школьным учителем и преподавателем онлайн-колледжа. Преподаю «Физическую культуру» будущим разработчикам. Новые знания и компетенции, которые я получила на ЦК ЮФУ, позволяют мне демонстрировать ученикам примеры разработок в области анализа и прогнозирования в спорте», — поделилась Ольга Зленко, выпускница Цифровой кафедры ЮФУ по направлению «Прикладной анализ данных на Python».
Интеграция теории и практики
Цифровые кафедры предлагают практикоориентированные программы, где студенты получают навыки работы с реальными задачами и проектами в процессе обучения. К разработке, экспертизе и реализации программ Цифровой кафедры ЮФУ привлечены такие корпорации и компании, как Ростех, Сбертех, Совкомбанк технологии, Яндекс, Банк Центр-Инвест, Гэндальф, НИИ Спецвузавтоматика и другие.«ЦК обеспечивает эффективное командообразование, формирование цифровых навыков у студентов, а также запуск новых механизмов взаимодействия подразделений университета с индустриальными партнерами и работодателями в области отбора студентов на стажировки и их занятости в реальных IT-проектах. Реализация программ Цифровой кафедры ЮФУ позволила привлечь на работу значительное количество молодых преподавателей. Сегодня из 140 сотрудников кафедры 50% — моложе 39 лет», — отметил Борис Крукиер.