Изображение от benzoix на Freepik
Поделиться
«Эксперт Юг» выяснил, какие сервисы пользуются у застройщиков наибольшим спросом, влияет ли цифровизация на продажи и каких нововведений ждать в ближайшие годы.
Безопасность — на первом месте
Какие сервисы пользуются у застройщиков наибольшей популярностью? Конечно, системы, которые обеспечивают безопасность жителей и сохранность их имущества. Например, ГК «Самолёт» подходит к этому вопросу всесторонне: устанавливает устройства «умного дома» в квартирах, внедряет единую цифровую систему предотвращения аварийных ситуаций и обеспечивает оперативное управление комплексной системой безопасности.«Согласно исследованию A2:Research, два фактора — комфорт и безопасность —являются основными стимулами для приобретения устройств “умного дома”, — рассказал Дмитрий Самоходкин, управляющий директор «Самолет Технологии». — 33 процента респондентов желают повысить комфортность жилья, а 17 процентов стремятся сделать дом безопасным местом. За покупку квартиры с “умными” устройствами готов доплатить почти 41 процент респондентов. “Самолёт” давно и активно устанавливает в своих квартирах элементы “умного дома”. В основном это датчики влажности, “аквастоп”, “умные” счётчики, то есть те функции, которые гарантируют жителю защищённость его жилья от разных бытовых неурядиц».
Поделиться
Проект одного из новых микрорайонов в Ростове-на-Дону. Изображение: ГК «Самолёт»На объектах ГК «Точно» вводятся системы диспетчеризации: с помощью специальных датчиков можно контролировать пожарную безопасность, уровень давления воды и состояние электрооборудования.
Цифровизирует свои объекты и девелопер AVA Group. Как рассказала коммерческий директор компании Тамара Коломийцева, система «Умный паркинг» при подъезде автомобиля автоматически открывает шлагбаум или ворота, информирует о занятости мест, а ещё с её помощью собственник может сдавать в аренду машино-место для дополнительного заработка. Система «Умная квартира» позволяет дистанционно отключить розетку и не беспокоиться за невыключенные приборы; контроль протечки и шаровые краны позволяют дистанционно перекрыть воду. «Умные» видеодомофоны имеют множество удобных способов открыть дверь для себя или гостей. Основной из них — мобильное приложение или специальный виджет на экране смартфона, с помощью которых дверь можно открыть одним нажатием из любой точки планеты.
«Умные» счётчики и нейроинженеры
Если большинство вышеперечисленных систем застройщик устанавливает добровольно — исходя из соображений конкуренции и следуя принятым на рынке стандартам, — то счётчики с возможностью подключения к интеллектуальной системе учета электроэнергии он ставить обязан по Федеральному закону № 522-ФЗ.«Наша компания оптом закупает различные приборы учета, и не только электроэнергии. Специалисты “Ростелекома” разрабатывают технические решения, осуществляют монтаж и пуско-наладочные работы, занимаются сопровождением сервиса в рамках гарантийных обязательств. А для управляющей организации дистанционный сбор показаний – очень удобный инструмент, позволяющий получать данные с каждой квартиры в любое время. При этом жильцам не нужно думать о необходимости передачи показаний в определенный день месяца и переплачивать за недобросовестных соседей», — подчеркнул Антон Кружилин, директор по работе с массовым сегментом Ростовского филиала «Ростелекома».
Поделиться
Видеонаблюдение - важное, но не единственное направление цифровизации. Изображение от onlyyouqj на FreepikКроме того, цифровизация может обеспечить постоянный мониторинг инженерных сетей здания. Нейросети способны отслеживать возникающие неполадки ещё до того, как они принесли неприятности жильцам.
«Наша компания создала собственную IIoT-платформу “ТИМ-Фактор”, которая даёт возможность собирать большие данные и на их основе с гораздо большей эффективностью анализировать работу инженерных систем здания, — поделился директор “НТЦ-Эффективность” Юрий Филиппов. — Функционал традиционной для сферы недвижимости автоматики настроен на обнаружение определённых аномалий без установления причинно-следственных связей. Обученная нейросеть работает по аналогии с человеческим организмом: она способна распознавать “симптомы”, свидетельствующие о возможных “болезнях”. Точно так же человек понимает, что простудился, чувствуя недомогание – слабость, кашель, насморк и т.д. Нейросеть анализирует работу инженерных систем в целом и способна диагностировать потенциальные неисправности на основе наблюдаемых паттернов работы».
А оператор связи «МегаФон» в Ростове-на-Дону в датчики оборудования отопительных котельных вмонтировал сим-карты. С помощью специальных каналов связи специалисты могут круглосуточно и удалённо контролировать работу оборудования и при необходимости оперативно устранять неполадки. В Северной Осетии-Алании «МегаФон» запустил систему онлайн-мониторинга потребления воды и работоспособности счётчиков водопотребления. Цифровое решение автоматизировало процесс выставления счёта УК и владельцам домов и квартир, а также помогло сторонам во время спорных ситуаций, возникающих при оплате услуг ЖКХ. Программа самостоятельно считает потребление воды и формирует платёжные документы, тем самым снижая риск ошибки. Аналогичная система несколько лет работает и в Геленджике. За счёт автоматизации расчётов выручка ресурсоснабжающей организации увеличилась более чем на 10%.
Развеять страхи клиента
Несмотря на то, что современные технологии входят в нашу жизнь всё более плотно, цифровизация может вызывать и опасения. Задача застройщика — объяснить жильцам, что в этом нет ничего опасного.Первое и самое распространённое заблуждение — страх перед сложностью использования новых технологий. Люди боятся, что им будет трудно освоить «умные» устройства и системы. Даже если это и так, всегда можно действовать по-старому.
«Мы объясняем клиентам, что они могут эксплуатировать жильё в привычном режиме, если у них вдруг не получается включить свет или кондиционер с помощью мобильного приложения», — рассказал Максим Числов, директор по цифровой трансформации ГК «Точно».
Второе заблуждение, по мнению того же девелопера, — опасения по поводу безопасности данных. Ведь современные системы видеонаблюдения на основе ИИ, с одной стороны, могут распознавать подозрительные действия и уведомлять охрану в случае необходимости. А с другой — есть беспокойство насчёт безопасности данных самих жильцов, и эту задачу решает как раз провайдер.
Например, «Ростелеком», использует облачное, а не серверное решение. Это значит, что информация с камер видеонаблюдения хранится не на сервере под столом у консьержа — она защищена наравне с данными ЕГЭ или выборов.
Наконец, третье заблуждение — за цифровые сервисы в ЖК придётся доплачивать. Иногда так и есть, но многие застройщики, такие как ГК «Точно», закладывают цифровизацию в стоимость квадратного метра ещё на стадии проектирования.
Однако чаще людям нужно просто рассказать о преимуществах, которые даёт цифровизация. Например, ГК «Самолёт», помимо функций «умного дома», использует цифровые сервисы и для того, чтобы помочь резидентам новостроек лучше узнать друг друга. «В новых ЖК люди друг с другом незнакомы, а жить среди чужих людей не совсем комфортно — психологически человек не ощущает себя в безопасности, поэтому управляющая компания стремится объединить жителей. Здесь опять на помощь приходят ИТ, дают людям мостик для взаимодействия. “Самолёт” разработал и внедрил телеграм-бот, с помощью которого жильцы всех комплексов объединяются в сообщества по интересам: общаются в соцсетях, вместе занимаются спортом, путешествуют, участвуют в ярмарках, создают стартапы и даже семьи, — уточнил Дмитрий Самоходкин. — В нашем случае стоит говорить, наверное, не о преодолении заблуждений, а о том, как приучить жителей пользоваться предлагаемыми нами цифровыми инструментами — мобильным приложением, комьюнити-ботом и прочими — сразу при заселении».
В будущем — биометрия и машинное зрение
Цифровизация современных ЖК — это тренд, который активно набирает обороты. Всё более привычными становятся сервисы на основе искусственного интеллекта и технического зрения. Но при этом необходимо учитывать требования законодательства о защите персональных данных.«Сейчас мы обсуждаем вопрос внедрения контроля за ЖК через систему распознавания лиц. “Умные” домофоны и системы контроля доступа позволят жителям беспрепятственно входить на территорию своего комплекса, используя мобильные приложения или биометрические данные, — комментирует Максим Числов. — Возможно, для этого придётся разработать дополнительные сервисы саморегистрации, где жители будут давать согласие на использование своих данных в системе безопасности ЖК. Пока такие инициативы находятся в стадии обсуждения и требуют внимательного отношения к хранению данных».
Поделиться
Сервис для поиска свободной парковки с помощью ИИ уже сейчас предлагают некоторые компании. Изображение от senivpetro на FreepikЕсть и более неожиданные способы применения цифровых сервисов. Например, в ЖК, построенных компанией «Самолёт», ИИ будет следить за чистотой: «В самое ближайшее время компания внедрит автоматизированную систему клининг-контроля мест общего пользования и придомовой территории в своих ЖК. Этот цифровой сервис позволяет отслеживать выполнение работ в реальном времени и проводить анализ качества уборки при помощи искусственного интеллекта. По нашим расчётам, внедрение новой системы повысит общий уровень качества уборки на 20 процентов».
А в одном из ЖК Ростова-на-Дону, в котором установлена экосистема «Ростелеком Ключ», уже тестируется цифровой сервис для поиска парковочных мест. Жилец заранее в мобильном приложении может увидеть, где уже припаркованы автомобили, а где есть свободное место. Кроме того, все больше функций будет добавляться в личный кабинет, рассказал Антон Кружилин, директор по работе с массовым сегментом Ростовского филиала ПАО «Ростелеком»: «Мы постоянно работаем над расширением его возможностей. В ближайшем будущем каждый жилец посредством личного кабинета сможет подать заявку в управляющую компанию — вызвать сантехника или электрика, сообщить об аварии, при этом зафиксировав время обращения и время ожидания, а затем получить обратную связь. Сейчас мы тестируем это решение».
Новые технологии, от «умных» счётчиков до комплексных систем мониторинга, становятся неотъемлемой частью нашей жизни. А значит, застройщики, стремящиеся идти в ногу с временем, обретают не только конкурентные преимущества, но и доверие своих клиентов. В условиях быстрого развития цифровых технологий мы можем ожидать ещё больше инноваций, которые сделают наше жильё не только безопаснее, но и «умнее».
Как отметил коммерческий директор ГК «Доннефтестрой» Андрей Инвияев, при внедрении цифровых продуктов важно соблюсти баланс и не перенасытить жилое пространство излишними системами, понижая доступность к простым и понятным в контексте повседневного быта вещам. Ключевыми моментами при создании ЖК должны оставаться комфортабельное жильё и инфраструктура. «Умным» системам нужно быть логичным и гармоничным дополнением к основополагающим блокам проектного плана, а не отвлекающим манёвром для успешной продажи жилья.