Художница Милана Халилова считает, что перспективы развития креативных индустрий в СКФО вызывают много вопросов». // Фото: соцсети эксперта
Поделиться
В документе закреплены понятия «субъекты креативных индустрий», «креативный кластер» и «меры государственной поддержки субъектов креативных индустрий», а также определены виды творческих индустрий. Более того, каждый регион теперь сможет самостоятельно выбрать приоритетные для себя индустрии и сделать упор на их развитие и поддержку
Президент АНО «Креативная экономика», директор форума «Российская креативная неделя» Марина Абрамова считает, что законопроект сможет вывести субъекты креативной экономики страны из тени. Однако на сегодняшний день в этой сфере наблюдается немало проблем, а ее представителем по-прежнему сложно балансировать между свободой и регламентацией.
Вызовы для творческого бизнеса
«Творческий бизнес отличается нестабильностью. Доходы могут резко меняться – сегодня много заказов и денег, а завтра их нет совсем», – отметил ростовский девелопер Денис Зубков, который совместно с партнерами занимается реализацией креативного кластера в Ростове-на-Дону.Особенно остро эта проблема ощущается на ранних стадиях, когда стартапы и молодые предприятия нуждаются в начальных инвестициях для реализации своих идей. Это связано с тем, что традиционные финансовые институты не всегда готовы инвестировать в проекты с высоким уровнем неопределенности и рисков. Креативные продукты часто не имеют четкой оценки стоимости, особенно на начальных этапах, что делает их менее привлекательными для инвесторов.
При этом, чтобы поддержать творческий бизнес, государство выделяет значительное количество грантов. Однако получить их достаточно сложно, поскольку необходимо обладать навыками работы с бюрократическими процессами. «Креативный человек, часто сосредоточенный на своей деятельности и не всегда обладает необходимыми навыками. В результате, государственная поддержка часто доступна тем, кто умеет ее получить, а не тем, кто в ней действительно нуждается», – подытожил Денис Зубков.
Это не единственные проблемы, с которыми сталкивается креативная индустрия. Творческий бизнес находится в прямой зависимости от общей ситуации в стране.
«Все виды бизнеса сталкиваются с препятствиями, и художники также испытывают их во время глобальных проблем, когда все сферы жизни замедляются. Так, например, когда началось СВО заказы перестали поступать, в тот момент у меня отменились выставки, не было новых проектов – просто было полное затишье из-за общенационального кризиса», – поделилась Милана Халилова, художница, которая превратила традиционное адыгское ремесло валяния войлоком в современное искусство.
К перечню проблем эксперты также относят уменьшение покупательской способности людей, интересующихся искусством и повышенную конкуренцию. Одной из главных причин высокой конкуренции в креативной сфере является низкий барьер входа на рынок. С развитием технологий любой желающий может создать и продвигать свои креативные продукты или услуги, будь то графический дизайн, видеопроизводство или музыкальное творчество. Это приводит к тому, что на рынке появляется множество новых игроков, что, в свою очередь, усложняет задачу выделения своего продукта среди аналогичных предложений.
Творческий бизнес – это не только вдохновение и инновации, но и тонкий баланс между свободой и регламентацией. Чтобы раскрыть весь креативный потенциал сотрудников, необходимо создать рабочую среду, которая будет комфортной и свободной, но также она должна быть и упорядоченной.
«Ключевая особенность ведения творческого бизнеса заключается в том, что для максимально эффективной работы коллектива важно создать такую рабочую среду, которая правильным образом раскрыла бы весь креативный потенциал сотрудников. Главные риски как раз и состоят в несоблюдении этого баланса между созданием комфортной, открытой и свободной среды для развития потенциала сотрудников и работой по регламентам, скриптам, схемам. Создание чрезмерно регламентированного креативного бизнеса приведет к тому, что люди просто начнут выгорать, а вседозволенность в управленческой структуре способствует тому, что люди будут уходить в своего рода «творческий астрал», из-за чего КПД такого бизнеса будет стремиться к 0», – отмечает Иван Пачко, генеральный директор коммуникационного агентства The Mellows.
Поделиться
Творческим людям трудно работать по жестким регламентам, уверен Иван Пачко. // Фото предоставлено экспертом
При этом эксперты уверены, что для реализации потенциала творческого бизнеса необходима разработка комплексной стратегии для поддержки креативных индустрий.
Креативный кластер – катализатор творческого бизнеса
Важным аспектом, по мнению Александры Веретено, руководителя по стратегическому маркетингу автохолдинга «Барс», члена гильдии маркетологов, является создание творческих кластеров и инкубаторов для обмена идеями и ресурсами.«Для нас кластер – скорее понятие идеологическое. Это как сообщество, в котором творческие профессионалы, взаимодействуя друг с другом, могут совместно создавать сложные, культурно, социально и, конечно, экономически значимые проекты, где значительную часть составляет интеллектуальный труд и творчество», – отметил Денис Зубков.
Эксперты уверены: развитие креативных индустрий требует создания благоприятной среды для взаимодействия талантов и запуска новых проектов. Творческие кластеры и инкубаторы выступают в роли катализатора этой среды, предоставляя площадку для обмена идеями, ресурсами и сотрудничества.
При этом в последнее время наблюдается тенденция, когда креативные кластеры становятся определенным типом офисной недвижимости, теряя свой первоначальный функционал.
«Рынок креативных пространств превратился в нишу девелоперского бизнеса, где внешний вид часто отвечает стилистике креативного пространства, но внутри это просто коммерческий проект, заточенный на сдачу помещений в аренду определенному типу арендаторов. Творческий бизнес, с его этапностью становится не комфортным для арендодателей и туда заселяются просто любые бизнесы готовые стабильно и дорого платить за модность места», – рассказал Денис Зубков.
Поделиться
Креативные кластеры все чаще становятся определенным типом офисной недвижимости, теряя свой первоначальный функционал. // Фото: freepik.com
Эксперты добавляют, что не менее важно сегодня обеспечить финансовую поддержку креативных проектов и инвестировать в развитие компетенций творческих специалистов, а также популяризировать учебные процессы для представителей креативных индустрий.
Предпринимательские навыки в креативной индустрии
«Если говорить о креативной индустрии, то мне в первую очередь приходит на ум ассоциация с культурной средой. Культурная среда включает в себя различные институты – от академических до арт-институтов. Если такие учреждения существуют, это свидетельствует о поддержке культурной среды на государственном уровне, что указывает на важное значение культуры в жизни общества и на спрос на нее. Следовательно, спрос на арт-работы и другие культурные продукты также имеет место в таком обществе, что способствует возникновению креативной индустрии», – поделилась Милана Халилова.Таким образом, государственные программы и инвестиции в сферу культуры позволяют создать инфраструктуру, обеспечивающую доступ к образовательным и культурным ресурсам для творческих специалистов.
Помимо государственной поддержки, важным элементом успешного развития креативной индустрии является развитие предпринимательских навыков. Александра Веретено, среди основных аспектов поддержки креативного бизнеса выделяет «обучение и развитие навыков в предпринимательстве для творческих людей».
Обладание знаниями в области управления проектами, маркетинга, финансов и других аспектов бизнеса позволяет эффективнее монетизировать творческие идеи и успешно конкурировать на рынке. Развитие предпринимательских навыков также способствует созданию устойчивых бизнес-моделей, обеспечивая долгосрочное развитие и успех творческих проектов.
Еще одним важным аспектом на который стоит обратить внимание является то, что маленькие креативные компании часто сталкиваются с проблемами при попытке доступа к крупным заказчикам.
«Особенность российских креативных компаний заключается в том, что большая часть из них – это маленькие компании бутикового типа (меньше 100 человек). Они относятся к микропредприятиям, к малому бизнесу. Проблема в том, что нередко такие компании создают очень много инноваций и действительно очень полезных решений, но их не допускают до больших компаний заказчиков, потому что есть закрытый периметр собственных тендерных закупочных процедур, куда приглашается только такой же крупный бизнес», – обращает внимание Иван Пачко.
При этом эксперты отмечают, что в конкурентной среде успех зависит не только от качества продукта и его функциональности, но и от его способности вызывать эмоции, вдохновлять и удовлетворять творческие потребности потребителя.
Творческая составляющая продукта
«В современном мире творческая составляющая продукта очевидна и часто превышает его объективную или материальную ценность. По сути, творческие качества становятся неотъемлемой характеристикой товара, будь то хоть сценическая постановка, художественное произведение, хоть электронный прибор или объект недвижимости», – отметил Денис Зубков.В конкурентной среде креативность является ключевым фактором отличия от других предложений на рынке. Она вызывает у клиентов сильные эмоции, что способствует их лояльности и повторным покупкам. Современные потребители готовы платить за опыт, за историю и за то, что отражает их ценности и личность.
Эксперты отмечают, что креативный товар может стать отражением личности потребителя, его стиля и ценностей. Это особенно актуально для молодого поколения, которое стремится выразить себя через свои покупки. Также такое товар может подчеркнуть социальный статус потребителя. Это особенно важно в сфере моды, автомобилей и других товаров премиум-класса.
При этом, несмотря на очевидную важность творческой составляющей в современной концепции бизнеса, некоторые эксперты отмечают, что перспективы развития креативного бизнеса в определенных регионах Юга остаются туманными.
«Вопрос о перспективах развития креативного бизнеса в СКФО очень важен. Важно помнить, что всегда существует надежда на изменения и развитие. Хотя, по текущим данным, мне эти перспективы кажутся неясными. Конечно, говорить про полное их отсутствие не хочется, однако, на сегодняшний день, перспективы развития креативных индустрий в СКФО вызывают много вопросов», – резюмирует Милана Халилова.
С ней не согласен Иван Пачко который отмечает, что именно на территориях Юга России традиционно развивались определенные кластеры креативных индустрий: выездные кемпинги, конференции, научные летние лагеря для программистов и дизайнеров. Он также отмечает, что это развитие в дальнейшем будет продолжаться. «По моему мнению, здесь будет продолжение развития – появление еще большего количества местных филиалов креативных кампаний, направленных на повышение квалификации кадров, их обучение или переобучение», – поделился собеседник.