Поделиться
Однако необходимо констатировать, что эта образовательная система сегодня находится в переходной стадии. Советский экономический уклад подразумевал, что ежегодная потребность в сварщиках, швеях или поварах— это величина предсказуемая, а технологии и методики их работы были более или менее унифицированы в масштабах всей страны. Проблемы трудоустройства не было по определению, и ремесленные специальности пользовались стабильным спросом. Сегодня такой тесной смычки между средним профессиональным образованием и промышленностью нет, и бывшие училища учатся встраиваться в более точечные кадровые запросы рынка. Решить такую проблему нелегко: во-первых, рабочие профессии считаются менее престижными, чем офисные должности. «Молодёжь хотела бы иметь карьерные перспективы и развитие, поэтому ориентирована на получение высшего образования, которое указывается в требованиях в подавляющем большинстве руководящих вакансий», — комментирует Кристина Шмарчкова, региональный директор кадрового агентства «Бигл».
Во-вторых, нередко студенты, особенно приезжие, чьи финансовые нужды не покрываются стипендией, вынуждены работать, и чаще всего — в сфере обслуживания или продаж. Это приводит к тому, что к концу обучения у студента есть серьёзная карьерная альтернатива, и зачастую он продолжает заниматься деятельностью, которая уже ему знакома. К примеру, по данным ГБПОУ РО «Ростовский колледж металлообработки и автосервиса» (ПЛ №1) (готовит выпускников по специальностям «сварщик», «автомеханик», «делопроизводитель»), по специальности работает треть выпускников. «Именно поэтому очень важно, чтобы работодатели вовлекались в процесс на ранних этапах, мотивируя студентов на развитие в выбранной сфере и возможно предоставляя студентам возможности сдельного заработка», — утверждает Кристина Шмарчкова.
В сотрудничестве работодателей и учебных заведений возможны два сценария. В первом у колледжа или техникума есть прочные связи с работодателем, который заинтересован в стабильной поставке рабочих рук и сам занимается повышением привлекательности необходимых ему профессий. Таков пример ГБПОУ РО Донского промышленно-технического колледжа (ДПТК), который исторически был «приписан» к вертолётному заводу. ОАО «Роствертол» не только обеспечивает возможность проходить практику на предприятии, но и софинансирует закупку современного оборудования для обучения профильных специалистов. «В 2013 году колледж стал победителем конкурсного отбора Федеральной целевой программы развития образования по направлению “Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации”, — рассказал директор колледжа Игорь Ширяев. — Благодаря программе было создано структурное подразделение колледжа, Многофункциональный центр прикладных квалификаций для подготовки и переподготовки рабочих станочных и слесарных профессий, который финансировался из областного бюджета, внебюджетных средств колледжа и непосредственно ОАО “Роствертол”, вложившим в проект 10 миллионов рублей. В этом году с помощью предприятия будет открыта уникальная лаборатория производства и технологий летательных аппаратов». Менее крупные предприятия тоже могли бы взять на вооружение тактику гигантов: на это не обязательно тратить миллионы, можно хотя бы заняться просветительской деятельностью. Тем более что нередко стабильная поставка узкопрофильных специалистов — единственный шанс на выживание. К примеру, если говорить о ЗАО «Аксинья» из Ростовской области, предприятии народного художественного промысла России, выпускающем семикаракорскую керамику, то ему необходимы «штучные» специалисты, которых, причём, просто «с улицы» не возьмёшь. Они должны пройти соответствующий отбор и обладать рядом не очень широко распространённых качеств. Предприятие сотрудничает с ГБПОУ РО «Ростовский строительно-художественный техникум», единственным на юге России проводящим подготовку по профессии «Изготовитель художественных изделий из керамики». Во время учёбы обучающиеся осваивают навыки работы по изготовлению художественных изделий из керамики, занимаются скульптурным декорированием изделий, изготовлением декоративных рельефных панно, конструированием из пластов и другими редкими видами технологий, в том числе и не употребляемыми в промышленном масштабе. Выпускники учебного заведения, обладающие такими навыками — на перечёт и без труда находят работу по специальности.
Кристина Шмарчкова отмечает, что проблема набора студентов в заведения среднего профессионального образования в том числе и в том, что выпускники школ плохо сориентированы на рынке труда, не имея представления об открывающихся перспективах. «Средняя зарплата, к примеру, электрогазосварщика в регионе на уровне или даже выше зарплаты юриста с высшим профильным образованием и годом опыта работы, а при выезде на вахту в северные регионы доход такого специалиста может составлять 100–150 тысяч рублей ежемесячно», — подчёркивает г-жа Шмарчкова.
Разумеется, предоставление возможности проходить практику и материальное поощрение увеличит шанс предприятия на воспитание «своего» специалиста, тем более что учебные заведения и сами заинтересованы в сотрудничестве с новыми потенциальными работодателями. Во втором сценарии последние в не меньшей степени стремятся наладить контакт с учебным заведением: это происходит в случае, когда спрос на обучение какой-то специальности был стабильно высоким. ГБПОУ РО Донской техникум кулинарного искусства и бизнеса (бывший Лицей № 79) поставляет специалистов для работы в пищевой, кондитерской и ресторанной отраслях, занимавших неизменно прочное место в структуре экономики региона. Учебное заведение изначально не обладало «якорным» работодателем и было вынуждено выстраивать свои образовательные программы в соответствии с запросами рынка, заключив более ста договоров с социальными партнёрами. Среди предприятий, где студенты проходят практику и трудоустраиваются — ООО «Золотой колос», ООО «Хлебозавод Юг Руси», кейтеринговая компания «Гранд Фуршет», кафе и рестораны. Директор техникума Роза Бареева говорит, что компании, с которыми заключены договоры о сотрудничестве, участвуют в создании основных профессиональных образовательных программ и рабочих программ по дисциплинам. «В программы обучения студентов включен ассортимент блюд повышенной сложности, изучение инновационных производственных технологий (молекулярная кухня); изучается современное технологическое оборудование, что делает возможным присваивать выпускникам повышенные квалификационные разряды. Все программы имеют листы согласования с работодателем, и они ежегодно обновляются». Разумеется, студенты проходят производственную практику на площадках работодателей, а сотрудники предприятий, в свою очередь, имеют возможность заочного обучения в техникуме и повышения квалификации в Региональном ресурсном отраслевом центре на базе учебного заведения.
В условиях уже имеющейся высокой конкуренции за выпускников учебного заведения трудно рассчитывать, что оно сможет удовлетворить крупный целевой запрос нового предприятия. «К сожалению, программы целевой подготовки специалистов в техникуме почти не реализуются, — констатирует Роза Бареева. — Причина в том, что предприятия пищевой отрасли, как правило, относятся к малому и среднему бизнесу. Отсутствие оборотных средств, несовершенство законодательства, и, наконец, нежелание вкладывать средства в образование, пока есть возможность пользоваться готовыми кадрами, — всё это не мотивируют работодателей вкладывать деньги в подготовку кадров». В этом случае потенциальным работодателям придётся либо набирать людей, что называется, «с улицы», либо закладывать в бюджет такую статью расходов, как «образование»: если государство сняло с себя функцию планирования занятости, кому-то всё же придётся её выполнять.
В подготовке материала принимала участие Татьяна Кислица