Ведущий игрок украинского масложирового рынка Kernel Holding предпринимателя Андрея Веревского продаёт один из своих южнороссийских активов — ЗАО «Невинномысский МЭЗ» мощностью переработки до 100 тысяч тонн маслосемян в год. Имя покупателя не называется, но известно, что это ставропольская компания, новичок на рынке маслопереработки.
В пресс-службе Kernel Holding факт сделки подтверждают, сообщая, что стоимость актива составила порядка 10 млн долларов. Цена за столь устаревшие мощности достаточно высока, ибо три года назад, когда украинцы выкупили три южные маслобойни у ГК «Русские масла» (ставропольские ОАО «Масло Ставрополья», ЗАО «Невинномысский МЭЗ» и кубанское ЗАО «Флорентина» совокупной мощностью 550 тысяч тонн в год, выпускают фасованное масло под марками «Русь» и «Златица»), за всё это было уплачено около 60 млн долларов, что считалось крайне выгодной сделкой.
Консолидация активов «Русских масел» добавила в общую перерабатывающую копилку холдинга около 4% российского рынка фасованного масла и 12% наливного. Приобретение было крайне важным, ибо Кernel, контролирующий 35% рынка бутилированного масла Украины, не раз заявлял о своём намерении стать транснациональной компанией и даже пытался выйти на масложировой рынок России, но проиграл борьбу за активы группы WJ.
«Для Kernel выход на юг России при наличии собственной площадки достаточно интересен, — говорил тогда генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. — Это один из двух ключевых рынков в Европе, а у компании есть амбиции стать транснациональным игроком. К тому же цена покупки вполне нормальная. За эту цену сейчас можно приобрести только одну успешно работающую маслобойню». В то же время аналитик «Sberbank CIB» Константин Фастовец отмечал, что заводы «Русских масел» не очень эффективные и достаточно старые: маржа Kernel с каждой тонны масла на украинских мощностях достигает 200 долларов, а у российских заводов, по оценке эксперта, этот показатель ниже как минимум на 25%.
В первый раз менеджмент Kernel попытался избавиться от Невинномысского МЭЗа уже через год после его приобретения. В качестве потенциального покупателя фигурировала группа «Юг Руси», которая даже обратилась за разрешением на сделку в ФАС, но в итоге покупка не состоялась. В прошлом году вопрос о продаже этого актива был поставлен вновь, но покупателей на него не нашлось. Одновременно в мае 2013 года украинский холдинг избавился и от своего Чертковского сахарного завода (стоимость 32,5 млн долларов). А в начале 2014 года Kernel наконец достиг договорённости о продаже МЭЗа с одной из ставропольских агропромышленных компаний.
Рыночные аналитики предполагают, что основными причинами продажи актива стали дефицит сырья в Ставропольском крае и невозможность собственника загрузить мощности своих маслобоен. Все местные заводы способны перерабатывать до 430 тысяч тонн семян в год, тогда как на Ставрополье собирают чуть более 200 тысяч тонн маслосемян. Таким образом, местные маслобойни не способны конкурировать со своими кубанскими и донскими коллегами.
Вполне возможно, что, учитывая выгодную рыночную конъюнктуру, в руководстве Kernel намерены сосредоточиться на зерновом бизнесе. На паях с Международной зерновой компанией (структура мирового трейдера Glencore) украинцами был приобретён современный терминальный комплекс в порту Тамани. Также Kernel реализовал опцион на покупку 100% акций Black Sea Industries (BSI), расположенного рядом с зерновым терминалом холдинга в Ильичёвском морском торговом порту. Вкупе с портовыми мощностями в Ильичёвске («Трансбалктерминал» — 200 тысяч тонн перевалки), Николаеве («Ойлтранстерминал») это делает его крупнейшим игроком на рынке зернотрейдинга. «Тем самым компания наращивает объёмы деятельности как зернотрейдера, — считает аналитик Центра транспортных стратегий Андрей Товстопят. — Плюс, возможно, диверсифицирует политические риски. Если скажем, на Украине введут квоты на экспорт зерна, а в России экспорт не ограничат, тогда будет гарантирован хотя бы какой-то объём экспорта вместо ноля».