Секреты масштабирования
В 2001 году, когда Анатолий и Вячеслав работали на предприятии по производству электроники, к ним обратился владелец одного ресторана с просьбой изготовить систему беспроводного вызова официантов. Это решение должно было стать одной из отличительных черт этого заведения в диковинном тогда формате hi-tech. Поставленная задача была решена, решение вполне удовлетворило заказчика, и этот момент стал отправной точкой для будущей системы R-CALL.
К 2005 году Анатолий Клещенков окончательно понял, что этот продукт востребован — сходные запросы от потенциальных клиентов стали появляться вновь и вновь. И он решил самостоятельно заняться созданием, производством и продвижением подобных решений. В последующие несколько лет велись разработка и совершенствование системы, вкладывались деньги в разработку прототипов, производился мониторинг рынка. Официальный старт проекта пришёлся на 2008 год: Анатолий оформил бизнес, получил сертификат на «полезную модель», запустил сайт и в течение всего трёх недель начал работу над первым заказом. «Мы были убеждены, что это будет нужно, что это станет продаваться, — рассказывает Клещенков. — То есть никакой опаски не было, это ведь были не абстрактные знания».
Основными клиентами, как и предполагалось, стали представители гостинично-ресторанного бизнеса. Первый заказ был получен из Ростова, затем появился клиент из Москвы, но ключевым для становления бизнеса стал заказ из Нижнего Новгорода для сети «Якитория». Этот заказ заставил Анатолия Клещенкова взять кредит в 250 тысяч рублей на развитие бизнеса, закупить оборудование и материалы и взяться за производство всерьёз. Понимая, что региональный рынок довольно ограничен, основатели проекта быстро сориентировались на работу с клиентурой по всей России.
«Настроить всё это очень просто. Если вы умеете сменить настройки вызова в телефоне, то и здесь с настройками справитесь», — поясняет Вячеслав Египко, ставший техническим директором компании. И это, по его утверждению, одно из преимуществ системы: она не требует сложной настройки на уровне пользователя, с установкой оборудования легко справится администратор ресторана. Поэтому после сборки компонентов система просто отправляется заказчику, и дальнейший контакт с ним осуществляется только при необходимости сопровождения, сервисного обслуживания и расширения системы. Это ещё одна особенность разработки ростовских предпринимателей: масштабирование системы, дополнение её любыми новыми элементами происходит совершенно «безболезненно». «Клиент может сначала купить два пульта и пять пейджеров, а потом обратиться к нам ещё за несколькими пультами. Так часто и происходит», — с видимым удовольствием отмечает Анатолий Клещенков.
Частное мини-КБ
На сегодняшний день система беспроводного вызова персонала под собственной маркой R-CALL является основным продуктом, который партнёры предлагают на рынке. «80 процентов продаж — это решения для вызова официантов и вообще автоматизация управлением работой официантов в различных заведениях общественного питания», — говорит Анатолий. Сюда включается и решение, разработанное для сетей кинотеатров, — кнопка вызова официанта в зал, встроенная в подлокотник кресла. Активно используется R-CALL и в сфере медобслуживания — как кнопка вызова помощи.
Ещё 10% продаж составляют заказы для предприятий. Система дистанционного вызова актуальна для многих производств, так что продукт востребован и в этой области. Остальное — экзотические решения, например, кнопки «реагирования» для интеллектуальных игр с функцией вывода очерёдности нажатия на экран.
Функционал продукта постоянно пополняется, позволяя расширять и область его применения. Например, в систему R-CALL встроена возможность контроля статистики по работе персонала, также разработано отдельное решение для вызова консультанта через систему речевого оповещения. Такое решение применяется в торговых сетях. «Наше большое преимущество в том, что мы сами разрабатываем и изготавливаем систему, она часто формируется под конкретных клиентов», — поясняет механизм появления новых решений Вячеслав Египко.
Естественно, что реализация полного цикла производства требует целого штата сотрудников — в команде предприятия сегодня разработчики, программисты, сборщики, монтажники, оператор ЧПУ (числового программного управления) и менеджер по продажам. Укомплектованность команды профессионалами позволяет производить непрерывную модернизацию, постоянно вводить в систему новые функции и устройства. И это, как утверждает Анатолий Клещенков, мешает выпускать продукцию большими партиями: устаревший вариант делать уже не хочется, а новый нужно ещё проверить. Программное обеспечение обновляется каждый месяц, цикл смены аппаратного обеспечения — от полугода до 2 лет.
В минимальной конфигурации система R-CALL стоит от 25 тысяч рублей, стандартная комплектация обойдётся в 50–70 тысяч рублей, а если нужно оборудовать ресторан на 20 столиков, кухню и барную стойку, то это будет стоить около 100 тысяч рублей. Продажи осуществляются с помощью собственного сайта и через дилеров — основной поток клиентов идёт через представителей в регионах. В планах — выход в Европу и Америку, хотя ограничивающим фактором здесь является получение соответствующих сертификатов. Ближайшим конкурентом R-CALL является похожий китайский продукт, о котором партнёры не слишком высокого мнения. «Мы работаем в премиум-сегменте, — поясняет Анатолий, — хотя для кого-то качество не так важно, кто-то не задумывается о функционале, которые даёт наша система».
Сейчас R-CALL обеспечивает большую часть выручки производства, но выпускать один продукт — это риск, считает Анатолий Клещенков. «Мы пытаемся диверсифицировать производство, — говорит он. — У нас есть уже другое устройство, которое интересно с коммерческой точки зрения, сейчас идут переговоры по его поставке». Также был заключён контракт на поставку автоматики ростовскому производителю агротехники — компании KLEVER.
Калькулятор
В 2008 году предприятие заработало около 700 тысяч рублей. По подсчётам Анатолия Клещенкова, динамика прироста выручки составляет от 30 до 50% ежегодно. В 2013 году оборот составил порядка 8 млн рублей. В штат организации входит 10 сотрудников, включая самих основателей проекта. Фонд оплаты труда составляет на сегодняшний день 35% от выручки. Около четверти получаемых денег уходит на накладные и подрядные расходы, бухгалтерское сопровождение и т.п., ещё 25% — на материалы и комплектующие. При этом владелец бизнеса продолжает вкладывать получаемую прибыль в покупку нового оборудования, разработку и создание новых продуктов.