Ваш город: ,
81 95 11

«Упрощенка» усложняется: отмена региональных ставок УСН ударит по экономике Юга

328
11 минут

Правительство РФ одобрило ряд поправок в Налоговый кодекс, самая громкая из которых — увеличение НДС до 22%. Но для бизнеса наиболее драматичными окажутся изменения, которые касаются специальных режимов налогообложения — УСН и ПСН. Порог применения упрощенной системы налогообложения снизят в шесть раз. В ряде регионов Юга могут отменить и льготную ставку для «упрощенцев», что негативно повлияет на местную экономику.

«Упрощенка» усложняется: отмена региональных ставок УСН ударит по экономике Юга

В 2026 году могут отменить региональную льготу, которая в свое время вызвала взрывной рост количества малых и средних предприятий в тех субъектах, где была принята // Фото: freepik
Поделиться
Согласно поправкам, организациям на упрощенной системе налогообложения придется уплачивать НДС уже с порога в 10 млн рублей. А ведь компании-«упрощенцы» вообще начали платить НДС только в 2025 году. Порог дохода, при котором можно применять патентную систему налогообложения, тоже снизят в шесть раз. К тому же нельзя будет получить патент на грузоперевозки и торговлю в магазинах.

Кроме того, будут ограничены полномочия субъектов федерации по установлению льготных ставок УСН. На Юге ставки до 1% при выполнении определенных условий действуют в Крыму, Чечне, Калмыкии, Астраханской области и некоторых других регионах. Теперь местные власти смогут устанавливать льготные ставки только для тех компаний, которые заняты видами деятельности из правительственного списка. Торговля в него точно не войдет. И это мы еще не говорим об увеличении страховых взносов для МСП в два раза.

Законопроект уже внесли в Государственную думу, которая планирует рассмотреть его 22 октября. Если поправки примут, в чем мало кто из экспертов сомневается, новая реальность для бизнеса наступит с 1 января 2026 года — без переходного периода.

Порог для «упрощенки» уронили

Главная опасность новых поправок для малого бизнеса — даже не рост ставки НДС, ее все равно переложат на клиента. Дело в том, что налог на добавленную стоимость довольно трудно учитывать, и если раньше «упрощенцы» могли вести учет самостоятельно или с минимальным привлечением бухгалтера, то теперь растущему бизнесу придется заранее адаптировать учетные процессы.

«Ключевой шаг — это организация раздельного учета доходов и расходов. Организациям надо будет вкладываться финансово в бухгалтерский учет или нанимать бухгалтера в штат, — говорит управляющий партнер компании «АБК Консалтинг», к.э.н. Наталья Богданова. — Однозначно, у таких предприятий увеличатся расходы на обслуживание как бухгалтерского, так и в дальнейшем управленческого учета, потому что нужно будет более серьезно в это вкладываться. К сожалению, увеличится и стоимость бухгалтерских услуг».

После принятия новых поправок некоторым организациям придется вкладываться финансово в бухгалтерский учет или нанимать бухгалтера в штат, говорит Наталья Богданов // Фото предоставлено экспертом
Поделиться
После принятия новых поправок некоторым организациям придется вкладываться финансово в бухгалтерский учет или нанимать бухгалтера в штат, говорит Наталья Богданова // Фото предоставлено экспертом

О том, что придётся переходить к полноценному учёту НДС: настраивать раздельный учёт, полноценные книги продаж и покупок, учёт авансов и агентских схем, контроль вычетов, предупреждает и основатель юридического агентства «Империал» Инна Чемеркина. Иначе, по ее словам, потери на «входном» НДС неизбежны.

«Из быстрых организационных шагов — нужно перепрошить договорную базу. Во всех типовых договорах закрепить: “Цена включает/не включает НДС”, порядок изменения цены при появлении обязанности по НДС, графики авансов (чтобы не “задушило” НДС с предоплат), и право индексации. Отдельно — условия раздельного учёта, — советует Инна Чемеркина. — Из стратегических — сегментировать бизнес честным способом. Выделять действительно разные виды деятельности и цепочки ценности в отдельные юрлица или ИП только при наличии самостоятельных ресурсов, рисков, активов и рынков сбыта (то есть не «рисовать» дробление). В ряде случаев выгоднее сменить объект налогообложения на «Доходы минус расходы» или уйти на региональные льготы (пониженные ставки УСН, ЕСХН)».

Сложнее будет воспользоваться и еще одним удобным для малого бизнеса налоговым режимом — патентной системой налогообложения (ПСН). Приобретая патент, ИП платит фиксированную стоимость за год и освобождается от других налогов, но при условии, что его выручка не превышает определенную сумму. В 2025 году это 60 млн, но с 2026 года, вероятно, будет 10 млн.

«ИП на патенте, которые зарабатывают свыше 10 млн, не надо сразу безоговорочно уходить на УСН «доходы», если доля их расходов более 60% от доходов. В этом случае вы реально переплатите налог. Посчитайте «доходы минус расходы», потому что в этом случае вы отразите свои расходы, возможно, попадете на минимальный налог и заплатите всего 1% от своих доходов», — советует ведущий эксперт-консультант по налогообложению Biznesinalogi Надежда Самкова. Она добавляет, что просчитать выгоду на разных налоговых режимах лучше всего, используя налоговый калькулятор на сайте Федеральной налоговой службы.

АвтоУСН и сниженный НДС — выходы не для всех

Впрочем, один налоговый режим, на котором НДС необходимо платить по-прежнему с порога в 60 млн, в 2026 году все же сохранится. Это АвтоУСН — экспериментальный налоговый режим, при котором отчетность почти полностью отменяется, а налоги рассчитываются автоматически. Он введен с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года в отдельных субъектах РФ. Среди южных регионов применять АвтоУСН можно в Краснодарском и Ставропольских краях и во всех республиках, а в Ростовской области — нельзя. Но и у этой системы есть свои подводные камни.

«При АвтоУСН с доходом до 60 миллионов НДС уплачиваться не будет, но действуют увеличенные ставки: при объекте “доходы” то ставка 8%, “доходы минус расходы” — 20% (для сравнения, стандартная ставка — 6% и 15% соответственно, — прим.авт.), — говорит Надежда Самкова. — Еще одно преимущество заключается в том, что на этой системе налогообложения не нужно платить страховые взносы при заработной плате любого размера. Но с этой системой нельзя иметь обособленные подразделения, налог нужно платить ежемесячно, в организации должно быть не более 15 сотрудников и так далее, поэтому нужно все просчитать и проанализировать».

НДС в размере 22% по-прежнему будут платить не все организации. Неизменной останется ставка 10% для льготной группы товаров, в которую входят, например, лекарства и продукты первой необходимости. Сохраняется и пониженная ставка по НДС 5 или 7%, которую можно применять при определенных условиях.
На эту тему
Переход в зону убыточности: что говорит бизнес Юга о повышении НДС
Поделиться

«Нужно смотреть, что будет выгоднее для налогоплательщика, — советует Надежда Самкова. — Например, предприниматель может уплачивать НДС по общей ставке 22%, но с возможностью возмещения НДС, уплаченного поставщикам, или пользоваться пониженной ставкой 5 или 7%, но без вычетов. Ни в коем случае не стоит связываться со ставкой НДС 22% тем, кто оказывает услуги, у кого маленькая доля входного НДС. Таким компаниям выгоднее пониженная ставка».

Аудитор Елена Восканян, основатель ГК «Аудит-Вела», добавляет: материалоемким бизнесам, наоборот, выгоднее будет работать по ставке 22%, так как налог к уплате в этом случае оказывается ниже, чем 5% со всего оборота.

«Если выбрана ставка НДС 20% (22% с 2026 года, если поправки в НК будут приняты), то необходимо выстраивать цепочку поставщиков так, чтобы они сами являлись плательщиками НДС. Это позволит корректно формировать вычеты и снизить налоговую нагрузку. Обязательным элементом станет безупречный документооборот, — говорит Елена Восканян и советует также пересмотреть договоры с покупателями. — Практика 2025 года показала: те компании, которые стали плательщиками НДС, начисляют налог сверх цены договора. Поэтому на 2026 год нужно заключить дополнительные соглашения и закрепить порядок работы с учетом выбранной ставки НДС».

Никаких поблажек регионам

Судя по всему, в 2026 году отменят и региональную льготу, которая в свое время вызвала взрывной рост количества малых и средних предприятий в тех регионах, где была принята ставка в 1%. Например, в Калмыкии число субъектов МСП увеличилось в три раза за три года!

Налоговая довольно быстро начала бороться с предпринимателями, которые фиктивно переносили бизнес в такие регионы ради льгот, но теперь и добросовестному бизнесу ничего не светит. Льготные ставки по УСН можно будет устанавливать только для тех упрощенцев, деятельность которых отвечает правительственным критериям.

«Региональные льготы частично компенсировали высокие транспортные или операционные издержки, характерные для таких субъектов, как Калмыкия и Крым, — считает Наталья Богданова. — Их отмена сделает ведение бизнеса дороже, что может что привести к сокращению числа ИП и малых компаний. Если при этом сохранятся льготы по видам деятельности, к примеру, сельское хозяйство, ИТ, туризм будут защищены, а прочие предприниматели столкнутся с повышенной налоговой нагрузкой, это создаст дополнительное неравенство внутри региональной экономики. Все это создает риск замедления экономической активности. Региональные льготы стимулировали появление новых бизнесов и поддерживали занятость, их отмена может замедлить рост предпринимательства, снизить доходы населения и автоматически уменьшить налоговые поступления в среднесрочной перспективе».

Чемеркина_1.jpeg
Поделиться
Инна Чемеркина советует ориентироваться на региональные меры поддержки // Фото предоставлено экспертом

С таким мнением солидарна Инна Чемеркина: «Малый бизнес в таких регионах окажется в равных условиях с центром страны, но без инфраструктуры и рынка сбыта, что увеличит отток предпринимателей».

При этом эксперт рекомендует отслеживать местные льготы и меры поддержки бизнеса, которые предлагают местные власти.

«В регионах юга есть свои “подушки”: пониженные ставки УСН для отдельных отраслей, льготы для сельхозпроизводителей (ЕСХН), налоговые послабления для туризма и гостиничного бизнеса. Предприниматели будут ориентироваться на эти региональные меры поддержки», — говорит Инна Чемеркина.

Налоговая считывает «схемы»

Предприниматель с не очень большим опытом, стремясь уйти от растущих налогов, может попытаться применить различные «схемы» — от дробления бизнеса до перевода сотрудников в самозанятые и частичный уход в теневой оборот. По факту это дороже и сложнее, чем кажется, а вместо экономии может привести к большим расходам и проблемам с законом. Налоговые эксперты в один голос предостерегают от использования таких схем, которые обычно хорошо известны контролирующим органам.

По мнению Сергея Стороженко, партнера юридической компании «Замалаев, Стороженко и партнеры», пробовать уйти от налогов путем дробления бизнеса сейчас могут только небольшие предприниматели, которые еще не сталкивались с этой проблемой и не знают, что налоговый орган такие уловки видит очень хорошо.

Налоговый орган хорошо видит уловки по дроблению бизнеса, предупреждает Сергея Стороженко // Фото предоставлено экспертом
Поделиться
Налоговый орган хорошо видит уловки по дроблению бизнеса, предупреждает Сергея Стороженко // Фото предоставлено экспертом

«Нужно провести разъяснительную работу и рассказать, что так делать не надо, так как потом все равно придут и спросят за трехлетний период. Никак ты это не обойдешь, надо принять, что привычные бизнес-модели не действуют, и начать работать по-новому», — отмечает эксперт.

Юрист Инна Чемеркина утверждает, что в ФНС есть методички по маркёрам дробления. Например, к таким маркерам относится единое управление, единые активы, взаимозависимость, перекрёстные расчёты, общий персонал и так далее. Сейчас действует даже «амнистия дробления» при добровольном сворачивании схем, но это окно не для продолжения практики. Вместо этого эксперт советует если и дробить бизнес, то не фиктивно, а по-настоящему.

«Если есть разные продуктовые линии, регионы, каналы — разделяйте по-настоящему: самостоятельные директора, активы, договоры, счета, логистика, персонал, KPI. И обязательно документируйте деловую цель любой реорганизации или сегментации, а не “налоги ради налогов”, — советует Инна Чемеркина.
Еще одна распространенная лазейка, особенно среди индивидуальных предпринимателей, закрыть ИП, а потом зарегистрировать заново, с расчетом на освобождение от уплаты НДС, пока не наберется пороговый доход в 10 млн. Налоговая инспекция отслеживает и это: выясняет у контрагентов, менялись ли договоры, отслеживает остатки средств и занятость самого предпринимателя в промежутке между закрытием и открытием ИП.

Самкова_1.jpeg
Поделиться
Надежда Самкова вместе с другими коллегами предупреждает об опасности нарушения закона // Фото предоставлено экспертом

Не пройдет и уловка с переводом бизнеса на родственников, семейные связи налоговая пробивает через базу ЗАГС: «Если у вас всех еще и один вид деятельности, вы заходите в «Клиент-банк» или кабинет селлера на маркетплейсах с одного и того же компьютера, это всё уходит налоговую инспекцию», — говорит Надежда Самкова.

«Наш вывод как практиков: попытки «вырвать» краткосрочную экономию через теневые и формальные схемы в нынешних условиях часто заканчиваются дорого, — резюмирует Елена Восканян. — Гораздо безопаснее и эффективнее в долгой перспективе инвестировать в корректную налоговую модель, внутренний контроль, прозрачный документооборот и заранее провести налоговое моделирование и стресс-тесты. Наша практика показывает, что именно такая стратегия сохраняет бизнес и репутацию его владельца.

Нужно пересмотреть бизнес-модель

В ситуации, когда налоговая нагрузка растет, а надзор становится все более строгим, предприниматели будут вынуждены более пристально контролировать свои расчеты и оптимизировать бизнес-процессы.

«Я считаю, что компаниям нужно в целом оценить свою бизнес-модель. Если прибыль возникает только в том случае, когда бизнес дробится или уклоняется от налогов, то это плохая бизнес-модель, и проще не заниматься предпринимательством, — говорит Сергей Стороженко. — Точно так же сейчас нужно считать, будет ли сходиться бизнес-модель при новых налогах, если она не сходится, смотреть что можно сделать — например, уменьшить себестоимость или привлекать больше клиентов. Если это по объективным причинам невозможно, тогда нужно идти в те модели бизнеса, которые прибыльны в текущей ситуации».

Восканян_1.jpeg
Поделиться
Елена Восканян уверена, что при грамотном подходе новые правила можно использовать в свою пользу // Фото предоставлено экспертом

Каждому бизнесу необходимо рассчитать прогнозную налоговую нагрузку с учетом своей структуры расходов, цепочек поставок и клиентов. Это позволит избежать кассовых разрывов и понимать, какие договоры и процессы нужно менять, советует Елена Восканян:

«Главный вывод: бизнесу придется перестроиться, но при грамотном подходе новые правила можно использовать в свою пользу. Те, кто заранее просчитает налоговые последствия и выстроит безопасную стратегию, смогут не только сохранить устойчивость, но и получить конкурентное преимущество».
0
2
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .