Основные выводы звучат так:
1) Устойчивое развитие уже на Юге: более 80% респондентов считают, что их организации работают, исходя из повестки устойчивого развития. Чем больше масштаб бизнеса, тем больше доля ответов «да» и «скорее да».
2) Мотивации для стремления бизнеса к ЦУР: главный мотиватор – спрос со стороны клиентов и партнеров. Дополнительный фактор: обострение конкуренции и поиск в сфере управления рисками.
3) Устойчивое развитие является платформой для партнерства: 29% развивают сотрудничество с другими организациями по вопросам достижения ЦУР; 28% ведут мониторинг движения к ЦУР; 19% включили ЦУР в оценку партнёров.
4) В работе с повесткой устойчивого развития наблюдается разный уровень зрелости: стратегию, ориентированную на ЦУР, в виде документа имеют 18% респондентов, для 49% она существует на уровне видения, 39% не имеет и не планирует собственных программ сокращения выбросов.
5) Повестка ЦУР пока формируется «сверху», фактически респонденты призывают включить в процесс распространения ЦУР региональные и муниципальные власти.
6) Пока к ЦУР формальное отношение со стороны бизнеса и власти. Также почти треть опрошенных воспринимают ЦУР как дополнительную нагрузку на бизнес. Многие отмечают и слабое влияние ЦУР на политику государства на федеральном и региональном уровнях, а также неразвитую внутреннюю культура компаний.
Получается, устойчивое развитие – это новая платформа для диалога бизнеса и власти, а также международный язык общения, который особенно важен в условиях санкций.
В конференции приняли участие представители региональной и муниципальной власти, топ-менеджеры малых, средних и крупных предприятий СКФО, представители финансового сектора, бизнес-организаций, экспертного сообщества.
По мнению Алексея Крыловского, управляющего директора Консорциума Леонтьевский центр – AV Group, разрабатывающего стратегии целого ряда регионов, повестка устойчивого развития сегодня соответствует ситуации на мировом экономическом рынке. ESG-принципы сегодня активно воспринимаются бизнесом, внедряются в его практику, становясь своего рода единым манифестом. Этому есть и экономическое обоснование — без «стремления к устойчивости», соблюдения принципов ESG, бизнес фактически теряет возможности для привлечения инвестиций.
«Мы в полной мере вступили в эру умной экономики, главным барометром которой должно стать именно устойчивое развитие, — отметил Алексей Крыловский. — Что свойственно этой умной новой экономике? Это новый экономический рост в эпоху турбулентности: новые рынки (онлайн+офлайн), конкуренция, риски ESG-трансформации. Это «живые» системы управления будущим, создание таких условий, чтобы человек мог творить и развиваться на протяжении всей его жизни». Сюда же, по его словам, относятся экология и охрана окружающей среды.
Российское правительство обозначило 42 стратегические инициативы, в рамках которых распределены значительные ресурсы. Регионам и бизнесу нужно учитывать эту повестку и адаптироваться под нее. Например, по словам Крыловского, в период постпандемии необходимо больше заботиться о здоровье. Реализовать это стремление в полной мере можно на Северном Кавказе, где есть условия для медицинской реабилитации.
Любовь Меланевская, директор некоммерческой ассоциации «Промышленность за экологию», отметила 12-ю цель устойчивого развития, которая звучит, как «Ответственное потребление и производство». Фокус здесь, по ее мнению, именно на ответственном обращении с отходами, в частности с отходами упаковки. «В России есть закон об исполнении расширенной ответственности производителей (РОП) в отношении упаковки. Это означает, что компания, которая производит товар в упаковке, должна обеспечить ее утилизацию после того, как товар был употреблен. Однако в нашей стране механизм расширенной ответственности работает далеко не в полную меру», — отметила Любовь Меланевская.
Причины, прежде всего, кроются в отсутствии раздельного накопления отходов и финансирования раздельного сбора. По ее словам, для региональных властей и операторов по обращению с отходами пока не существует целевых показателей по раздельному накоплению отходов (РНО). Для населения также нет экономических стимулов сортировать отходы.
Проблемой является и неопределенность в отношении использования вторсырья. С одной стороны, государство требует увеличения его использования, а с другой — до сих пор есть ограничения в различных нормативных актах на его использование.
О ЦУР в бизнесе высказался и Владимир Гурьянов, член правления РСПП, председатель совета директоров АО «Арнест», президент Конгресса деловых кругов Ставрополья.
«Устойчивое развитие – это, прежде всего, попытка человечества совершить революции в политическом, экономическом, социальном укладах жизни. В ней каждый может принять участие, если в этот процесс правильно «вписаться»», — считает г-н Гурьянов.
Производители и потребители по всему миру отдают предпочтение экологичной упаковке, подлежащей вторичной переработке и не наносящей вред окружающей среде. «В условиях введения регулирования по отношению к высокоуглеродной продукции снижение углеродного следа является единственно выигрышной стратегией по сохранению конкурентоспособности», — говорит Владимир Гурьянов.
Соответствие целям ООН продекларировал на конференции Алексей Фадеев, первый заместитель генерального директора ООО «Ставропольский фермер» (входит в ГК «Дамате»). «С 2012 года мы создали 12 тысяч рабочих мест, а в следующем году только на Северном Кавказе мы планируем создать еще около 1 тысячи: реконструируем в Черкесске крупный мясокомбинат. Мы платим все налоги, у нас абсолютно белые зарплаты.
Он напомнил, что компания является лидером по производству индейки, а также одним из крупнейших в стране экспортеров продукции АПК. Также компания намерена стать лидеров в производстве баранины.
«Мы активно инвестируем и строим новые комплексы, — отмечает Фадеев. — Внедряем инновации. Так большой генетический центр уже в следующем году откроется в Кисловодске, он будет специализироваться на мелком рогатом скоте. Уже в этом году мы планируем провести первую операцию по эмбриотрансферу – этого не было никогда в [России]. Помимо этого, чтобы соответствовать ЦУР, связанной с ответственным потреблением, в компании изучают вопрос перехода на биоразлагаемые пластики: на полилактид, который производится из кукурузного крахмала.
По словам Елены Махортовой, руководитель Ставропольского филиала компании «Интерлизинг», обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания, а также содействие устойчивому развитию сельского хозяйства — это одна из целей устойчивого развития, а также один из приоритетов правительства РФ и Ставрополья, где агробизнес развивается наиболее активно. Лизинговые компании — активные участники этого процесса.
«Для устойчивого роста требуется постоянное обновление и модернизация основных фондов, — отметила Елена Махортова. — Производители техники наращивают объемы производства, улучшают их качество. Это способствует оптимизациии расходов и росту эффективности сельхозработ. Благодаря использованию лизинга, во-первых, уменьшается налогооблагаемая база предприятий, во-вторых обновляется техника, а, следовательно, растет и эффективность производства. Лизинг выгоднее кредита — это сегодня понимают и представители малого бизнеса».
Стратегический партнер конференции: «Арнест» — крупнейший производитель парфюмерно-косметической продукции на территории России и стран СНГ.
Партнеры: ОАО РЖД — крупнейшая транспортно-логистическая компания, лизинговая компания «Интерлизиг» — услуги юридическим лицам и ИП по всей России.