Акваферму Сергея Кулика шторм двухлетней давности разбил полностью // Фото: официальный сайт Минсельхоза Крыма
Поделиться
С тех пор общий объем рынка растет ежегодно, отмечают в Росрыболовстве. Глава ведомства Илья Шестаков в 2024 году сообщал, что с 2018 года объем производства ценных морепродуктов вырос в пять раз, а доля отечественного производства устриц и мидий к началу 2024 года достигла 60–70%.
При этом последние несколько лет стали испытанием на прочность для морских фермеров Юга. Они столкнулись сразу с несколькими вызовами – дефицитом посадочного материала устриц (спата), погодными рисками и конкуренцией с дешевым импортом.
Как «шторм века» чуть не уничтожил марикультуру Юга
Министерства сельского хозяйства Крыма и Краснодарского края заявили о положительной динамике роста объемов марикультуры в этом году. Министр сельского хозяйства Крыма Денис Кратюк сообщил в октябре, что предприятия, занимающиеся разведением устриц и мидий, смогли восстановить прежние показатели после неблагоприятных погодных условий.На полуострове, который выступает флагманом производства моллюсков на Юге, урожай с января по сентябрь уже превысил показатели всего 2024 года. Здесь произвели 1042 тонны мидий и 185 тонн устриц, сообщили «Эксперту Юг» в Министерстве сельского хозяйства республики. Для сравнения – за весь 2024 год, согласно статистической отчетности, предприятия вырастили 954 тонны мидий и 154 тонны устриц.

Поделиться
Объемы производства устриц и мидий в обоих регионах все еще существенно меньше, чем два года назад // Фото: Официальный сайт Минсельхоза Крыма.Объёмы производства устриц на Кубани с января по сентябрь пока сохранились на уровне аналогичного периода 2024 года – всего 18,05 тонн, сообщили в Министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. А вот мидий за девять месяцев вырастили и собрали 252,46 тонны – это на 86,46 тонны больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но дойти до уровня 2023 года производителям пока не удалось – тогда была собрана 361 тонна мидий.
Отметим при этом, прошлый год показал существенное падение объемов производства марикультуры на фоне ноябрьского шторма 2023 года, разрушившего мидийные и устричные коллекторы вдоль всего черноморского побережья – потери урожая оценивались в 90%. Больше других повезло аквафермерам солёного крымского озера Донузлав, отгороженного от открытого моря. Так, крупной мидийно-устричной ферме «Аква-альянс» удалось сохранить практически весь урожай, рассказал заместитель директора компании Денис Пономаренко.
Предприятия, которые находились в районе Ялты и Севастополя, тогда лишились плавсредств и всего урожая устриц. Так, шторм разбил причал и лодку мидийно-устричной фермы «Яхонт», расположенной в ялтинском посёлке Кацивелли. Ее основатель Сергей Кулик, который оценивал примерный ущерб предприятия в 9 млн рублей, теперь восстанавливает морскую ферму с нуля, но уже в другом районе Крыма.
«Лодку мы отремонтировали, и сейчас перебрались на другое место в связи с тем, что в Кацивелли началось строительство очистных сооружений. Заново открываем линию в Симеизе», – рассказал предприниматель.
Крупнейшее в Крыму предприятие по выращиванию устриц ООО «Марикультура», шторм 2023 года почти уничтожил. Погибла устричная ферма, где выращивались около 7 миллионов устриц разного калибра, затонуло маломерное судно. Ущерб оценивался в 1 млрд рублей.
«Судно и оборудование приобрели в срочном порядке, ферму восстанавливаем. Полностью восстановить объемы производства устрицы нам еще не удалось, но мы постепенно наращиваем показатели. Сейчас уже достигли примерно 50-ти процентного объема производства, которое было до шторма», – рассказал директор «Марикультуры» Владислав Шенявский.
В Краснодарском крае больше всего пострадали предприятия в районе Анапе и Геленджика. Об огромных потерях говорит и генеральный директор крупнейшего производства устриц и мидий в Краснодарском крае «Дивноморская Rakushka» Александр Попов. Сегодня у предприятия 130 гектаров плантации в Черном море.
Как пояснили в Минсельхозе Крыма, защитить от непогоды урожай устриц невозможно.
«Шторм – это сильное волнение моря при ветре силой 9-11 баллов по шкале Бофорта, и скоростью 18-29 м/с. Так как мидийно-устричные коллекторы устанавливаются в море, предотвратить их возможную гибель при таких природных явлениях не представляется возможным», – пояснили в ведомстве.
Спрос есть, спата нет: как сложная логистика мешает развитию отрасли
Еще одним вызовом для предприятий марикультуры остается дефицит устричного спата (мальков) при растущем спросе на свежих моллюсков, отмечает Денис Пономаренко.«Спрос растет ежегодно. Сегодня мы наращиваем объемы производства и планируем наращивать дальше. В прошлом году мы закупили 2 миллиона спата, в этом году еще полмиллиона. Сколько из него вырастет, предугадать сложно, будем смотреть по факту», — говорит Пономаренко.
Популяция настоящей черноморской устрицы (Ostrea edulis), которая считалась одной из лучших в мире, была практически полностью уничтожена в ХХ веке хищническим промыслом и рапаной, случайно завезенной с Дальнего Востока в Черное море. С 1970-х годов такая устрица занесена в Красную книгу, вылов ее полностью запрещен.
До 2022 года предприятия Юга закупали спат устрицы в основном во Франции, однако затем прямые поставки прекратились. Морские фермеры вынуждены прибегать к параллельному импорту, чтобы закрыть потребности в мальке. Так, например, это делают крымские «Аква-Альянс» и «Марикультура». Краснодарская «Дивноморская Rakushka» резко сократила закупки французского спата – из-за усложнившейся логистики стоимость доставки существенно выросла.

Поделиться
Собственные устрицы и мидии «Дивноморская Rakushka» реализует в основном в своей сети ресторанов на берегу Черного моря // Фото: страницы предприятия в ВК.«Большие проблемы есть с поставками малька из Франции. Закупаем его в очень маленьком количестве, потому что существующие сегодня схемы завоза, делают его очень дорогими. Это нецелесообразно», — отмечает Александр Попов, который сегодня сосредоточился на производстве мидий.
Долгая логистика не только увеличивает затраты производителей, но и приводит к повышенному проценту гибели мальков в пути, говорит председатель Крымской ассоциации авакультуры Сергей Грищенко.
«Дело в том, что время жизни малька устрицы от питомника до коллектора, где он будет находиться на доращивании до товарных размеров, очень короткое. Так, при прямом авиарейсе Париж-Москва, когда доставка до Крыма длилась примерно трое-четверо суток, потери были от 40% до 70%, а сегодня при логистике через Турцию потери еще выше», – рассказывает Грищенко.
Других вариантов закупки спата у аквафермеров Юга немного. Часть хозяйств перешла на мальков дальневосточной дикой устрицы, другие — китайской. Помимо такой же сложной логистики, как и из Франции, у этих вариантов есть и другие минусы.
«Пробовали закупать у Дальнего Востока и Китая, оба эксперимента оказались неудачными. Во-первых, есть определенные юридические сложности с закупкой спата в Китае, во-вторых, еще более долгая транспортировка увеличивает потери. Дальневосточная устрица оказалась очень плохой по качеству», – рассказывает Денис Пономаренко.
О том, что дальневосточная устрица уступает по качеству французской, говорит и Сергей Грищенко. Эксперт отмечает, что в отличие от выведенной в питомнике, дикая устрица имеет периоды нересты, в которые худеет, а мясо ее может горчить.

Поделиться
Экспериментальный устричный питомник создали в 2023 году специалисты Института биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН, однако шторм уничтожил мальков // Фото: официальный сайт ИнБЮМТеоретически создать собственный устричный питомник можно и в России. В 2023 году специалисты Института биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН (ИнБЮМ) успешно отработали технологию полного цикла выращивания устриц из мальков гигантской устрицы Magallana gigas, завезённой с Дальнего Востока, в экспериментальном инновационном питомнике. Но ноябрьский шторм того же года уничтожил весь экспериментальный устричный спат, который располагался на доращивании в море. После гибели всей молоди в шторме, повторять эксперимент не стали.
«Технологии есть, нет рынка сбыта, который мог бы окупить затраты на создание устричного питомника. Несколько лет назад я разговаривал с представительницей одного из крупнейших французских питомников, она говорила, что вся Россия закупает у них не более 1% от того, что они выращивают. То есть потребности нашего рынка настолько невелики, что затраты на создание питомника – а они очень высокие – просто не окупятся. Это экономически нецелесообразно», — поясняет глава Крымской ассоциации аквакультуры.
Китайский демпинг и повышение НДС: двойной удар по российским устрицам
Сегодня Китай поставляет не только молодь для доращивания на крымских и кубанских фермах, но и готовых моллюсков в российские рестораны и магазины. Как отмечают производители, это негативно сказывается на бизнесе – потребители нередко предпочитают китайскую устрицу, которая зачастую дешевле в цене, чем местная.«Сейчас невысокий доллар, и на рынке много китайской устрицы, которая завозится по очень низким ценам. Это конкретно бьет по всем производителям. То есть мы с нашими ситуативными проблемами не можем задавать такую цену, как выдает Китай. Мы неоднократно писали в Правительство на тему заградительных пошлин, потому что так китайской устрицей можно убить все местное производство, которое только пытается подняться. Дальше у нас своего производства не будет, зато китайцы потом смогут делать, что захотят с ценами», — считает Владислав Шенявский.
Представители отрасли, которые еще не до конца восстановились от последствий шторма, переживают, что подняться им заново помешает не только конкуренция с Китаем, но и повышение налогов. В конце октября председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что устрицы не должны облагаться налогами по льготной шкале. Сегодня НДС на них составляет 10% вместо стандартных 20%, поскольку живые и охлажденные устрицы входят в перечень продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых сниженным НДС. Фактически это означает, что, если льготы уберут, фермы будут вынуждены поднять отпускную цену для потребителя.
«Речь идёт, как я понимаю, о том, чтобы поднять НДС на устрицы с 10 % до 20 % для всех — независимо от страны происхождения продукта. Формально налог вырастет и для китайского импорта, и для российского производителя. Но на практике это ударит прежде всего по нам. Получается, вместо защиты отечественного производителя мы получим обратный эффект», — считает Владислав Шенявский.
Производители надеются, что законодатели сохранят льготу для отечественных устриц и мидий или введут заградительные пошлины на импорт — иначе всё, что они с таким трудом восстанавливают после шторма, просто утонет в китайском демпинге.


