91 101 13

В условиях правового треугольника: как создают и развивают свой бизнес женщины на Северном Кавказе

2290
15 минут

Женщинам в СКФО приходится заниматься бизнесом, учитывая не только российские законы, но и национальные традиции и религиозные предписания. Чтобы успешно маневрировать между этими основами, местные бизнес-леди прикладывают немало усилий. Сегодня женщины на Северном Кавказе занимаются не только социальным предпринимательством — они открывают кафе, турагентства, медцентры и даже заходят в «мужские сферы». «Эксперт Юг» собрал удивительные истории представительниц женского бизнеса из Северной Осетии, Чечни, Дагестана и Кабардино-Балкарии.

В условиях правового треугольника: как создают и развивают свой бизнес женщины на Северном Кавказе

Награждение Ларисы Бекузаровой. // Фото предоставлено собеседницей
Поделиться

Социальные предвзятости в отношении женщин

«В этом регионе женщины сталкиваются с традиционными социокультурными ограничениями, которые могут затруднять создание и развитие бизнеса. Однако, несмотря на это, бизнес-леди на Северном Кавказе проявляет высокую степень упорства, находчивости и адаптивности, — говорит основатель ассоциации женщин-предпринимателей «Бизнес Леди» Александра Закирова. — Женщины на Кавказе часто основывают свой бизнес в областях, связанных с традиционными женскими занятиями, такими как текстильное производство, ремесла, образование и здравоохранение. Активно развивают туристическую отрасль. По гостеприимству им нет равных. Они активно участвуют в социальном предпринимательстве, создавая проекты, направленные на решение социальных проблем».

Эту же точку зрения высказывает и исполнительный директор регионального отделения по РСО-Алания общероссийской общественной организации МСП «Опора России» Этери Хохоева: «Можно смело сказать, что сегодня женское лицо - у социального предпринимательства. Это низкомаржинальный бизнес, туда не идут мужчины-предприниматели, туда не заходят какие-то крупные объединения. Эта ниша остается женщинам, которые, в том числе, вынуждены решать и какие-то свои личные проблемы, например, необходимость работать рядом со своим больным ребенком. Есть много разных проектов - это и инклюзивные театры, и работа с детьми-инвалидами, но все это, как вы понимаете, не является доходным делом и нуждается в целевой государственной поддержке».

Впрочем, Хохоева привела и другие примеры. В той же Северной Осетии есть как минимум две предпринимательницы, основавшие дело в сфере, которая традиционно считается мужской — АПК — и оно превратилось в успешный и развитой бизнес.

Закирова.jpg
Поделиться

Александра Закирова считает, что женщины-предприниматели на Северном Кавказе проявляют высокую степень упорства, находчивости и адаптивности. // Фото: iz.ru

Директор АНО «Женщины за развитие» в Чечне Либкан Базаева считает, что женщина может преуспеть в любой сфере, но везде будет сталкиваться с определенными ограничениями.

«Женщины тут существуют в условиях правового треугольника, в котором им приходится маневрировать. Он ограничивает их тремя плоскостями: первая - это законы РФ, вторая — национальные и местные традиции, законы неписаные, но очень важные, третья — религиозные, поскольку в регионах Кавказа живут в основном мусульмане. Если они смогут комбинировать эти три аспекта, то смогут вести и бизнес, — объясняет Базаева. — Для женщин нежелательна в принципе любая деятельность, которая может подвергнуться моральному осуждению. Мужчины-предприниматели в этом плане все же несколько более свободны. В отношении женщин так или иначе действуют некоторые социальные предвзятости, которые, впрочем, постепенно искореняются. Так, у нас в республике в определенное время существовало предубеждение насчет женщин за рулем, однако 6-8 лет назад ситуация изменилась, была оказана широкая социальная поддержка женщинам-водительницам и сейчас этот пережиток в прошлом. Это лишь один из примеров. Против женщин в бизнесе в целом нет никаких общественных предубеждений, могут быть только частные случаи, связанные с со взглядами конкретной семьи. В целом же женский бизнес никак не противоречит роли женщины как хозяйки и хранительницы домашнего очага, потому что он в какой-то мере из этого очага и происходит. Все, что делает женщина, она делает для семьи. Современные условия жизни таковы, что у мужчины далеко не всегда получается в одиночку всецело экономически обеспечить семью».

«Искала женщину, чтобы с ней заговорить»

Ярким примером женщины-предпринимателя, чье дело выросло из необходимости заботиться о семье, является Малика Донхаева, живущая в Ачхой-Мартане и владеющая небольшим, но одним из самых успешных заведений республики в сфере общепита. В 29 лет в ожидании пятого ребенка она осталась вдовой.

Донхаева.jpeg
Поделиться

Малика Донхаева планирует запустить онлайн курсы и написать книгу. // Фото предоставлено собеседницей

«Надо было что-то делать. У меня всю жизнь была любовь к кулинарии, и я решила начать с того, что уже умею. Подтолкнуло еще то, что сын попал в больницу. Все время просил шаурму, покупала ему, но приходилось ездить в определенное место - вместе с дорогой выходила заметная сумма. И тогда подумала, может стоит самой этим заняться. У нас в Ачхой-Мартане тогда такое не продавалось. Я увидела одну узбечку, которая работала в киоске, хотела попросить ее меня научить. Я очень стеснительная от природы, специально искала именно женщину, думала мне с ней психологически легче будет заговорить. Ходила туда-сюда вокруг этого киоска, а подойти так и не смогла. Попросила сестру договориться с ней за меня. В итоге я привезла эту женщину, в свой маленький ларечек и после двухчасового мастер-класса начала сама готовить, поначалу было очень страшно оставаться одной, потому что очередь выстроилась в тот же день, но на второй день без проблем начала готовить для своих первых гостей. Несколько лет все было довольно плавно, вкладывала много, получала мало, но я знала, что так будет при запуске. Я очень много училась - и кулинарии, и в целом управлению ресторанным бизнесом», — делится впечатлениями Малика Донхаева.

Сегодня кафе Exclusive Achkhoy маленькое, но востребованное заведение: 20 посадочных мест, кухня на 16 квадратов, но все процессы выстроены так, что блюда подаются своевременно, а меню максимально разнообразное. «Я знаю как понравиться своему гостю, развить в нем гастрономическую грамотность, поменять его стереотипное мышление, показав на деле, что на маленькой площади заведение может и должно быть вкусным, качественным и на уровне больших ресторанных групп» — говорит собеседница.

Лучшее подтверждение ее словам — заполненные столики: заведение популярно не только среди жителей Ачхой-Мартана, но и близлежащих городов. При этом в рекламу не вложено ни копейки: «сарафанное радио» работает так хорошо, что в кафе специально приезжают полакомиться необычными десертами. Особым предметом гордости Малики Донхаевой является то, что она на сегодня - единственный представитель Чеченской республики в Федерации ревизоров гостеприимства (ФЕРЕГО).

Однако расширяться Малика не планирует: «Главным образом из-за необходимости управлять командой, это одна из наиболее сложных сторон лично для меня. Это связано отчасти с моими личностными особенностями, но еще и с общим менталитетом — тут все друг друга знают, многие состоят в родстве и очень тяжело бывает человеку указать на его ошибку или потребовать чего-то».

Вместо этого Донхаева хочет заниматься наставничеством других стартапов. За время успешной работы ее заведения к ней не раз обращались за советом и консультацией. Когда запросов стало очень много, Малика подошла к вопросу системно, и теперь выступает как консультант по развитию ресторанного бизнеса, а также обучает поваров. Изюминка ее собственного кафе - кондитерская продукция, вполне достойная прославленных шоколатерий.

Донхаева2.jpg
Поделиться

Малика Донхаева особенно гордится кондитерской продукцией, которую изготавливают в кафе Exclusive Achkhoy. // Фото предоставлено собеседницей

«Несколько раз проводила курсы по кондитерским изделиям и приготовлению суши, ко мне приезжали люди из других регионов России, и даже из-за границы - из Норвегии, Австрии. Сейчас работаю в основном “на выезде”, сама приезжаю в кафе или ресторан и уже на их кухне обучаю их сотрудников. В ближайшее время планирую запустить онлайн курсы и написать книгу, идею которой я вынашиваю уже несколько лет. Поскольку я человек очень стеснительный и не медийный это очень сильно затянулось», — рассказала собеседница.

«Много раз падала, но всегда поднималась»

Совсем другая история у Маржанат Ибрагимовой из Дагестана. Она из тех, кого называют прирожденными предпринимателями. Свое первое дело она начала еще в 90–х, приватизировав универмаг в Кизляре: «Сама очень люблю красивые вещи и не жалела сил, чтобы ассортимент был именно таким. На закупки ездила за рубеж, в Эмираты - покупателям нравилось, дело хорошо пошло». Но деятельная натура Маржанат постоянно заставляла ее пробовать совершенно новые сферы, так что вскоре она открыла частный медцентр.

«Тогда частные клиники были делом редким, фактически, в республике это началось как раз с меня. Я немало сил потратила на то, чтобы подобрать состав врачей. Лучшие медики из Махачкалы вели у нас прием, люди приезжали со всей республики. Параллельно с медицинскими услугами я запустила услуги по уходу за внешностью и здоровьем для женщин - сауна, парикмахерская и так далее. Сейчас это называется спа-центрами. Помню, мужчины тогда даже у штуку меня спрашивали: “Якубовна, тут все для женщин, для мужчин бывает хоть что-то?”. Это была моя цель - предоставить женщинам лучшие услуги по уходу за собой», — делится предпринимательница.

Исмаилова.jpeg
Поделиться

Свое первое дело Маржанат Ибрагимова начала еще в 90–х. // Фото предоставлено собеседницей

Позже Ибрагимовой предложили приобрести базу отдыха на берегу моря - и за это дело она тоже с энтузиазмом взялась, благодаря чему сейчас «Кизлярская Лагуна» стала одним из самых популярных мест отдыха в республике.

«Наверное, это было самым сложным в моем опыте бизнеса. С людьми, в сфере услуг и сервиса, работать сложнее всего, это сильно выматывает. Сейчас я хочу немного перепрофилировать услуги базы отдыха - ориентироваться на людей 65+ которые захотят приезжать на срок, превышающий стандартный отпуск. Знаю, что на это есть запрос. Подумываю даже сделать что-то вроде санатория, без профильных врачей, но с набором восстановительных услуг вроде физиотерапии, тем более что отдыха в организации таких процессов у меня немаленький. А сама после хочу переключиться на новый вид бизнеса — птицеводство. Кстати, в этой сфере работают одни мужчины, а я женщина — так что интересно будет. У меня все в моей жизни определяется этим интересом, я не умею сидеть сложа руки, мне нужно что-то делать, затевать, развивать. Мне нравится созидать», — признается владелица медцентра.

Со стороны, глядя на эту хронологию бизнес-предприятий, кажется что Маржанат все давалось почти играючи. И лишь она сама знает, чего стоит успех в каждой из этих сфер: «Женщинам сложно бывает, надо больше прикладывать усилий, больше убеждать, есть много недоверия. Но я всегда работала, не покладая рук, много раз на колени падала - всегда поднималась. Не жила без кредитов практически, под 19% их порой брала, но результат был - и это придавало мне сил».

«Доказывала не словом, а делом»

Лариса Бекузарова из Северной Осетии — еще одна женщина, не побоявшаяся зайти в «мужскую сферу» Много лет она успешно развивает агрохолдинг «Мастер-Прайм. Березка».

«Агрохолдинг - название красивое, а на самом деле за этим стоит очень тяжелый и далекий от эстетики труд, — рассказывает Бекузарова. — Сельское хозяйство сфера сложная - и год от года становится только сложнее. В 2002 году мы действовали как молочный комбинат, но вскоре возник вопрос того, где получать по настоящему качественное сырье, пришла мысль о создании собственной сырьевой базы. В 2007 году появилась предусмотренная нацпроектом возможность восстановления обанкротившихся хозяйств - и мы ею воспользовались, взялись за колхоз, занялись животноводством. Именно мы первыми ввезли в Россию знаменитую французскую породу коров монбельярд, которая была выведена специально для создания на основе ее молока элитных и редких сортов сыра. Это было сложно даже с организационной точки зрения - эта порода в отечественном реестре не значилась. Но мы приложили максимум усилий и у нас получилось. Я с городостью могу сказать, что имено мы являемся оригинаторами этой порды в России, это записано в селекционные достижения страны. И конечно, мы достигли своей главной цели - сейчас всю продукцию производим только из своего молока. Более того - сами же производим и корма. Ассортимент очень широкий, постоянно над этим работаем, правда сеть наших магазинов пока действует только в пределах Северной Осетии».

Но, как часто бывает у таких людей, как Лариса Бекузарова, только лишь этим не ограничивается, сейчас ее захватило новое направление - агроэкотуризм: «В селе Дзуарикау нашли хорошее место и сейчас строим там три дома. Один, на 100 квадратов, уже сдан, в июле должны быть готовы и два других. Там мы принимаем гостей, они отдыхают и пробуют продукцию. Сейчас мы приступили к строительству сыроварни, где, помимо прочего, планируем давать мастер-классы. Это пользуется очень большим спросом, людям нравится узнавать, как это делается».
На эту тему
Ольга Ермаченко, "Сад Радости": Настоящий "левша" из сказки мог родиться только в России
Поделиться

Как говорит Бекузарова, в ее деле самым сложным было - доказать, что сможет. И на это ушел добрый десяток лет. «Я окончила сельхозакадемию имени Беляева в Иваново, прожила там восемь лет. Самая я из села, все это мне не чуждо, дома, у семьи было хозяйство, всегда была корова и я хотела непременно вернуться домой, в Осетию и начать тут свое дело. Могу сказать, что вот это первое время после возвращения было самым сложным. У нас в республике особая ментальность, люди верят только тому, что видят своими глазами. В Осетии ни на кого не произведешь впечатления одним лишь словом, без дела. Поэтому мне приходилось все доказывать своим трудом, чтобы в меня поверили и начали относиться серьезно. Но я никогда не встречала каких-то особенных преград из-за того, что я женщина. Меня никто не воспринимал именно как женщину - пусть может для кого-то это обидно, но я этому рада, рада, что ко мне относились как к предпринимателю, как к профессионалу. Тем более, что характер у меня довольно жесткий - могу отругать, могу высказать что-то. Но иной раз могу и, глядя мультик, заплакать, — смеется Бекузарова. — А вообще - преодолевать сложности в моей натуре, возможно потому и получается хорошо. Мне нужно все время чем-то заниматься, без дела я скучаю. Вот, запуск проекта с агроэкотуризмом как раз результат того, что мне стало скучно и захотелось какой-то новизны».

«Красивый женский бизнес» у подножья гор

А вот Надежда Галиуллина из Терскола (КБР), которая также является членом ассоциации «Бизнес-леди», занимается вполне «женским», творческим делом, она - владелица творческой мастерской «Керамика на Эльбрусе». Но и тут нужно было грамотно выстроить бизнес-модель, учитывая, что Терскол - село маленькое, проживает там официально чуть больше тысячи человек, а студия Надежды по своему уровню продукт вполне «столичный».

«Началось все с изготовления домашней косметики, а точнее - с мыловарения. То, что поначалу было увлечением, стало востребованным, так что встал вопрос о выходе на маркетплейсы. Вместе с мылом я решила предлагать и керамические мыльницы. До этого лепкой не увлекалась, но решила научиться, прошла специальные курсы. Постепенно меня это так увлекло, что керамика уже стала выходить на первый план. Теперь это превратилось в полноценную студию, в которой мы организовываем мастер-классы по лепке, а также живописи, там же, как дополнение, функционирует небольшой магазин с косметикой. В планах - нанять сотрудников, поскольку сама я уже не могу справляться с таким количеством рабочих задач. Ну и, конечно, продажа керамики на маркетплейсах в больших объемах. Мы используем литье в формы, так что, к примеру, один человек за рабочий день сможет сделать 20-30 кружек. Никакого особенного оборудования тут не нужно, масштабироваться довольно просто, в основном все будет зависеть от спроса», — рассуждает бизнес-леди из Кабардино-Балкарии.

Отдельным направлением стала студия, в которой люди могут изготовить персональные, индивидуальные вещи по своему вкусу.

Галиуллина3.jpeg
Поделиться

Надежда Галиуллина создала успешный бизнес в маленьком селе в Кабардино-Балкарии. // Фото предоставлено собеседницей.

«В отличие от классических творческих студий мы не ведем набор групп на курсы, — объясняет Галиуллина. — Терскол - маленькое село, так что наша целевая аудитория, конечно, не местные а туристы, которых сейчас приезжает очень много. Поэтому мастер-классы организуем гибко. Это востребовано, люди чаще всего приезжают компаниями или семьями, с детьми. Кто-то катается и ходит на трекинг, а кто-то нет, они могут развлечь себя тут, сделать своими руками памятный сувенир. Недостатка в желающих нет».

По мнению Галиуллиной, в маленьких населенных пунктах сейчас свое дело сейчас открыть гораздо легче, нужно только грамотно использовать преимущества: «В больших городах высока конкуренция. Та же керамика - явление не уникальное, в крупном городе пришлось бы состязаться в привлечении клиентов со множеством других студий. А тут мы одни, все необходимое у нас есть, мы заметны, остается только работать над качеством процессов, создавать атмосферу для гостей. Кстати, вот тут, возможно, вступает в игру пресловутый “женский подход”. Женский и мужской ум разнятся - не интеллектуально, а психологически. Женщины как-то больше заточены на творчество, они могут “падать в процесс”, могут много времени тратить на созидание - и мы такие возможности даем. Впрочем, среди наших гостей хватает и мужчин. Чаще всего, конечно, приходят в составе групп, но им все равно это в удовольствие, очень интересно попробовать».

Истории разные, но объединяют этих женщин общие качества - деятельный характер, взвешенный подход и внимание к организации процесса. С этой точки зрения они вполне оправдывают характеристику, которую Этери Хохоева дала в ответ на вопрос о том, есть ли вообще такое понятие, как «женский бизнес», тем более на Северном Кавказе: «Бизнес любит порядок. Если у женщины в голове порядок - то же будет и в бизнесе, если порядка нет, бизнес скоро закончится. Если срабатывает какая-то женская интуиция в бизнесе, то это, наверное, хорошо, это, возможно, дополнительное преимущество, однако по своему опыту могу сказать, что в первую очередь бизнес - это система, в которой все должно действовать слаженно и иметь ясную структуру. Важно умение это организовать вне зависимости от пола. Тем более, когда доходит до масштабирования, это вообще уже перестает быть делом одного человека, а превращается в работу команды».
0
5
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .