
Дмитрий Григоренко заявил о необходимости перевести все государственные сервисы на «Госуслуги». // Фото: Стоян Васев
Интеграция государственных сервисов на единой платформе
В настоящее время на портале «Госуслуги» представлено около 1,6 тыс. услуг. Из-за столь большого количества пользователю становится трудно разобраться в этом перечне и найти решение актуальной для него проблемы. В связи с этим в правительстве РФ видят две основные задачи сегодня.«Основная задача — это объединение услуг по тематическому принципу. По сути, мы занимаемся их пакетированием в комплексный продукт под названием «жизненная ситуация». Мы связываем в одну жизненную ситуацию — например, переезд в другой регион или выход на пенсию — 15–17 отдельных госуслуг. Такой подход существенно повышает эффективность, — уверен Дмитрий Григоренко. — Другой тренд — перевод разрозненных государственных услуг на единую платформу, когда каждое ведомство в пределах своих функций развивает собственную линейку сервисов: налоговых, таможенных, судебных, лицензионных и так далее».
Вице-премьер отметил, что для удобства пользователей необходимо перевести все государственные сервисы на платформу «Госуслуг» и собрать их под одной иконкой на экране монитора.
При этом в дальнейшем с госуслугами могут быть интегрированы и сервисы банков или маркетплейсов.
«Но только при условии, что они выступают частью цепочки действий, которые пронизывают ту или иную жизненную ситуацию как ее обязательные атрибуты. Покупку газировки вряд ли можно к этому отнести», — добавил руководитель аппарата правительства.
Если говорить о предложении сделать единым окном входа на маркетплейсы портал «Госуслуги», как ранее сообщали СМИ, то, по словам Дмитрия Григоренко, такой вариант сейчас действительно рассматривается для продавцов товаров, но пока решение не принято.
Перевод данных в цифровой формат
Как отметил Дмитрий Григоренко, сейчас государство ведет работу по двум направлениям: обеспечение работы с большими обезличенными данными и наборы госданных для развития сервисов на базе искусственного интеллекта.
В первом случае речь идет о расширении возможности по обмену информацией с бизнесом.
«Это будет дорога с двусторонним движением: бизнес по запросу государства будет делиться своими данными, а государство по запросу бизнеса — своими, — подчеркивает вице-премьер. — Акцентирую внимание, что данные будут передаваться в обезличенном виде. Это очень важный момент — соответствующие изменения были внесены в федеральный закон «О персональных данных» в 2024 году».
Во втором случае формирование и обмен данными — важное условие развития и внедрения технологий ИИ не только в госуправлении, но и в повседневной жизни: чем больше данных будет в обороте, тем больше прорывных решений и возможностей применения искусственного интеллекта мы получим.
Если говорить о биометрии в качестве единого ID — то этот вопрос пока еще прорабатывается. Задача государства — предоставить возможность использования данного идентификатора всем желающим. Поэтому биометрия должна стать комфортным и быстрым дополнительным способом получения услуг.
Сегодня в России действует единая государственная, сертифицированная службами безопасности защищенная система, в которой хранятся биометрические данные больше 3 млн человек. Эти люди в рамках нормативной базы в любой момент могут отозвать согласие через портал «Госуслуги».
Борьба с кибермошенничеством
В новом законе о кибермошенниках предусмотрено около 30 мер, которые охватывают наиболее распространенные схемы обмана россиян. Одна из них — обязательное автоматическое определение входящих звонков от организаций. На экране телефона будет высвечиваться не номер, а наименование организации, чтобы сразу было понятно, звонит представитель банка, либо сотовый оператор или же это подозрительный вызов.Также вводится обязательный интервал между сообщениями при смене пароля на портале «Госуслуги». Он составит 10-15 минут, после которых пользователю придет код для подтверждения действия.
Помимо озвученных мер одобрен запрет на звонки через мессенджеры для госорганов и сотрудников банков и самозапрет на телефонные спам-обзвоны и СМС-рассылки, в том числе для банков. Кроме этого, пользователи теперь могут самостоятельно, установив самозапрет, оградить себя от международных звонков. Как известно, мошенники зачастую находятся за территорией РФ, либо используют иностранные номера.
При этом Дмитрий Григоренко констатирует, что универсальных правил, как побороть мошенничество, не существует. Многое здесь зависит от самого человека и его внимательности.
«Цифровая гигиена в России пока остается слабым местом. Многие начинают задумываться о ней только после того, как столкнутся с проблемами. Поэтому важно с детства объяснять, что данные, размещенные в интернете, могут быть украдены. Мы, в свою очередь, стараемся сделать все возможное, чтобы обеспечить безопасность цифрового пространства. И законопроект — это один из инструментов», — комментирует вице-премьер.
Регулирование работы маркетплейсов
Длительное время идет работа над рамочным законопроектом, посвященным регулированию работы маркетплейсов. Это связано с тем, что они занимают сегодня более 50% рынка онлайн-торговли, и принимать поспешных решений в этом вопросе не стоит. Задача правительства при создании регулирующего механизма — гарантировать защиту интересов граждан, но при этом не навредить самим цифровым платформам.«Наш законопроект затронет несколько ключевых аспектов. Первое — отношения продавцов и маркетплейсов. Второе — отношения покупателей и цифровых платформ. Третье — доставка товаров. Четвертое — урегулирование споров или претензий со стороны покупателей. Пятое — отношения маркетплейсов и пунктов выдачи заказов», — объяснил Дмитрий Григоренко.
Он также рассказал, что после вступления закона в правительстве будут анализировать полученный эффект и, в случае необходимости, вносить изменения, которые будут максимально соответствовать реальным потребностям граждан и рынка.