фото: md-gazeta.ru
Напомним, что власти Дагестана и Чечни вели работу по установлению административной границы между республиками с начала 2019 года. В июне на границе республик между Шелковским районом Чечни и Кизлярским районом Дагестана появился дорожный знак «Чеченская республика. Шелковской район». 10 июня 2019 года жители Кизлярского района снесли его, заявив о том, что «Чечня присвоила территорию Дагестана». После чего на границу приехали сотрудники «Росгвардии» вместе со спикером парламента Чечни Магомедом Даудовым и поставили его обратно. В этот же день вечером жители Дагестана вышли на протест, в ходе которого были задержаны 15 человек.
При этом Хизри Шисхаидов высказался с критикой по поводу того, что Магомед Даудов приехал восстанавливать дорожный знак с охраной и военной техникой: «Единственное, что нам не нравится в этой ситуации, если даже этот кусок земли, о котором идет речь, принадлежит Чеченской Республике, а он на самом деле принадлежит Чеченской Республике, не стоило сюда подтягивать вооруженных людей и демонстрировать силу. Такие действия только обостряют отношения».
В свою очередь, Магомед Даудов назвал снос дорожного знака провокацией, а действия властей Чеченской Республики законными. Кроме того, он заявил, что дагестанские власти сами обратились с просьбой об установлении границ к Чечне. «Скажу еще больше. Инициатива по уточнению административной границы между нашими субъектами исходила не от нас, а как раз от руководства Дагестана. А когда мы согласились, создали комиссию, представили все необходимые документы, с нами почему-то не хотят работать. И ответ всегда один и тот же — мы не готовы, — прокомментировал г-н Даудов агентству «Интерфакс».
Ситуацию на границе республик прокомментировал и пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков. «Там вроде есть решение об отсрочке, поэтому Москва в данном случае не вмешивается. Мы, безусловно, очень внимательно следим за этим вопросом», — сказал журналистам он.
По словам заместителя главного редактора дагестанской газеты «Черновик» Магомеда Магомедова, конфликт связан с непрозрачностью определения границ между Дагестаном и Чечней. «Обществу не разъясняют, как будут проводиться границы, какие земли останутся за Дагестаном, а какие за Чечней. Поэтому дагестанцы боятся, что спорные территории без обсуждения могут просто отойти к Чечне. Кроме того, еще в феврале 2019 года спикер парламента Чечни Магомед Даудов заявлял, что именно этот участок, где произошел конфликт, будет передан Чечне взамен на другой равноценный участок, – говорит журналист. – Установлен знак при этом действительно на участке Чечни, но прилегающие участки и сама дорога находятся на балансе Дагестана, и чеченские власти должны были согласовать его установку с Министерством Дагестана, но они этого не сделали».
О том, что эта территория принадлежит Чечне, заявили и дагестанские, и чеченские власти, поэтому конфликт связан не с фактическими действиями, а с тем, что, во-первых, вблизи границ республик до сих пор существуют нерешенные конфликты, во-вторых, власти перестали открыто обсуждать ситуацию с границей, в-третьих, недавние протесты из-за определения границы между Ингушетией и Чечней ассоциируются с закрытыми решениями без согласования жителей, считает старший научный сотрудник РАНХиГС Константин Казенин (занимается исследованиями по Северному Кавказу).
«Вопрос о согласовании административной границы между Дагестаном и Чечней, так или иначе, решать было нужно. Там действительно есть несогласованные участки, хотя речь не идет о заметных и тем более ощутимых участках и территориальных потерях обеих республик. Это рутинная работа. Но понятно, что после событий в Ингушетии дагестанские власти отнеслись серьезно к этому вопросу, чтобы не возникало какого-либо недопонимания. Еще зимой была создана комиссия, куда вошли чиновники и общественники. Начался процесс согласования, а потом наступила пауза в этом деле, власти перестали публично говорить о работах по границе. Это вызвало определенную напряженность. На фоне этой паузы возник этот конфликт, — говорит эксперт. — Кроме того, вблизи дагестано-чеченской административной границы есть нерешенные вопросы, включая вопрос о восстановлении Ауховского района Дагестана (прим. ред: район в Дагестане, где традиционно проживают чеченцы, в районе не раз происходили конфликты на национальной почве). На этом фоне любые события, подобные появлению дорожного знака, воспринимаются достаточно остро».
Напомним также, что в октябре 2018 года в Ингушетии прошли массовые протесты из-за определения границы между Чечней и Ингушетией. Согласно решению руководства двух республик, небольшой участок Сунженского района Ингушетии отошел Чечне, а аналогичный по площади участок Надтеречного района Чечни – Ингушетии. Жители Ингушетии требовали пересмотра границ, так как они не были согласованы с местным сообществом. Депутаты Народного собрания республики подали иск в Конституционный суд РФ, но суд назвал процедуру определения границ законной.