98 106 14

Внешнеторговый оборот Кубани: взрывной рост импорта и осторожный — экспорта

3137
9 минут

Внешнеторговый оборот Краснодарского края в 2022 году вырос на 10% по сравнению с прошлым годом. Кубань ведет тесное торгово-экономическое сотрудничество с Китаем, Турцией, Египтом, Белоруссией и другими странами. При этом регион по-прежнему удерживает свои позиции в топ-3 российских экспортеров продукции АПК, уступая лишь Московской и Ростовской областям.

Внешнеторговый оборот Кубани: взрывной рост импорта и осторожный — экспорта

Фото: Эксперт Юг
Поделиться
В Новороссийской Торгово-промышленной палате состоялся круглый стол «Трансформация ВЭД Кубани: логистика, партнеры, расчеты», авторитетные спикеры отрасли собрались обсудить внешнеэкономический оборот края.

Эксперты утверждают, что в минувшем году в Краснодарском крае преобладал импорт, при этом экспорт остался на прежнем уровне. Такая расстановка во внешнеэкономической деятельности не выгодна ни краю, ни стране. Решением этой проблемы поможет расширить географию поставок грузов за счет Южной Америки и Африки. Существенную помощь может оказать субсидирование и льготное кредитование предприятий МСП, в том числе небольших логистических компаний, а также более ясная работа законодателей по изменениям в таможенном регулировании.

Нюансы господдержки экспорта Кубани

Как считает Юлия Ростовикова, вице-президент Новороссийской торгово-промышленной палаты, основные проблемы местного бизнеса во внешнеторговой деятельности и, соответственно, пути их решения лежат в сферах логистики, перевозок и перевода денег.

«С российского рынка ушли крупнейшие мировые контейнерные операторы и перевозчики — необходимо налаживать новые связи и выстраивать новые логистические маршруты, соответственно, возросла стоимость перевозки и сопутствующих процедур. Бизнес, конечно, пытается обойти санкции, а западные страны — вскрыть и заблокировать посреднические схемы. Чем это закончится, пока неизвестно. Поэтому нашим предпринимателям приходится учиться жить и работать в новых условиях.

На этом фоне уровень активности во ВЭД малого и среднего бизнеса напрямую связан с текущей ситуацией. Когда нет четкого понимания, как ты будешь исполнять договорные обязательства, желание заключать контракты¸ тем более внешнеторговые, снижается естественным образом. И, тем не менее, мы не наблюдаем массового сворачивания бизнеса ни среди членов Новороссийской ТПП, ни в бизнес-сообществе Новороссийска в целом. Предпринимательская смекалка только расцветает в условиях неопределенности.

ТПП.jpg
Поделиться
Юлия Ростовикова, вице-президент Новороссийской торгово-промышленной палаты. // Фото: Эксперт ЮГ

Проблема здесь есть в другом. Несмотря на активную популяризацию всех мер поддержки в СМИ, информированность предпринимателей о предоставляемых льготах, субсидиях и компенсациях, тех кто действительно обращается за поддержкой, увы, не так и много. Есть те, кто до сих пор не верит в то, что господдержка результативна и реальна, хотя положительных примеров получения помощи в развитие бизнеса достаточно», — отметила Юлия Ростовикова.

Также замглавы палаты рассказала, что Торгово-промышленные палаты России, в том числе Новороссийска, активно развивают международное сотрудничество.

«В нашем арсенале и зарубежные представительства ТПП РФ, и международные деловые советы, и комитеты по ВЭД, действующие практически при всех палатах, и большой спектр экспертных услуг для участников внешнеэкономической деятельности.

ТПП России каждый год разрабатывает рекомендации по вопросам, связанным с глобальными трендами внешнеэкономической деятельности, импорта и экспорта, мерам государственной поддержки, направленными на снижение влияния санкций на отечественный бизнес, таможенным администрированием и сертификацией товаров, ввозимых по параллельному импорту, ситуацией с оплатами по внешнеторговым контрактам, страхованием рисков участников ВЭД и другим. Активно работает над расширением пакета цифровых услуг по поддержке российских производителей, желающих выйти на международные рынки.  Формы такой поддержки включают поиск и подбор потенциальных партнеров, проверку надежности контрагентов, предоставление маркетинговой и аналитической информации для компаний, консультации по различным вопросам ведения бизнеса и внешнеторговой деятельности.

Наша главная задача сейчас в этом направлении — содействовать предпринимательской инициативе в развитии деловых связей и продвижении отечественных товаров в России и за рубежом. Для этого ТПП организует деловые миссии и переговоры b2b, вот недавно новороссийское предприятие по линии ТПП РФ участвовало в такой миссии в Индии. Мы оказываем услуги по сопровождению контрактов, поверке контрагентов, экспертизе качества и безопасности товаров и продуктов. ТПП — это достаточно мощный ресурс, объединяющий бизнес, надо пользоваться всеми возможностями, которые мы предоставляем», — акцентировала Юлия Ростовикова.

По мнению Владислава Есина, руководителя представительства АО «Российский экспортный центр» в Краснодарском крае, экспорт из Кубани даже в условиях жестких санкций остался почти в прежних объемах.

«Все дело в ориентированности грузов. И в прежние годы и сейчас практически все поставки осуществляются на Ближний Восток и в Юго-Восточную Азию. Необходимо расширять деятельность экспортеров Кубани и на другие страны. Да, рынки других государств имеют свои специфические особенности, которые зачастую и отпугивают российские компании. Наш центр может оказать существенную практическую поддержку, так как имеет 12 представительств за рубежом и 16 в регионах России, — отмечает эксперт. — Самый главный наш инструмент — онлайн-платформа "Мой экспорт". Уже в 2025 году экспортеры будут совершать все операции через эту платформу. Кстати, государственные субсидии можно получить только через нее».
Есин.jpg
Поделиться
Владислав Есин, руководитель представительства АО «Российский экспортный центр» в Краснодарском крае. // Фото: Эксперт Юг

Экспорт Кубани традиционно прирастает благодаря продукции агропрома. Владислав Есин озвучил рекомендации, которые позволят облегчить экспортные процедуры еще на выходе.

«Если говорить о сельхозпродукции — то желательно оформлять сертификаты соответствия техусловиям стран-получателей. Без этого документа компании не смогут торговать, к примеру, халяльными продуктами в арабских странах, — пояснил глава краснодарского представительства АО «Российский экспортный центр». — Также убедительно прошу регистрировать товарные знаки до отправки даже образцов своих товаров. Иначе их попросту украдут, иностранцы могут зарегистрировать их у себя и за выкуп прав потребуют большую сумму денег или эксклюзив на продажу в стране на невыгодных условиях».

Замдиректора «Центра поддержки экспорта» Краснодарского края Инна Гулак рассказала, что только за прошлый год организация вывела на экспортную деятельность 69 субъектов малого и среднего бизнеса, объем их внешнеторговых операций с 26 странами составил более 58 млн долларов.

«Всего же в минувшем году экспортной деятельностью занимались 2534 предприятий, что на 49% больше, чем в 2021 году. Объем поставок из Краснодарского края в зарубежные страны в денежном выражении составил свыше 8,2 млрд долларов. Больше всего поставок было в Турцию, ОАЭ, Израиль, Египет, Иран и еще ряд стран», — сообщила Инна Гулак.

Новые лидеры логистики

«Статистика по Новороссийскому порту по контейнерным перевозкам за 2022 год депрессивная — провал по экспорту, рост по импорту. В этом году по перевалке контейнеров зафиксирован взрывной рост импорта, прогнозы по экспорту, на фоне сдержанного роста, пока очень осторожные, — рассуждает директор по маркетингу логистической компании «Рускон» (ГК «Дело») Дмитрий Кутателадзе. — До февраля 2022 года более 80% грузооборота приходилось на глобальные игроков, сегодня их доля снизилась до 15%. В лидеры выходит корейская Sinokor Merchant Marine, которая раньше считалась нишевой. Очень высокий рост показали турецкие перевозчики, увеличив свой показатель с 19% до 38%. У российских компаний суммарный результат по стране — 28% , по Новороссийску — 0,3%. Также появился новый вид игроков — региональные перевозчики из дружественных стран — Китая, Индии и Персидского Залива. Сейчас они занимают 19% рынка».

По словам спикера, из-за увеличения грузопотока в порт Новороссийска оказались загруженными железные и автомобильные дороги. При этом с ростом импорта и сокращением экспорта высвобождается много контейнеров, количество которых значительно выросло на терминалах. Перевозчики готовы предоставлять на контейнеры на выгодных условиях, но есть ограничения по географии доставки.

Дмитрий Кутателадзе уверен, что уже сейчас стоит расширять список стран, задействованных в перевозках из Новороссийска.

«Надо обратить внимание, прежде всего, на Южную Америку и Африку, но из минусов — доставку грузов там в основном осуществляют глобальные компании на своих условиях. Нам надо создавать собственные логистические решения, стыковать импорт и экспорт через мультимодальные площадки, оптимизировать маршрутную сеть морских сервисов. Здесь выиграют крупные компании-перевозчики, которые могут предложить комплексные решения по доставке грузов по конкурентной цене», — заключил эксперт.

Путаница в законодательстве и финансовые риски

Юрист, консультант ТПП в сфере таможенного законодательства Михаил Шавернев отметил, что сегодня существуют серьезные трудности при оформлении документов на экспортируемые и импортируемые грузы.

«Значительно возросло число судебных споров с Федеральной таможенной службой РФ, только в моей практике суммы исчисляются сотнями миллионов.
Законодатели постоянно вносят изменения и поправки в нормативные документы, которые непонятны не только экспортерам и экспедиционным компаниям, но и самим таможенным службам. Проблема в том, что законодатели не идут на контакт с бизнес-сообществом, с юристами, общественниками и не разъясняют суть изменений и формы документального оформления, — подчеркивает юрист. — Много судебных разбирательств происходит из-за экспедирования грузов, когда они либо не доходят до получателя, либо застревают в портах, либо возвращаются обратно или вовсе пропадают».

Михаил Шавернев порекомендовал экспортерам внимательно изучать договоры перед их подписанием, потому что многим изначально непонятна степень ответственности их партнеров. Плюс, не стоит забывать, что соглашения необходимо заключать непосредственно с транспортно-экспедиционными компаниями, а не просто с агентами, которые по сути являются лишь посредниками и не несут ответственности за результат.

Соловьев.jpg
Поделиться
Дмитрий Соловьев, начальник отдела корпоративного бизнеса дополнительного офиса «Краснодар» ББР Банка (АО) в Краснодарском крае. // Фото: Эксперт Юг

Дмитрий Соловьев, начальник отдела корпоративного бизнеса дополнительного офиса «Краснодар» ББР Банка (АО) в Краснодарском крае, оценивая финансовые риски, констатировал, что с началом СВО наша страна столкнулась с беспрецедентным объемом санкций недружественных стран и привычные, так называемые «твердые» валюты - доллар США и евро, в которых ранее велись расчеты по большинству контрактов, стали «токсичными». Все чаще стали возникать задержки или вовсе блокировки при прохождении переводов, поэтому, чтобы продолжать работу российскому бизнесу пришлось перестроиться на расчеты в национальных валютах: китайских юанях, японских йенах, турецких лирах и других «мягких» валютах. Да, они более волатильны, но переводы в них ходят куда более стабильно.

«Западные страны ввели санкции в отношении целого ряда крупных федеральных банков, заблокировали для них работу международной системы платежей SWIFT. В этой связи бизнесу стало гораздо сложнее осуществлять платежи с иностранными контрагентами. Нам приходится оперативно реагировать на меняющуюся конъюнктуру, наряду с системой SWIFT, которой наш банк продолжает активно использовать, в платежах активно задействуем и иные платежные системы  СФПС и CIPS, — сообщил эксперт. — Важный совет для бизнеса — нужно выбирать банки, имеющие широкую корреспондентскую сеть за рубежом. Таким российским банкам известно, где риск блокировки минимален. Мы оперативно реагируем на изменения и находим решения для обеспечения непрерывной деятельности клиентов, благодаря прямой широкой сети банков-корреспондентов по всему миру, мы можем проводить валютные платежи стабильно и быстро в самых популярных на сегодня валютах, общее количество которых – 14. И мы продолжаем развивать наши продукты для участников внешнеэкономической деятельности, системно улучшаем наши онлайн сервисы для этого направления. Кроме этого, мы непрерывно расширяем портфель валют для охвата расчетов в большем количестве стран. В ближайших планах ББР Банка – выстраивание партнерских отношений с банками стран БРИКС. На финальном этапе согласования находятся расчеты в Бразильских реалах и Дирхамах ОАЭ».

Дмитрий Соловьев рекомендовал на первом этапе выбора банка сделать небольшой тестовый платеж, чтобы убедиться, в том, что контракт будет обслуживаться по всей цепочке прохождения платежей, а также резюмировал, что все задачи, которые стоят сегодня перед бизнесом, решабельны.

Генеральный партнер мероприятия: АО «ББР Банк»

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .