Дом в Ростове, который будут ремонтировать волонтеры //фото из группы проекта
Поделиться
— Как появилась идея провести фестиваль в Ростове?
— Мне, как жителю Ростова, небезразлично, что происходит с архитектурой нашего города. В Петербурге я услышала, как Андрей Кочетков, идеолог проекта, рассказывает об этом фестивале. Я решила, что Ростову «Том Сойер Фест» точно не помешает. Я тогда жила в Петербурге, но потом вернулась в Ростов и подумала, что нужно продолжить фестиваль здесь. Это такая личная боль, которая очень давно копилась, и вот наконец-то она во что-то вылилась. Я связалась с организаторами, и у нас начала собираться ростовская команда: кого-то мы приглашали, кто-то приходил сам. Вся эта подготовка шла последний год.
— Кто входит в вашу команду?
— У нас в команде архитекторы, историки, реставраторы, краеведы, журналисты, представители власти, а также ребята-активисты из организации «Мой фасад», которые занимаются сохранением исторического наследия. В нашей команде — люди, которые неравнодушны к этой проблеме и пытаются как-то рефлексировать на эту тему.
Поделиться
Лариса Двойных //фото из личного архива Л. Двойных
— Как выбирали дом, который планируется привести в порядок в Ростове?
— Мы долго мучились с этим, но в итоге нашли дом на улице Обороны. Дело в том, что есть несколько обязательных критериев, которым должен соответствовать дом, чтобы принимать участие в проекте. Он не должен быть объектом культурного наследия, не должен быть аварийным, а жильцы не должны быть против работ. Эти три условия оказалось очень сложно совместить в одном доме. У нас были варианты, но где-то выяснялось, что дом признан аварийным, где-то жильцы не были настроены на диалог. А дом на улице Обороны отвечает всем критериям, это прекрасный выбор для нашего проекта: он в хорошем состоянии, там сохранившийся при постройке кирпич, а жильцы нас поддерживают и готовы помогать.
— Кто будет ремонтировать дом?
— Работы будут вестись силами волонтеров. Мы принимаем всех — выдаем каски, защитные очки. Но на площадке обязательно будут находиться профессиональный реставратор либо строитель, они будут контролировать ход работ. А стать волонтерами могут все желающие, для этого достаточно прийти на площадку.
— Когда начнутся работы?
— Конкретной даты пока нет, думаю, в конце июля-начале августа мы уже приступим к работам. Закончить мы хотим до наступления холодов: в октябре уже рано темнеет, ну и на площадке уже находиться будет не совсем комфортно.
— Чем примечателен дом, который вы будете восстанавливать в Ростове?
— Когда мы выбрали дом на Обороны, то еще не знали его истории, но потом покопались в архивах и выяснили, что в этом доме жила еврейская семья. Первым владельцем дома — с 1870 по 1909 гг. — был московский купец Исай Давидович Хацман. И одна из дочерей этого еврейского купца Ревекка потом стала первой леди Израиля: она вышла замуж за Хаима Вейцмана, который стал впоследствии президентом Израиля.
— Кто сейчас живет в этом доме?
— Дом находится в частной собственности, там живут две семьи. Приятные люди — мы с ними постоянно в контакте.
— Кто предоставит стройматериалы и инструменты волонтерам?
— Спонсоры. Первый у нас уже появился — это компания Kärcher, которая выдает нам свое оборудование для первичной очистки кирпича водой под высоким давлением. Нам также помогает компания МТС, которая, кстати, очень активно поддерживает «Том Сойер Фест» по всей стране. Переговоры с другими спонсорами еще идут, ожидается, что это будут строительные магазины, производители стройматериалов.
Поделиться
Дом в Ростове, который будут ремонтировать волонтеры //фото из группы проекта
— Какие еще работы планируются в доме?
— После очистки кирпича, если какие-то из них не удастся отмыть, будет механическая очистка. Далее идет заделка межкирпичных швов, обработка укрепляющим составов. Это позволит кирпичам не разрушаться далее под воздействием осадков. Планируем также очистить все архитектурные детали, и в мечтах у нас — реставрация деревянных окон. Два окна уже, к сожалению, заменены на пластиковые, насчет трех деревянных сейчас пытаемся договориться с жильцам и ищем спонсоров, которые могли бы нам в этом помочь.
— Будет ли у фестиваля продолжение в Ростове?
— Если мы успешно справимся с первым домом и поймем, что людям это нужно, то хотим двигаться дальше. Как Самара, которая уже четвертый год подряд ремонтирует здания. У нас пока тоже очень хороший отклик.
— Как вы оцениваете ситуацию с историческими зданиями в Ростове?
— Плачевно и больно, когда все это разрушается: архитектурные детали, исторические материалы. Историческая среда просто уничтожается. К сожалению, никто не видит потенциала в этом. А если бы восстановить исторический Ростов, это бы привлекло сюда большой туристический поток. Каждый исторический дом хранит в себе много интересных историй. Хотелось бы, чтобы наша история, наша память сохранились.
Новости о фестивале в Ростове можно узнавать в группе проекта в фейсбуке.