Ваш город: ,
84 99 12

«Возвращение к нормальной реальности»: как открытие аэропорта в Краснодаре повлияет на экономику Кубани

1112
7 минут

Аэропорт Краснодара открыл небо для самолетов спустя 3,5 года после приостановки рейсов. Возобновление авиасообщения разгрузит автотрассы и железную дорогу, оживит деловую активность и увеличит миграцию населения на Юг. Событие способно поднять заполняемость кубанских отелей на 15-20% за год и принести в экономику региона не меньше 1,5-2 млрд рублей за полгода.

«Возвращение к нормальной реальности»: как открытие аэропорта в Краснодаре повлияет на экономику Кубани

Воздушное пространство на Юге постепенно открывают // Фото: пресс-служба Администрации Краснодарского края
Поделиться
Закрытый аэропорт ощутимо сдерживал деловую активность в регионе. Открытие воздушной гавани означает повышение частоты деловых поездок, активизацию бизнес-контактов и наращивание инвестактивности. При этом возобновление грузоперевозок пока будет менее активным, чем пассажирских, полагают эксперты.

Самолет встречали хлебом и солью

Лайнер Airbus A321 авиакомпании «Аэрофлот» летит из Москвы три часа 45 минут вместо прежних двух и приземляется в столице Кубани в 10:25. На борту полная посадка — 184 пассажира. В Краснодаре их уже ждет целая делегация. Гостей встречает казачий ансамбль с хлебом и солью, губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев и мэр Краснодара Евгений Наумов. В аэропорту Краснодара приземлился первый за 3,5 года пассажирский рейс.

«Это событие переоценить очень сложно. Мы ждали открытие аэропортов и в Краснодаре, и в Геленджике, и теперь воздушное сообщение в этих городах возобновлено. Краснодарский край – регион больших возможностей. А Краснодар – краевой центр, место культурной, спортивной, деловой и политической жизни. Теперь город, в котором проживают 1,6 миллиона человек, начнет снова жить этой активностью», — заявил Вениамин Кондратьев.

Количество внутренних и международных направлений планируют увеличивать // Фото: пресс-служба Администрации Краснодарского края
Поделиться
Количество внутренних и международных направлений планируют увеличивать // Фото: пресс-служба Администрации Краснодарского края

В этот же день из Краснодара отправился первый международный рейс. Тоже с полной посадкой. 86 пассажиров улетели в Стамбул авиакомпанией «Азимут».

Сейчас открыты продажи на рейсы из Краснодара в Москву, Санкт-Петербург, Красноярск, Екатеринбург, Новосибирск, Уфу, Казань. Доступны билеты на международные рейсы в Стамбул, Ереван, Дубай, Самарканд, Тбилиси и Анталью. Количество направлений планируют увеличивать.

Аэропорт заработал со второй попытки

Режим ограничения полетов в аэропорту длился 1301 день. Все это время воздушная гавань поддерживала высокую степень готовности к возобновлению работы. Для этого Правительство выделило 3,9 млрд рублей субсидий за три года.

На первом этапе график рейсов будет ограничен с 9:00 до 19:00. Продолжительность рейсов на Юг выросла из-за необходимости облетать закрытые воздушные зоны.

Напомним, аэропорт Краснодара был закрыт в феврале 2022 года после начала специальной военной операции на Украине. Вместе с ним закрыли еще 10 аэропортов Юга и центральной России. Краснодар стал третьим город, где воздушная гавань возобновила работу. В мае 2024 года открылся аэропорт Элисты, а в июле 2025 года — аэропорт Геленджика.

Отметим, что аэропорт возобновил работу со второй попытки. В 2023 году Вениамин Кондратьев заявил, что решение о запуске может быть принято после проведения тестового полета 15 декабря, однако тогда небо над Краснодаром так и не открыли. Как писали «Известия» со ссылкой на анонимные источники, тогда Минобороны РФ дало отрицательный отзыв на возобновление работы краснодарского аэропорта.

Режима ограничения полетов в аэропорту длился 1301 день // Фото: пресс-служба Администрации Краснодарского края
Поделиться
Режим ограничения полетов в аэропорту длился 1301 день // Фото: пресс-служба Администрации Краснодарского края

«На самом деле это возвращение к нормальной реальности.Это очень ожидаемое событие. В принципе его ждали с момента закрытия аэропорта. И даже вызвавшая разочарование неудачная попытка запустить объект в прошлом году говорит о большой потребности в работе этого аэропорта на Юге», — говорит исполнительный директор Краснодарского института экономики роста им. Столыпина П.А., профессор Александр Полиди.

Закрытый аэропорт ощутимо сдерживал деловую активность в регионе. Для бизнеса и власти открытие воздушной гавани означает повышение частоты деловых поездок, активизацию бизнес-контактов и наращивание инвестактивности. Открытие аэропорта снимет ограничения на посещение крупных деловых мероприятий, выставок, конференций и конгрессов. Ведь раньше на дорогу в Краснодар из Москвы нужно было потрать около суток на поезде.

«Не все контакты можно заменить онлайн-встречами. В инвестиционном и деловом процессе важно доверие, которое через камеру завоевать сложно».

До закрытия «Пашковский» был девятым аэропортом по пассажиропотоку в стране. В 2021 году объект обслужил 5 млн человек.

По самым грубым подсчетам, только за полгода экономика Кубани сможет получить от открытия «Пашковского» не меньше 1,5-2 млрд рублей прямого экономического эффекта за счет прогнозируемого пассажиропотока 500 тыс. человек, говорит Александр Полиди.

Отельеры ждут роста турпотока, а девелоперы — переселенцев из Сибири

Открытие аэропорта в Краснодаре способно увеличить загрузку отелей в регионе на 15-20% в ближайшие месяцы и в среднем по году. При особо интересных условиях для гостей гостиницы могут рассчитывать поднять заполняемость на 30-35%, рассказал «Эксперту Юг» председатель экспертного совета Ассоциации отельеров АМОС Дмитрий Богданов.

«Отельеры Краснодара уже в ожидании роста туристического потока. Начало работы аэропорта — важный этап в восстановлении транспортного сообщения между Югом России и городами нашей страны, а также другими странами. Конечно, сразу все не восстановится, работа займёт не один месяц, но первый шаг сделан. Мы с коллегами уже обсудили возможные шаги по возобновлению бизнес-туризма, организации вместе с партнёрами некоторых событий, которые помогут быстрее привлечь туристов в Краснодар и в другие города Юга. Нужно обновить событийный календарь города и края, а отельерам — готовить и озвучивать предложения к Новому году, а также предложить партнерам интересные и выгодные предложения по MICE-сегменту», — заявил Дмитрий Богданов.

Событие может оказать влияние и на оживление инвестиционных проектов, которые были на паузе, однако это не быстрый процесс и открытие аэропорта вряд ли можно назвать решающим фактором в этом вопросе, добавляет Александр Полиди.

Открытие аэропорта снимет ограничения на посещение крупных деловых мероприятий // Фото: пресс-служба Администрации Краснодарского края
Поделиться
Открытие аэропорта снимет ограничения на посещение крупных деловых мероприятий // Фото: пресс-служба Администрации Краснодарского края

Запуск авиасообщения улучшит транспортную доступность, значительно разгрузит автомобильные трассы и железную дорогу.

«С момента закрытия аэропорта пробки на побережье приобрели глобальный характер. А РЖД фактически работали на пределе возможностей», — отмечает Александр Полиди.

Эксперты жду и увеличения притока населения в Краснодар после открытия аэропорта. По данным Гильдии риелторов России, около половины жилья в Краснодаре покупают люди из других регионов, которые переезжают сюда или приобретают здесь инвестиционную недвижимость. Желающих перебраться на Юг из Сибири, Дальнего Востока и центральной России тормозило закрытие аэропорта. Так, если на 1 января 2022 года население Краснодара за 12 месяцев увеличилось на 163,6 тысяч человек, то на 1 января 2023 года — только на 17,6 тысяч человек.

Открытие аэропорта — мощный импульс для всех отраслей, говорит Александр Полиди.

«У девелоперов однозначно вырастет клиентский поток, у отельеров тоже. У ритейлеров объем продаж соответственно пойдет вверх».

Грузоперевозки возобновятся медленнее пассажирских

Вероятно и возвращение компаний, которые использовали авиатранспорт для доставки, например, продуктов категории «ультрафреш» со сроком хранения до 3-5 дней и срочных бизнес-отправлений, отмечает Александр Полиди. 

Директор краснодарской компании «Вик-Тур», которая занимается организацией премиального туризма, Виктория Ерина подтверждает спрос на перевозку.

«Для компаний нашего профиля важно, чтобы мелкие и срочные грузы можно было отправлять именно из Краснодара, а не везти в Москву или Минеральные Воды. Это документы, рекламные материалы, сувенирная продукция, иногда специализированное оборудование. В таких случаях авиадоставка экономит и время, и нервы».

По словам Ериной, открытие вернёт удобство для бизнеса и сократит сроки доставки товаров в регион.

«Многие компании были вынуждены перестраивать логистику через Ставрополь или Ростов, что увеличивало логистическое плечо и сроки. Теперь грузы снова смогут поступать напрямую, а это упростит работу не только для туристического сектора, но и для торговли, медицины, сельского хозяйства».

Однако возобновление грузоперевозок пока будет менее активным, чем пассажирских, полагает эксперт. В этой сфере вряд ли что-то кардинально изменится, за исключением доставки грузов, которые безальтернативно доставляются авиационным транспортом. При этом перспектива развивать аэропорт, как промежуточный хаб, не только пассажирский, но и грузовой, есть.
На эту тему
«Сегодня авиарейсов не будет»: почему открытие аэропорта Элисты вызывает много вопросов
Поделиться

«Грузоперевозки на авиационном транспорте дорогие, поэтому объем их использования гораздо более скромный, по сравнению с автомобильным транспортом и железной дорогой. Авиатранспорт используют, если надо доставить эксклюзивные материалы или технику издалека. Кроме того, авиаперевозки ограничены инфраструктурными возможностями аэропорта и огромными проблемами у грузовых авиаперевозчиков страны. Сейчас строится новый аэровокзальный комплекс «Пашковского», там наверняка будут современные решения в грузоперевозках и серьезно увеличится пропускная способность грузового сообщения», — говорит Александр Полиди.

Доставка авиатранспортом всегда дороже, но для клиентов бизнес-класса время, скорость и прогнозируемость порой дороже денег, отмечает представитель «Вик-Тур».

«Авиаперевозки дают клиентам в первую очередь скорость и прогнозируемость. Доставка станет быстрее и надёжнее, — говорит Виктория Ерина. — Нельзя сказать, что авиаперевозки будут дешевле автотранспорта, но в сегменте срочных грузов это всегда выгоднее: время дороже денег. Для транспортных компаний открытие создаст новые возможности, но и потребует гибкой тарифной политики».
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .