По мнению начальника СКЖД Сергея Задорина (слева), конференция «PRO//Движение.Юг» позволяет в открытом диалоге услышать мнения партнеров и найти общие точки роста.// Фото пресс-службы компании
«Апрель 2021 года показывает, что экономика быстро восстанавливается. В отдельные дни мы осуществляем отгрузку в объемах 3,7 млн тонн — это рекордный показатель. Постепенно мы выходим на объемы докризисного 2019 года. И сегодня наша главная задача — сделать так, чтобы железнодорожный транспорт не стал сдерживающим фактором развития экономики. Для этого мы выводим из резерва технику, инвестируем в развитие инфраструктуры, чтобы обеспечить растущие объемы грузоперевозок. Однако мы понимаем, что в одиночку, только силами дороги, с такой масштабной задачей не справиться. Это возможно только в тесном взаимодействии всех заинтересованных сторон», — заявил заместитель гендиректора – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Алексей Шило, обращаясь к участникам транспортно-логистической конференции «PRO//Движение.Юг», которая состоялась в конце минувшей недели в МВЦ «МинводыЭКСПО».
Конференция, как главная региональная коммуникационная площадка в сфере развития жд-перевозок проходила в популярном сейчас гибридном формате (офлайн+онлайн) и собрала в общей сложности более 500 участников.
Развитие инфраструктуры подстегивает рост
По словам начальника СКЖД Сергея Задорина, им такие встречи позволяют в открытом диалоге услышать мнения партнеров, найти общие точки роста, в которых можно добиться лучших результатов. «Железнодорожный транспорт первым ощущает на себе, как дышит экономика, как она развивается. Последние события вносят серьезные коррективы в нашу работу. Однако мы готовы к новым вызовам и делаем все возможное для повышения качества и конкурентоспобности наших сервисов», — заверил глава СКЖД.
Готовность дороги отвечать на вызовы времени доказывает реализация инфраструктурных проектов: объем инвестиций в модернизацию инфраструктуры растет ежегодно. Так, в 2021 году он составит порядка 31 млрд рублей — на 1,5 млрд больше чем в 2020 году. «Из предусмотренной на этот год суммы почти половину — 13 млрд рублей — инвестируем строительство вторых путей по направлению к портам Азово-Черноморского бассейна, — объяснил Сергей Задорин. — Для нас это одно из приоритетных направлений. Так, только за минувшие три года на полигоне СКЖД было построено 240 км вторых путей. В текущем году в наших планах ввод вторых путей общей протяжённостью 50 км на участке Тихорецкая — Козырьки».
Развитие СКЖД инфраструктурных мощностей обеспечило неуклонный рост переработки грузов в портах Азовского и Черного морей. В частности, за последнее десятилетие среднесуточная выгрузка в портовых терминалах выросла на 67,5% и превысила 4,4 тыс. вагонов.
По оценкам гендиректора Ростовского морского мультимодального порта (РММП) Рената Ниазбаева. в 2020 году грузооборот морского порта Ростова-на-Дону составил 16 млн тонн в год и тенденция к росту сохраняется. Однако инфраструктурные возможности соседней станции Заречная ограничены. «В июле мы запускаем новый терминал мощностью до 3 млн тонн, который позволит нам принимать вагоны с зерном. Пока такой груз к нам доставляется автотранспортом или по воде. После запуска терминала доля жд-перевозок в общих поставках сельхозпродукции у нас составит 60%. Мы рассказали об этом руководству СКЖД. Нас услышали, готовы идти навстречу в решении инфраструктурных задач», — отметил топ-менеджер.
Вице-президент по логистике Группы НЛМК Сергей Лихарев считает, что без синхронизации объемов перевозок и развития инфраструктуры невозможна эффективная работа всех участников рынка. «Свежий пример такого взаимодействия — комплекс инвестиционных мероприятий НЛМК, РЖД и Туапсинского морского торгового порта под рост объемов отгрузки на 1 млн тонн стали в год с Липецкой площадки, — сообщил Лихарев. — НЛМК совместно с РЖД реализует проект реконструкции станций Чугун-2 и Казинка. В ходе проекта РЖД увеличивают пропускную способность на подходах к порту, прежде всего, на участке Энем-2 – Кривенковская, а порт реализует собственную инвестпрограмму, направленную на увеличение объема перевалки черных металлов».
Транзитный коридор и вера в контейнеры
На конференции в Минводах Сергей Задорин отметил актуальность развития транзитных перевозок по международному транспортному коридору «Север-Юг» через Азербайджан: «Для этого нам необходимо перевести на переменный ток участок Дербент — Самур в Дагестане. Сейчас ведем проектно-изыскательные работы. Железнодорожная логистика через Азербайджан может составить достойную конкуренцию морским перевозкам и быть привлекательной для грузоотправителей с прилегающих к этому маршруту Северо-Кавказской, Юго-Восточной и Приволжской магистралей».
В беседе с журналистами в кулуарах форума начальник СКЖД Сергей Задорин подчеркнул, что высоких результатов можно добиться только совместными усилиями железной дороги и всех сторон, заинтересованных в развитии грузоперевозок по стальной магистрали. // Фото пресс-службы СКЖД
Еще один актуальный тренд — рост объемов и развитие контейнерных перевозок. По словам руководителя Северо-Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Аллы Сканцевой, в первом квартале введены новые направления курсирования контейнерных поездов со станции Новороссийск до пунктов Шувакиш, Жигулевское Море, Селятино, Сборная-Угольная, Кресты и Ростов-Товарный, а также со станции Ростов-Товарный на станцию Сборная-Угольная. «При этом со станций СКЖД в 19 направлениях проследовало 126 контейнерных поездов, — уточнила Сканцева. — С появлением новых видов упаковки и специализированных контейнеров, предприятия Юга активно наращивают перевозку своей продукции. Нишу контейнерных перевозок занимают удобрения, химикаты, зерно, растительные масла. Всего в первом квартале 2021 года со станций СКЖД отправлено более 23 тысяч контейнеров с ростом год к году на 8%».
Как заявил на форуме глава операционной логистики холдинга «ЕвроХим» Сергей Тимофеев, сейчас объемы отгрузок компании составляют порядка 20 млн тонн различных грузов. «Мы взаимодействуем с железной дорогой и портами, используем сервисы "Грузовой экспресс" и "Движение по расписанию". Наши покупатели хотят получать грузы точно в то время, — пояснил Тимофеев. — Инвестировать в развитие инфраструктуры и перераспределить часть перевозок своих грузов в пользу жд-транспорта мы будем готовы с учетом расширения возможностей для поставки продукции в контейнерах. Если для погрузки-разгрузки навалочных грузов требуются различные процессы и оборудование, то контейнеры с этой точки зрения универсальны».
На правах рекламы.