На Юге "Яндекс Лавка" конкурирует как с федеральными, так и с местными сервисами доставки еды. Фото: "Яндекс Лавка"
Поделиться
Как сообщается в презентации франшизы дарксторов «Яндекс Лавки», площадь магазина-склада должна составлять не менее 250 кв. м. Объем инвестиций в один даркстор – от 2 млн рублей, паушальный взнос (платеж владельцу франшинзы) – от 500 тыс. рублей в год. Окупаемость такого бизнеса «Яндекс Лавка» оценивает в полтора года. Товарооборот одного объекта должен составить 10-15 млн рублей в месяц, роялти – до 5% от этого объема. Перечень возможных к продаже товаров включает в себя продукты питания, в том числе собственной торговой марки, готовую еду, цветы, горячий кофе и товары для дома.
Это уже не первая попытка «Яндекс Лавки» запустить франшизную модель. В 2021 году такой формат тестировался в Иркутске, где управление дарксторами было передано местной ГК «Янта». В данный момент сеть «Яндекс Лавки» включает в себя более 500 дарксторов.
Примечательно, что у других участников рынка собственных франшиз по доставке нет. В лидирующем в этой сфере «Самокате» объясняли это необходимостью тщательной работы с имиджевыми рисками.
«Самокат» – это уже известный во многих городах бренд, даже в тех, где сервис не работает. Крупному бренду с огромной финансовой поддержкой и командой не нужен франчайзинг для благополучного развития. Вдобавок, продажа франшиз – это обязательное появление проблем. Новые партнеры могут не соблюдать ряд принципов компании, допускать ошибки, которые негативно сказываются на бренде «Самокат». Это вряд ли нужно компании, репутация которой сейчас безупречная», — комментировали этот вопрос в компании.
По данным рейтинга Infoline E-Grocery Russia Top, в третьем квартале 2023 года сервис «Яндекс Лавка» занимал пятую строчку по оборотам. В первой тройке оказались такие участники рынка онлайн-торговли, как «Самокат», «Сбермаркет» и «ВкусВилл».
«Партнерами могут стать ИП, работающие с пунктами выдачи»
Руководитель агентства BeProduct Азамат Исянчурин отмечает, что на рынке Юга «Яндекс Лавке» придется конкурировать с рядом федеральных игроков. Среди них «Самокат», «ВкусВилл» («Сгоряча»), «Перекресток» (Vprok.ru), «Пятерочка», «Магнит» и Ozon. А также с локальными компаниями – в частности, в Краснодаре это «Антей», «Бронибой», «Табрис», а также «Патрик и Мари». И с сервисами подписки на еду, как правило в сфере здорового питания – Level Kitchen, My Food, «Пора есть», Eda23, «Шефмаркет» и прочими.
Поделиться
Азамат Исянчурин считает, что желающие воспользоваться франшизой "Яндекс Лавки" на Юге будут. Фото: предоставлено собеседникомПо словам эксперта, на фоне других озвученных «Яндексом» регионов запуска франшизы именно Краснодарский край входит в топ-3 по объемам рынка доставки еды.
«Наибольшее число дарксторов в Краснодаре уже сейчас принадлежат сервисам доставки «Самокат» и «Яндес Лавка», которые делают акцент на минимизацию времени пути от склада до клиента – у них он занимает порядка 15-30 минут», — рассказал Азамат Исянчурин.
По его мнению, запуск франшизы обусловлен желанием менеджеров «Яндекс Лавки» быстро масштабироваться на рынке, а Юг в этом смысле является весьма перспективным.
«Южные субъекты являются лидерами в рейтингах онлайн-потребления. Это точно наиболее благодатные регионы для расширения онлайн-бизнеса. В Краснодарском крае большой вклад в объемы вносят курортники, заказывающие на маркетплейсах товары длительного хранения – макароны, консервы, масло, соки в пакетах и так далее», — пояснил Азамат Исянчурин.
Потенциальных партнеров по франшизе у «Яндекс Лавки», по его мнению, в Ростове-на-Дону и Краснодаре достаточно много. Прежде всего, это ИП, которые освоили формат работы с различными пунктами выдачи – Ozon, Wildberries и т.д. А также предприятия, специализирующиеся на производстве свежей готовой еды.
«Однако дарксторы в первую очередь ориентированы на продажу продуктов. И в этом смысле требования к недвижимости в этой сфере даже ниже, чем в случае с пунктами выдачи. Это могут быть подвальные или полуподвальные помещения – например, в жилых комплексах. Которые нетрудно найти даже в оживленных частях города», — считает Азамат Исянчурин.
«На Юге силен потребительский патриотизм»
Учредитель отраслевого издания «Продукт Медиа» Михаил Лачугин добавил, что «Яндекс Лавка» делает ставку на города-миллионники с высокой покупательской способностью, а также молодой аудиторией, готовой пользоваться онлайн-сервисами.
«Основной риск для «Яндекс Лавки» связан с большим количеством конкурентов – южные города представляют большой интерес для всех участников этого рынка. Поэтому важно провести правильную аналитику покупательской способности, учесть все локальные нюансы. Потому что даже очень эффективная федеральная матрица далеко не всегда работает в регионах – везде есть свои особенности», — рассказал аналитик.
Спецификой Юга является большое количество местной фермерской продукции, а также локальных брендов.
«В Краснодаре и Ростове силен потребительский патриотизм. Зачастую люди предпочитают покупать понятные для них товары местного производства, а не товары под федеральными брендами», — резюмировал Михаил Лачугин.