
Проблемы с работой мессенджеров на юге России начались ещё вечером 20 октября // Фото: freepik.com
Поделиться
Мессенджеры поставили на паузу
Детекторы сбоев зафиксировали проблемы в работе Telegram и WhatsApp (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена) в понедельник, 20 октября, около 20:00 по московскому времени. Примерно в это же период произошёл глобальный сбой на облачной платформе Amazon Web Services, который привёл к неполадкам в работе десятков сервисов по всему миру. Через несколько часов оба мессенджера возобновили работу, но затем вновь «легли» 21 октября.Во вторник проблемы в работе Telegram и WhatsApp зафиксировали дважды. Первый пик массовых жалоб пользователей пришёлся примерно на 13:00, второй произошёл в районе 21:00. По данным сервиса Downdetector, об ограничениях доступа к Telegram за сутки сообщили около 4,5 тысячи пользователей, доступа к WhatsApp – почти 2,5 тысячи. Чаще всего на проблемы жаловались жители Краснодарского края и Ростовской области – сервисы «висли» и не открывались, сообщения нельзя было получить и отправить даже при проводном интернете. Мобильный интернет также работал с перебоями.

Поделиться
Второй пик жалоб пользователей во вторник сервисы зафиксировали в районе 21:00 по московскому времени // Фото: скриншот с сайта DowndetectorВ среду детекторы сбоев продолжили фиксировали проблемы в работе WhatsApp в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Ставрополе и Сочи. Поступали и жалобы на работу Telegram в городах Краснодарского края, Адыгеи, Ростовской и Волгоградской областей.
«Общение внутри бизнеса и в формате партнёрского и клиентского бизнеса всегда ведётся в первую очередь через WhatsApp и Telegram, поскольку новым мессенджером Мах не все пользуются. Последние два дня, когда на юге России фиксируются сбои, коммуникация очень сильно хромает, все бизнес-процессы тормозятся. Благо электронная почта ещё работает, это выручает, хотя оперативность утрачивается», – говорит генеральный директор маркетинговой компании Facecom Александр Ильяшенко.
В компании «Мегафон» ситуацию с нестабильной работой мессенджеров «Эксперту Юг» не прокомментировали, в МТС на запрос на момент публикации также не ответили. ТАСС со ссылкой на «ряд компаний сотовой связи» сообщил, что сбои в работе Telegram и WhatsApp на юге России не связаны с блокировкой доступа операторами связи.
И снова Роскомнадзор
Ряд СМИ, в частности Forbes, опубликовали предположения, что за сбоями стоит Роскомнадзор, а ограничения связаны с тестированием ведомством нового варианта блокировки звонков в мессенджерах. В пресс-службе Роскомнадзора «Эксперту Юг» объяснили сбои в работе Telegram и WhatsApp частичным ограничением работы мессенджеров для противодействия преступникам в соответствии с материалами правоохранительных органов.«По данным правоохранительных органов и многочисленных обращений граждан, иностранные мессенджеры Telegram и WhatsApp стали основными сервисами, используемыми для обмана и вымогательства денег, вовлечения в диверсионную и террористическую деятельность российских граждан», – сообщили в пресс-службе ведомства.
В Роскомнадзоре отметили, что неоднократно направлявшиеся требования о принятии мер противодействия владельцами мессенджеров проигнорированы.
Это не первый случай, когда Роскомнадзор прибегает к введению ограничений в работе мессенджеров. В середине августа в ведомстве заявили, что ввели частичное ограничение звонков в Telegram и WhatsApp, поскольку они стали основными голосовыми сервисами, используемыми для обмана и вымогательства денег, вовлечения в диверсионную и террористическую деятельность российских граждан.
После этого звонить по мессенджерам стало фактически невозможно – голосовые вызовы срывались сразу после соединения или даже до него. 21 октября ряд СМИ сообщил, что якобы звонки в Telegram и WhatsApp вновь стали поступать, однако в Роскомнадзоре сообщили, что решений об отмене ограничений не принималось. Об этом написал Интерфакс.
22 октября заместитель руководителя Роскомнадзора Олег Терляков в рамках форума «Спектр-2025» заявил, что мера по ограничению голосовых вызовов в иностранных мессенджерах оказалась эффективной: это позволило уже в первый месяц сократить количество звонков мошенников на 40%.
По состоянию на сентябрь мессенджеры Telegram и WhatsApp продолжают оставаться лидерами на российском рынке. По данным технологичной исследовательской компании Mediascope, месячный охват аудитории WhatsApp в России составляет 96,5 млн человек старше 12 лет, Telegram – 90,9 млн, а среднесуточный – 82 и 68 млн соотвественно. Мессенджером Max пользуются почти вдвое меньше россиян – 41,8 млн, при этом среднесуточный охват составляет только 14,3 млн.
Бизнес не уйдёт в соцсети
Ограничения, накладываемые Роскомнадзором, напрямую влияют на бизнес из сферы маркетинга, креативных индустрий и консалтинга, а также на различные компании B2С. Генеральный директор сервиса IP-телефонии «Плюсофон» Павел Кондратьев считает, что в маркетинге возможна смена рекламной площадки с мессенджеров на сервисы ВК.«Сбой может влиять на бизнесы, использующие в своей работе телеграм-боты и рассылки по WhatsApp. Для безопасности маркетинга я бы рекомендовал подключать к работе рассылки и ботов ВКонтакте – всё-таки 76% населения РФ являются пользователями этой соцсети и её мессенджера», – советует Павел Кондратьев.

Поделиться
Александр Ильяшенко отмечает, что функционал популярных мессенджеров соцсети не заменят // Фото предоставлено собеседникомГенеральный директор маркетинговой компании Facecom Александр Ильяшенко отмечает, что соцсети не смогут заменить по своему функционалу мессенджеры.
«В ближайшее время мы не ожидаем никаких изменений до момента, пока не заблокируют полностью Telegram и WhatsApp. Но даже если их блокировка всё же состоится, мы уверены в том, что аудитория мессенджера Max будет существенной. Там рекламные инструменты будут гораздо больше, и работать они будут более эффективно», – предполагает эксперт.
Подобного мнения придерживаются и другие эксперты. Экономист, эксперт в области трансформации управления и оптимизации бизнес-процессов на стыке финансов, HR и логистики Илья Блинов отмечает, что информационные потоки, которые компании длительное время выстраивали в Телеграм и WhatsApp, в складывающихся условиях должны найти новую платформу для сохранения их эффективности.
«Как и любое изменение, ограничения в работе мессенджеров замедляют определенные рабочие, технические процессы. Скорость принятия управленческих решений замедляется. Всё это не сказывается на развитии бизнеса», – отмечает Блинов.
* Принадлежит компании Meta, признанной в РФ экстремистской.