— За последние 50 лет все прорывные технологии в железе уже сделаны, поэтому основные события разворачиваются на поле ИТ и автоматизации сельхозтехники, помощи работнику в управлении машинами. На этих аспектах мы и сконцентрированы в первую очередь. Конструкция новой техники должна чётко отвечать потребностям наших клиентов, прежде всего российских, с их особенностями растениеводства. У нас есть огромные поля с высокой урожайностью. Поэтому предъявляются достаточно большие требования к производительности отдельных единиц техники.
Вы видите, что наши тракторы высокого класса. То же самое и с комбайнами. Мы стремимся занять нишу высокопроизводительных машин, характерных для российского рынка, и ответить на этот запрос, что у нас, в принципе, неплохо получается, особенно в машинах будущего поколения на новой платформе.
Будущее за унификацией техники, что позволит снизить номенклатуру запчастей, упростит и, что важно, удешевит ремонт машин и отдельных агрегатов. При этом более тщательная отработка технологии производства повысит её надежность и долговечность. Мы пойдём с одинаковым диаметром барабанов, двумя видами роторов, линейкой двигателей и ГСТ, которые в разном сочетании позволят нам из компонентой базы создавать разные агромашины. По сути, это ответ на вызов времени, и необходимость новых решений продиктована рынком.
— Какие основные отличия вашей сельскохозяйственной техники вы могли бы подчеркнуть?
— Общие схемы машины у всех примерно одинаковые, и они должны выполнять поставленные задачи. Но есть сотни нюансов, которые видят в первую очередь профессионалы, у каждого производителя свои ноу-хау.
Мы, например, используем молотильные барабаны наибольшего диаметра 800 миллиметров — на 200 миллиметров больше, чем у конкурентов, крупнейшие в мире. Это важная особенность наших машин и серьёзное преимущество. Не буду углубляться в технические тонкости, но диаметр барабана позволил максимально увеличить угол охвата подбарабанья — до 130 градусов. Если сравнивать с аналогами, то площадь сепарации у этой модели выше, а ещё геометрия обмолота протяжённая и плавная, что выгоднее — зерно практически не повреждается, а сепарация достигает 95 процентов.
Второе направление развития разворачивается на поле информационных технологий. У нас машины давно автоматизированы и продолжают совершенствоваться в плане возможностей, надёжности и удобства софта. Они управляются по CAN-протоколу и позволяют считывать многие параметры, управлять ремонтом, эксплуатацией техники, собирать информацию о возделываемых полях, следить и организовывать агрономический цикл на предприятии.
Если говорить о софте, то конечно, наша гордость — РСМ Агротроник. Это ядро наших систем электронных опций, система точного земледелия, которая объединяет бортовые системы и программное обеспечение в одну платформу.
Третье направление вытекает из автоматизации — это беспилотное вождение. Ни для кого не секрет, что с точки зрения рабочей силы на селе есть большие вопросы, и на уровне правительства они поднимаются. Дефицит кадров есть во всех отраслях, но «на земле» он особенно чувствуется. Мы видим и отток в города, и снижение квалификации. Именно автоматизация частично решает эту проблему. Во время полевых работ она позволяет ребятам с низкой квалификацией, вчерашним студентам, выходить на уровень механизаторов с большим стажем работы, показывать такую же производительность, доводить процент потерь до минимального.
Надёжные вещи должны быть красивыми
— Внешний вид техники, судя по моделям, тоже имеет значение?— Конечно, поэтому несколько лет назад мы серьёзно занялись промышленным дизайном, приводим все машины к единой концепции, философии. Вся техника, которую разрабатываем и ставим в производство, должна соответствовать концепции дизайна. Он должен подчёркивать наши сильные стороны. Я считаю, что надёжные, хорошо сконструированные вещи должны быть красивыми и обладать промышленной эстетикой.
Кроме того, промышленный дизайн — это же не только внешний вид, это ещё и эргономика рабочего места, доступ механиков к элементам техники для их обслуживания. То есть то, что непосредственно связано с ежедневной работой специалистов с нашими машинами. У нас есть 450 правил, которым должны соответствовать зерноуборочные комбайны в части сервисного обслуживания: что на какие высоты должно подниматься, куда должна свободно просовываться рука, какие инструменты использовать и так далее.
Датчики работающих в поле машин помогают развивать будущие модели
— Какую роль играет в разработке наука? И что здесь важнее — владение теорией или прикладная часть?— При проектировании и конструировании техники мы применяем множество методов, некоторые из них — новые для Ростсельмаш, а некоторые уникальны в принципе. Всё это наукоёмкие процессы, которые требуют высокой квалификации наших инженеров-конструкторов. Например, прочностные формулы материалов на долговечность и ресурс изначально создаются в теоретической плоскости, но мы совершенствуемся и будем их уточнять, подкрепляя реальными измерениями машин, работающих в полях.
Мы закупили большое количество оборудования, которое позволит нам замерить нагрузки, давление, силы потоков, токи, воздушные потоки... Много-много датчиков. Вся машина буквально усеяна измерительной аппаратурой, которой мы хотим проанализировать и уточнить свои расчётные модели. Резюмируя, мы балансируем на стыке теории и практики, одно без другого не работает полноценно.
Коллектив стоит на опыте, мотивации и образовании
— Работа инженера-конструктора больше командная или индивидуальная?— Совершенно очевидно, что создание сложных машин — это коллективный труд. Поэтому, безусловно, важны коммуникация, вовлечённость в проект, инициативность, — всё то, что требуется для командной работы. Поэтому и сотрудники внутри компании, и наши студенты в Институте перспективного машиностроения Ростсельмаш при Донском техническом университете (ДГТУ) получают различные soft skills.
Но строить дополнительные командные навыки надо на основательной базе, которая включает сопромат, теоретическую механику, высшую математику, аналитическую геометрию. Нужны широкие знания в этих областях науки.
Сейчас у нас в Техническом центре больше 900 специалистов, а их средний возраст около 35 лет — достаточно молодой коллектив. При этом костяк технического совета составляют специалисты, у которых колоссальный опыт в проектировании сельскохозяйственных машин. Через таких коллег проходят все основные технические решения. Более опытные товарищи подсказывают молодым, какие допуска, какие решения было бы хорошо применить, что они сделали неправильно по материалам, конструкции.
— Предприятие активно сотрудничает с техническими вузами. Современная крупная компания должна встраиваться в систему образования, чтобы готовить кадры для себя?
— Мы должны искать оптимальные решения, чтобы привлечь лучших специалистов или воспитать их с нуля. Сейчас наши опытные сотрудники защищают кандидатские диссертации, некоторые готовятся стать докторами наук. Но основной упор делается как раз на подготовку будущих специалистов. В целом мы хотим, чтобы ребята со студенческой скамьи были подготовлены к работе на «Ростсельмаше», мы их с радостью будем интегрировать, в последующем давать работу. Мы находимся в постоянном диалоге со слушателями Передовой инженерной школы, создаваемой вместе с ДГТУ: что им нравится и не нравится, что можно усовершенствовать. Отличием от классического образования является огромное количество практических занятий. Ребята с удовольствием включены в работу. Я вижу в этом большой потенциал для нашего дальнейшего роста.
В коллективе есть специалисты, которые преподают. Например, есть курсы дополнительного образования для студентов: гидравлика, электрика, трансмиссии и так далее. Там, где надо поучаствовать в учебном процессе, мы всегда участвуем. Отбубнить курс — не наша задача, это сможет любой средненький преподаватель. Мы делаем всё, чтобы мотивировать и преподавателей ДГТУ развиваться, работать над собой, над учебными программами, делая материалы интересными. И для этого как раз наши специалисты в этом процессе участвуют: помогают снабдить всё это практическими знаниями, самыми последними достижениями науки и техники.
Мы плотно работаем и с другими вузами. Например, с МГТУ им. Баумана, который славится своим фундаментальным образованием по тем предметам, в которых инженер должен разбираться свободно. Весной этого года там открылся наш научно-образовательный центр, где сейчас задействованы около 50 студентов, аспиранты и преподаватели. Некоторые из них работают исключительно для наших задач и проектов. Бауманка для нас выполняет большой объём работ общей стоимостью на несколько сотен миллионов рублей: разрабатывают коробки передач, ГСТ, редукторы. ■