53 56

Южный бизнес ищет выходы на зарубежный онлайн-рынок

1806
8 минут

Как поставлять товары за рубеж через онлайн-площадки обсудили представители крупных южных компаний-экспортеров в сфере малого и среднего бизнеса на ежегодной конференции «Экспортный лифт: прорыв в новую реальность»

Южный бизнес ищет выходы на зарубежный онлайн-рынок

1806
8 минут

Как поставлять товары за рубеж через онлайн-площадки обсудили представители крупных южных компаний-экспортеров в сфере малого и среднего бизнеса на ежегодной конференции «Экспортный лифт: прорыв в новую реальность»

Южный бизнес ищет выходы на зарубежный онлайн-рынок

Поделиться
Конференция состоялась 23 октября в ростовском коворкинге «Рубин». Она включала две тематические сессии. В этом году в связи с эпидемиологической обстановкой дискуссия проходила в смешанном формате: некоторые спикеры выступили дистанционно. Запись онлайн-трансляции доступна на странице АЦ «Эксперт Юг» в Facebook. На сессии «Ключи к внешним рынкам в новых условиях» эксперты обсудили кейсы эффективной работы на внешних рынках в нынешней ситуации и действенные инструменты коммуникации.

«Экспортный лифт: прорыв в новую реальность» — это ежегодное событие, которые мы проводим второй год подряд. Основная мысль этого мероприятия – повышение доступности экспорта для компаний малого и среднего бизнеса. Тема вовлечения именно малого бизнеса в экспортную деятельность — это федеральная идея последних лет. Данные Росстата показывают, что за последние три года количество субъектов экспортной деятельности в сегменте МСБ увеличилась в разы», — отметил генеральный директор Аналитического центра «Эксперт Юг» Владимир Козлов.

Он привел данные исследования АЦ «Эксперт Юг»: около 75%  из 86 опрошенных руководителей компаний, которые занимаются экспортной деятельностью считают, что в текущих условиях развитие экспорта привлекательно: оптимизм и ожидания, связанные с развитием экспортной деятельности довольно высок. На вопрос «Что мотивирует компании заниматься экспортной деятельностью?» респонденты чаще упоминали большой потенциал наращивания объемов и более высокую рентабельность.

Владимир Козлов, АЦ "Эксперт Юг".JPG

Поделиться

«Здесь можно выделить главное: есть большие предпосылки не только с точки зрения государственной политики, но и точки зрения мотивации самих компаний», — отметил Владимир Козлов.

К конференции дистанционно подключилась начальник Управления международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности Министерства экономического развития Ростовской области Елена Федотова.

Она отметила, что пандемия коронавируса повлияла на рост экономики во всех регионах, а также на уровень участия экспортно-импортных операций. «Однако даже в это непростое время действия ограничительных мер сохраняется рост экспорта продовольственных товаров, сельскохозяйственного сырья (примерно 13%), химической продукции (на 11%)».

По ее словам, глубина падения экспорта в регионе ниже среднего по России: «Экспорт Ростовской области в первом полугодии 2020 года сократился на 10% по сравнению со среднероссийским падением на 22%. Это снижение произошло за счет таких товарных групп, как экспорт минеральных продуктов (на 47%), машиностроительной продукции (на 17%), черных цветных металлов. Но регион по-прежнему сохраняет свое первое место среди субъектов ЮФО по объемам экспорта».

Спикер подчеркнула, что на Дону реализуется ряд региональных проектов, входящих в систему программы «Международная кооперация и экспорт», сформирована эффективная инфраструктура поддержки экспортеров: «В Ростовской области одним из первых было создано представительство Российского экспортного центра. Эффективно реализует свою деятельность Центр поддержки экспорта. Линейка продуктов поддержки экспортеров пересмотрена в пользу реализации мероприятий в онлайн-формате, а также точечного поиска зарубежных партнеров для предприятий региона».

По мнению Елены Федотовой, реализация и функционирование инфраструктуры поддержки экспорта привело к тому, что наш регион уверенно входит в пятерку лидеров среди российских регионов по объему несырьевого неэнергетического экспорта».

«В структуре нашего экспорта преобладают именно товары несырьевой неэнергетической группы – это почти 84%. Широка и география поставок: экспорт осуществляется в 140 стран мира», — отметила Елена Федотова.

Продолжила тему Наталья Жучкова, и.о. директора АНО «Центр поддержки экспорта» Ростовской области: «Сейчас для нас время очень тяжелое. Экспорт в Ростовской области падает, но в меньшей степени в сравнении с другими субъектами по России. Для того, чтобы не ушли на ту же планку падения, нам нужно всем собраться и помочь экспортерам и имиджу Ростовской области». Спикер отметила низкий уровень доверия бизнеса к господдержке: «Бизнес почему-то боится работать с бюджетными деньгами. Нас курируют все отчетные палаты, но это не говорит о том, что мы не можем находить интересные точки взаимодействия, которые помогут бизнесу. Останавливать бизнес могут только сложившиеся стереотипы».

Александр Санеев, руководитель ростовского представительства Российского экспортного центра подчеркнул актуальность исследования АЦ «Эксперт Юг»: «Экспорт действительно привлекателен, большое количество новых компаний начинают экспортировать продукцию. Если раньше это были разовые поставки, то сейчас происходит диверсификация».

По его мнению, залог успеха экспортной деятельности кроется в компетенциях: «это привлеченные специалисты – свой штат или аутсорсинговые. Набор компетенций, которые компании могут получать в Центре поддержки экспорта России и от Российского экспортного центра». Спикер считает, что пандемия спровоцировала не только изменения в экспортной продуктовой линейке, но и активизировала работу РЭЦ по созданию системы «одного окна» для экспортеров, уже запущенной в тестовом режиме. «Идея самой системы в заведении максимального количества государственных услуг РЭК и ЦПЭ онлайн, что позволит ускорить процессы производства документации».

Дистанционно выступил заместитель генерального директора ООО «Маяк» Анатолий Железный. «Сегодня для нас экспорт – это первоочередное направление. Электронные площадки — это актуально. Выйти на зарубежные площадки мы надеемся через магазин Алибаба, на который нас выводит Центр поддержки экспорта. Маркетплейс подстегягнул нас на новый формат — потребительскую тару. Раньше мы торговали только в мешках 50-25 кг, сейчас мы запускаем планку своих продуктов фасовки, расширяем ассортимент: добавляем муку из нута чечевицы и «растительный фарш». На «Алибабе» это будет продаваться под нашим брендом. Мы заключаем контракт с израильским партнером. Все будет фасоваться у нас, и поставляться напрямую в их розничную сеть, минуя посредников. Чтобы сохранить позицию на экспортном рынке, мы стараемся поддерживать и старые связи. С нами активно работают Белоруссия, Армения, Прибалтика. Хотелось бы, чтобы наши российские площадки были за рубежом. Например, российский оптово-розничный склад, который бы мог за рубежом обеспечить российские магазины нашей продукции».

О том, как экспортировать онлайн рассказала старший эксперт по электронной коммерции Группы компаний «Российский экспортный центр» Дина Горчакова.

«Всегда важно “сверять часы” и понимать, что нужно идти вперед. Старые меры не действуют и есть новые инструменты, которыми необходимо пользоваться, чтобы ваш бизнес развивался и ни в коем случае не обанкротился. Безусловно, пандемия внесла свои коррективы, и многим компаниям, которые были привержены к традиционной торговле, пришлось перейти в онлайн продажи и начать осваивать новые торговые интернет-площадки. По подсчетам экспертов, к 2021 году будет насчитываться около 5 млрд пользователей онлайн-площадок, из них покупателей — порядка 2,5 млрд. Объем продаж посредством онлайн-каналов может достигнуть отметки 5 трлн долларов. Наиболее развитые страны, куда вы точно можете продать товар, где люди привыкли заказывать продукты через интернет — Китай, США, Великобритания, Германия, Канада и другие».

«Экспортный лифт: прорыв в новую реальность»

Поделиться

На конференции также выступили Владимир Бухтияров, заместитель директора ООО «Энергия», Валерий Болюченко, президент Группы «Тамга», член комитета по ВЭД общественной организации МСП «ОПОРА России», Валерия Елева, руководитель филиала Торгово-промышленной палаты Российской Федерации - ответственный секретарь отделения МКАС в Ростове-на-Дону.

На второй сессии «Эффективные коммуникации с внешними рынками: как это делать» участники поделились идеями, как презентовать свой потенциал в условиях свернутых выставок и бизнес-миссий.

С докладами выступили Никита Боцва, эксперт по внешнеторговой деятельности ГК «Эксперт Групп», Михаил Мартынов, руководитель направления по связи с госорганами  компании «ПАЛ». Юлия Ханталина, руководитель «Международное экспортное агентство «Свои люди».

Эксперт по внешнеторговой деятельности ГК «Эксперт Групп» Никита Боцва, подчеркнул, что продажи на экспорт предполагают поиск иностранных покупателей, предварительный контакт и проверку интереса. Спикер назвал преимущества продаж на экспорт: «Во-первых, выручка больше: в сравнении с продажей внутри страны, экспортная выручка на 10-20% больше за счет возврата НДС. Второе — за счет продажи в страны с более высоким уровнем жизни выше наценка. Третье — возможности и выбор: можно сравнивать цены внутреннем и внешнем рынке, клиентов больше. Ещё один плюс — диверсификация рисков».

О том, как изменились B2B продажи во время пандемии Covaid-19, рассказал руководитель направления по связи с госорганами  компании «ПАЛ» Михаил Мартынов: «Увеличилось количество заказчиков, которые предпочитают цифровой формат взаимодействия с поставщиками. Заказчики хотят иметь цифровые инструменты для самостоятельного размещения заказов. Чат в реальном времени стал наиболее предпочтительным вариантом связи с поставщиком. На 30% выросла доля заказчиков, которые размещают заказы через мобильные приложения. На 250% выросло количество заказов через мобильные приложения».

О взаимодействии с иностранными контрагентами в период пандемии руководитель «Международное экспортное агентство «Свои люди» Юлия Ханталина. «Товарооборот России за август 2020 г. составил $42,1 млрд (из них экспорт – $23,1 млрд, импорт – $19 млрд), уменьшившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 24,2%», сообщила спикер. По ее прогнозам, «в ближайшие 2-3 месяца люди будут активно покупать продукты первой необходимости (мясо, птица, молочные продукты, крупы, масла), кондитерскую продукцию. Экспортная стратегия компании должна быть выстроена с учетом максимальной гибкости под рынок, диверсификации рынка, включать уникальное торговое предложение и отличаться креативной подачей. Владельцы бизнеса должны не забывать об онлайн-продвижении и вести точечный поиск партнеров».

Участики конференции «Экспортный лифт: прорыв в новую реальность».

Поделиться

Свои доклады на конференции также представили Юлия Бокарева, начальник отдела продаж  ООО «Энсет», Екатерина Антипова, директор по продажам ООО «Трейдберри», Игорь Федоров, генеральный директор «Статера», Анна Барышникова, начальник управления внешнеэкономического сотрудничества и выставочно-ярмарочной деятельности Союза «Торгово-промышленная палата Ростовской области», Анна Панас, исполнительный директор MarketPlace Expert, исполнительный директор MarketPlace Expert, член комитета по ВЭД общественной организации МСП «ОПОРА России».

Презентации спикеров доступны на лендинге проекта.

Организатором конференции выступила АНО «Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области» при информационной поддержке РБК. Оператором конференции выступил Аналитический центр «Эксперт Юг». 

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1