Директор Южного филиала Московской биржи Михаил Тютюнник.
На Юге уже пять новых компаний выпустили облигационные займы. По популярности они пока уступают банковским кредитам, но успешные примеры позволяют говорить, что в ближайшее время интерес корпоративных заёмщиков к такому способу финансирования вырастет. В последние два года Юг представлен на Московской бирже пятью новыми эмитентами: «Трейдберри» (Ростовская область, производитель снеков, выручка по итогам 2018 года 64,4 млн рублей), «Дэни Колл» (Краснодарский край, виртуальный оператор и смс-агрегатор, выручка 30,2 млрд рублей), «Каскад» (головная компания ГК «Росавтопром», оптовая торговля автозапчастями, на Юге имеет обособленные подразделения в Ростове, Краснодаре, Ставрополе и Волгограде, выручка 1,1 млрд рублей), «ФЭС-Агро» (Ставропольский край, торговля удобрениями, выручка 4,6 млрд рублей), «МСБ-Лизинг» (Ростовская область, лизинг, 742,7 млн рублей). Объём эмиссий — от 40 млн рублей («Трейдберри») до 1 млрд («Дэни Колл»).
Облигации догоняют кредиты
Облигационные выпуски сохраняют свою популярность как источник привлечения финансирования среди корпоративных заёмщиков — об этом свидетельствует динамика рынка. По данным Cbonds, объём рынка рублёвых корпоративных облигаций в России на конец августа достиг 12,8 трлн рублей, показав рост в годовом выражении на 7,7% и с начала года на 7,2%. При этом объём рыночных размещений корпоративных эмитентов на первичном рынке в январе-августе 2019 года составил 1,12 трлн рублей (это на 32% больше, чем за восемь месяцев прошлого года).
По данным Московской биржи, в 2018 году объём российского рынка корпоративных облигаций оценивался в 11,9 трлн рублей; в 2017 году эта цифра была на уровне 11,4 трлн рублей. Соотношение банковских кредитов и облигационных займов — примерно 71% к 29% в 2018 году. По информации Московской биржи, в последние два года на Юге пять новых компаний выпустили облигационные займы объёмом эмиссии от 40 млн до 1 млрд рублей.
Среди компаний Юга, которые вышли на рынок облигационных займов, — лизинговая компания «МСБ-Лизинг» (Ростовская область). Как рассказал «Эксперту ЮГ» управляющий партнёр, председатель наблюдательного совета ООО «МСБ-Лизинг» Юрий Колесников, решение о таком привлечении капитала компания принимала по нескольким причинам, среди которых желание предоставлять новые лизинговые продукты для клиентов и снижение итоговой стоимости привлечения заёмных средств.
«Совокупные затраты компании на обслуживание кредитных денег (трудозатраты сотрудников, процентная ставка по кредиту, контроль и реализация ковенантных наборов по кредиту) в конечном итоге выше по сравнению с итоговой стоимостью денежных средств, привлекаемых через облигационные займы», — утверждает Юрий Колесников.
По его словам, на биржевом рынке находятся в обращении два выпуска биржевых облигаций компании, которые были размещены в полном объёме в рамках действующей программы ООО «МСБ-Лизинг». Объём выпуска — 150 и 200 млн рублей. Результат, который получает компания через выпуски биржевых облигаций, позволяет постепенно снижать итоговую стоимость заёмных денежных средств для финансирования лизинговых сделок, продолжает г-н Колесников.
Кто занимает и кто инвестирует
Ключевыми участниками процесса выпуска облигационных займов являются биржа, компания-эмитент, организатор займа, который должен подготовить компанию (этим занимаются как крупные банки, так и небольшие компании), и инвесторы. «Организаторов займов пока не так много, и они в основном базируются в Москве, но активно приезжают в регионы. Их основная задача — подготовить эмитента к выпуску облигаций и найти покупателей (инвесторов)», — поясняет директор Южного филиала Московской биржи Михаил Тютюнник.
Чтобы выйти на долговой рынок, компании должны динамично развиваться, иметь прибыль и неплохую выручку, понятные перспективы и цели заимствования — чтобы его можно было презентовать инвесторам. «Требований к объёму выручки нет. Есть примеры, когда компании выходили с оборотом в 100 миллионов рублей. Важно понимать, что облигационный заём — это не антикризисная мера: как и в предоставлении банковского кредита, могут быть отказы, — комментирует г-н Тютюнник. — Для выхода на долговой рынок у эмитента должна быть простая и прозрачная структура собственности, компания должна быть финансово устойчив ой, ей рекомендуется готовить отчётности по международным стандартам, по крайней мере на протяжении трёх лет, желательно наличие кредитного рейтинга от рейтингового агентства. Но главное — это должен быть успешно функционирующий бизнес с понятной инвесторам бизнес-моделью, у него должны быть хорошие перспективы развития, он должен расти».
Рублёвые облигации особенно популярны у корпоративных эмитентов первого и второго эшелонов, которые, зарегистрировав программу на несколько траншей, могут оперативно выходить с размещением выпусков в оптимальный для себя момент, указывает главный исполнительный директор «ВТБ Капитал Инвестиции» Владимир Потапов. По его словам, корпоративные эмитенты первого эшелона (РЖД, «Газпром», МТС, «Роснефть»), как правило, размещают облигации от 10 млрд рублей и срочностью от трёх до пяти лет, эмитенты второго эшелона — от 5 млрд рублей и срочностью в основном до трёх лет.
Заёмщики первого эшелона при размещении бондов платят премию в диапазоне 0,6–1,0 процентного пункта к ставкам государственных облигаций (ОФЗ), что сейчас соответствует ставкам купона 7,2%–7,8% в зависимости от срока размещения облигаций. «Заёмщики второго эшелона характеризуются сильными рыночными позициями, но более низкими кредитными рейтингами, такие заёмщики платят премию от одного до двух процентных пунктов к ставкам ОФЗ, что на текущий момент соответствует ставкам купона 7,6 —8,6 процента в зависимости от срока размещения облигаций. Остальные заёмщики относятся к третьему эшелону», — объясняет ведущий аналитик аналитического управления банка «Открытие» Евгений Чердаков.
По словам генерального директора ООО «Иволга Капитал» Андрея Хохрина, с 2017–2018 годов на рынок пришли средние и маленькие компании. Сформировался российский сегмент высокодоходных облигаций. Сейчас его объём можно оценить в 20–40 млрд рублей.
Ставка купона в случае с небольшими компаниями разная: она может быть на уровне 10%, а может — 18%. «Ещё до начала размещения организатор займа формирует пул инвесторов, которым может быть интересна компания. Становится понятно соотношение спроса и предложения. Объём выпуска и ставка могут меняться, исходя из этих показателей», — говорит Михаил Тютюнник. Средний срок обращения облигационных займов в МСБ, как правило, около трёх лет, сумма — от 100 до 300 млн рублей, поясняет эксперт.
Облигационные займы имеют ряд преимуществ перед банковскими кредитами, отмечают эксперты. Это, в частности, отсутствие залога и зависимости от одного кредитора, но при этом наличие широкого круга кредиторов (инвесторов). «Облигационные займы популярны и среди компаний, и среди инвесторов. Инвесторам они дают ставки выше, чем по депозитам (можно вложить примерно под восемь процентов годовых)», — говорит старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов. «Для крупнейших займов и корпораций основные инвесторы — институциональные: пенсионные фонды, банки, управляющие компании. Для высокодоходных облигаций — обеспеченные частные инвесторы», — поясняет Андрей Хохрин. По данным Московской биржи, доля частных инвесторов в облигациях небольших эмитентов выше, чем в целом по рынку облигаций: в 2018 году физлица приобрели почти 50% выпусков облигаций таких эмитентов.
Среди сдерживающих потенциальных заёмщиков факторов можно выделить достаточно сложную процедуру подготовки выпуска, расходы на консультантов и получение рейтингов, а также невозможность пересмотра ставки купона до погашения или оферты и необходимость публичного раскрытия информации.
Риски для инвесторов связаны прежде всего с положением компании-эмитента. «Компания, конечно, проходит проверки, но нельзя отменить рыночные риски её деятельности. В том числе и поэтому на первых этапах выхода на публичный рынок заимствований ставка для новых эмитентов будет повышенной, но со временем она всегда снижается», — говорит Михаил Тютюнник. Он утверждает, что ожидается выход на биржу ещё нескольких южных компаний. Подробности пока не раскрывает.
Сектор роста
Облигационные займы — это не альтернатива кредитам, а дополнительный инструмент привлечения финансирования, отмечают эксперты. «Если ещё три-пять лет назад небольшие и средние региональные компании по большей части не задумывались о выпуске облигационных займов, то сейчас ситуация в корне изменилась: небольших заёмщиков на публичном рынке всё больше, а биржа и организаторы займов делают всё, чтобы эти механизмы финансирования стали более доступными», — отмечает Михаил Тютюнник. На повышение доступности долгового рынка направлена и государственная политика. Нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» включает в себя федеральный проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», одна из задач которого — как раз развитие инструментов фондового рынка для использования субъектами МСП.
В рамках этого нацпроекта на Московской бирже создан «Сектор роста». Среди основных требований к эмитентам облигаций для включения в новый сектор: выручка не менее 120 млн рублей и не более 10 млрд рублей, минимальный объём выпуска облигаций — 50 млн рублей, а при наличии гарантии или поручительства от одного из институтов развития — 30 млн рублей. Важно, что действует ряд механизмов стимулирования и поддержки выхода МСП на фондовый рынок — например, субсидирование ставки купона по облигациям, субсидирование подготовки к листингу, поручительство/гарантии по облигационным выпускам, якорные инвестиции со стороны институтов развития и другие. Инструменты поддержки реализуются Минэкономразвития РФ, МСП Банком, Корпорацией МСП и другими структурами.
По данным Московской биржи, новые небольшие эмитенты облигаций (с объёмами выпусков до 500 млн рублей) — это тенденция последних двух лет. Среди отраслей, которые представляют небольшие эмитенты, по объёму размещений облигаций в 2018 году лидирует ИТ (1,5 млрд рублей), далее идёт строительство и девелопмент (почти 1,4 млрд рублей), на третьем месте — лизинг (900 млн рублей).
В «Секторе роста» уже обращается 22 выпуска облигаций 12 эмитентов, а также акции трёх эмитентов. Совокупный объём размещений МСП достиг 7,4 млрд рублей (данные за шесть месяцев 2019 года). То есть уже в этом году, по сути, достигнуты плановые показатели нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» на 2022 год (7,5 млрд рублей). Объём выпуска облигаций МСП, утверждённый в нацпроекте, должен достигнуть 20 млрд рублей в 2024 году.