Эксперт Юг обсудил с кубанскими медиками задачи и тренды эволюции региональной медицины // Фото: Эксперт Юг
Поделиться
Участники круглого стола «Эволюция кубанской медицины: вовлечение и цифровизация», организованного «Экспертом Юг», обсудили, как технологии меняют медицину региона, какие проблемы ещё предстоит решить и как достичь баланса между интересами пациента, врача и государства. Партнёром мероприятия выступила медтех-платформа МЕДРОКЕТ.
Вызовы для медицины Кубани
По данным директора Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Ларисы Попович, в странах Организации экономического сотрудничества и развития рост расходов на здравоохранение (+2,6%) к 2040-му вдвое опередит рост ВВП (+1,5) и государственных доходов (+1,3%).«Анализ показывает, что между объёмом финансирования и результативностью системы нет прямой зависимости. Россия, как и другие страны, демонстрирует, что ключевой фактор — не деньги сами по себе, а правильная организация процессов и фокусировка на основных проблемах. Наибольшие экономические потери из-за неинфекционных заболеваний в мире связаны с психическими расстройствами, которые опережают сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. Но именно на эту сферу обращено недостаточно внимания. В структуре заболеваний, влияющих на трудоспособность населения России, велика доля неврологических болезней, нарушений опорно-двигательного аппарата, респираторных заболеваний и травм», — отметила Попович.

Поделиться
Илья Луконин подчеркнул, что частные клиники готовы взять на себя часть нагрузки госмедицины // Фото: Эксперт ЮгГлавный вклад в инвалидизацию и снижение качества жизни населения вносят сердечно-сосудистые заболевания и диабет, отметил главный врач ООО «Нейроцентр-КРД», врач-эндокринолог Илья Луконин. Медик подчеркнул, что ряд направлений, которые могли бы снизить риски таких заболеваний, государственная медицина не всегда готова охватить.
«Необходим компромисс государственных медучреждений с частным сектором. Нужно разработать взаимовыгодные модели сотрудничества, включая ценообразование и порядок оказания помощи. Частные клиники могли бы взять на себя часть нагрузки, но для этого требуется диалог с представителями Минздрава. Нам как представителям частной медицины по силам сосредоточиться на двух направлениях: обеспечение качественной медицинской помощи и внутренняя оптимизация процессов для повышения эффективности», — рассказал Луконин.
На региональном уровне ключевая задача сегодня — развитие профилактического направления, которому ранее уделялось значительно меньше внимания, уверен член комитета Законодательного собрания Краснодарского края по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения, директор ООО «Клиника Преображенская» Станислав Гринев.

Поделиться
Станислав Гринев отметил, что сегодня особое внимание уделяется развитию профилактического направления // Фото: Эксперт Юг«На уровне первичного звена здравоохранения ведётся очень активная деятельность по профилактике. В ней задействованы как бюджетные учреждения, так и частные клиники. Наша клиника также участвует в этой работе: врачи проводят просветительские мероприятия, где отвечают на вопросы населения и разъясняют, в каких ситуациях следует обращаться за помощью. Сейчас мы наблюдаем последствия периода, когда пациенты не получали своевременной помощи. В результате к нам часто обращаются с уже осложнёнными, метастатическими и распространёнными формами заболеваний. Лечение на поздних стадиях требует совершенно иных финансовых затрат, большего времени, а также усилий врачей, среднего медицинского персонала и расходов на лекарства», — отмечает Станислав Гринев.

Поделиться
Светлана Харламова считает необходимым повышение информированности населения // Фото: Эксперт ЮгСхожие задачи стоят и перед муниципальными властями, рассказала начальник отдела по вопросам в сфере охраны здоровья граждан администрации Краснодара Светлана Харламова. Но чтобы достичь этой цели, необходимо повысить информированность населения.
«Профилактику можно назвать основой медицины. Я убеждена, что она определяет до 90% успеха, на который лишь затем накладываются точная диагностика и эффективное лечение. В итоге наша главная цель — это переориентация сознания населения на сохранение своего здоровья», — пояснила Харламова.
В муниципалитете для этих целей реализуют корпоративные программы здоровья, развивают диспансеризацию, организуют информационные кампании. Однако даже для этой работы региону и городу необходимы медицинские кадры. В то же время на рынке труда в медицинской отрасли по-прежнему есть серьёзный дефицит.
Как справиться с выгоранием
Проблема нехватки медицинских работников и их профессионального выгорания остаётся важнейшим вызовом отрасли. Тяжёлый труд медика часто приводит к выгоранию, подчеркнула доцент кафедры терапии №1 Кубанского государственного медицинского университета, кандидат медицинских наук Елена Гордеева.
Поделиться
Тяжёлый труд медика часто приводит к выгоранию, подчеркнула Елена Гордеева // Фото: Эксперт Юг«Репрезентативное исследование с участием 800 медиков (86 процентов — моложе 35 лет) выявило тревожные данные. Так, общая частота эмоционального выгорания среди них составила 65%. Элементы деперсонализации выявлены у 36%. Редукция профессиональных достижений — у 27%», — приводит данные Гордеева.
Уровень заработных плат в медицине является одной из причин кадрового дефицита, уверен генеральный директор ООО «Центр доктора Циванюка», директор и основатель Краснодарского колледжа прикладной кинезиологии Антон Циванюк.

Поделиться
Антон Циванюк акцентировал внимание на низкий уровень заработных плат медиков // Фото: Эксперт Юг«Одна из основных проблем — это заработные платы. Квалифицированный врач высшей категории довольно часто получает менее 100 тысяч рублей в месяц, тогда как зарплата курьера может достигать 120 тысяч. Частному медицинскому сектору сложно конкурировать за работников в таких условиях. Поэтому мы сталкиваемся с удручающей статистикой: до 60% выпускников по специальности «сестринское дело» не приходят в профессию», — отметил Циванюк.

Поделиться
Мария Мостовая рассказала о трудностях с наймом среднего медперсонала // Фото: Эксперт Юг Сложности есть и со средним медицинским звеном, говорит управляющая сети клиник «Здрава» Мария Мостовая. Частным клиникам также не хватает медсестёр.
«Если врач в частном секторе может зарабатывать достойно, то для медсестёр ситуация катастрофическая. Мы сталкиваемся с тем, что вакансии медсестёр остаются незакрытыми даже на этапе трудоустройства выпускников. А врач без медсестры — это серьёзный фактор выгорания», — рассказала Мостовая.
Главный врач клиники «Медсонар» Михаил Юсуфов подчеркнул важность психологического аспекта в работе медика. Любой врач, по мнению специалиста, является в первую очередь психотерапевтом.

Поделиться
Михаил Юсуфов подчеркнул значимость психологического аспекта в работе медиков // Фото: Эксперт Юг«Когда ребёнок падает и разбивает коленку, мама дует на ушиб, и ему становится легче. Да, в доказательной медицине мы бы назначили пострадавшему противовоспалительный препарат. Но почему такое простое действие мамы так эффективно работает? Это отвлекает, успокаивает, даёт ребёнку ощущение заботы. Такие же «сбитые коленки» — и психологические, и физические — есть у всех наших пациентов. Участковый терапевт, который сам измотан, недоволен и работает в плохих условиях, невольно становится для пациента «отрицательным психотерапевтом», усугубляя состояние больного», — подчеркивает Юсуфов.
Решить проблему нехватки кадров и заставить всю систему здравоохранения функционировать более эффективно позволяет цифровизация, считают эксперты.
Как цифровизация повышает эффективность
Процесс внедрения ИТ-продуктов в систему здравоохранения может не только значительно повысить продуктивность работы врачей, но и обеспечить сервис для пациентов, отметил СЕО медтех-платформы «МедРокет», главный редактор сайта «ПроДокторов» Сергей Федосов.
Поделиться
Сергей Федосов рассказал отметил, что в число ключевых запросов пациентов входит тлемедицина // Фото: Эксперт Юг«Ключевой тренд сегодня — это смена заказчика в здравоохранении. Им становится пациент. При этом около 70% пациентов ожидают партнёрской модели взаимодействия с врачом и не готовы к патерналистской. Это несоответствие часто приводит к конфликтам на приёме, жалобам и росту социальной напряженности. Параллельно формируется запрос на использование цифровых инструментов здоровья и персональных рекомендаций. Даже пациенты 65-70 лет активно используют смартфоны и ожидают, что там будут сервисы для заботы о здоровье», — рассказал Федосов.
Эксперт отметил, что в число ключевых запросов среди пациентов входят телемедицина (рынок растёт примерно на четверть в год), онлайн-запись на приём к врачу и мобильные приложения. При этом стоимость цифровой трансформации остаётся достаточно высокой. Чтобы сократить расходы, важно пользоваться едиными цифровыми платформами, в которые интегрирован широкий функционал, подчеркнул Федосов.
Опытом цифровизации поделился главный врач клиники «Санталь» Роман Аветисян. Развитие этого направления позволило компании создать систему обучения новых сотрудников.

Поделиться
Роман Аветисян поделился опытом поддержки пациентов с помощью социальных сетей // Фото: Эксперт Юг «В своей клинике мы внедрили систему обучения и адаптации с помощью врачей-наставников. Эта практика, теперь официально поддерживаемая Минздравом, давно стала для нас стандартом. Также мы создали закрытое врачебное сообщество в Telegram для решения точечных проблем коллег. Порой врач находит решение именно в таком сообществе, а не в стенах своего учреждения», — рассказал Аветисян.
Внедрение цифровых продуктов позволяет увеличить поток пациентов и повысить лояльность, рассказал генеральный директор ООО «Центр инновационной лазерной медицины» Андрей Алексуткин.
«Нам удалось сократить количество пациентов, которые оставляли заявку, но не приходили на приём, на 30%. Также возвращаемость пациентов увеличилась в полтора раза, благодаря системе информирования. Если раньше приём занимал 40-50 минут, то сейчас, благодаря удобному заполнению карт и доступу к предыдущим заключениям и анализам, время сократилось до 20-30 минут», — поделился Алексуткин.

Поделиться
О том, как ЕГИЗ стал реальным помощником медиков рассказал Валерий Недыбайло // Фото: Эксперт ЮгКлючевой инструмент для развития цифровизации сегодня — это Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), уверен управляющий медицинского центра Estelife Clinic Валерий Недбайло:
«Если несколько лет назад эти пять букв нас пугали, то сегодня ЕГИСЗ — реальный помощник. Она особенно важна в работе со сложными пациентами, которые зачастую умалчивают о своих истинных проблемах. Моё видение будущего частного сегмента напрямую связано с интеграцией в ЕГИСЗ».
Точки роста для медицины
Цифровизация меняет не только процессы, но и саму философию взаимодействия в системе здравоохранения, ставя в первый ряд клиентоориентированность и человекоцентричность. Именно в формировании адресного предложения для целевых групп заключается одна из задач современной системы здравоохранения, уверены специалисты. Так, заместитель директора ГКУ Краснодарского края «Центр регионального развития» Мария Битарова подчеркнула важность работы с населением среднего возраста.
Поделиться
Работа с населением самого трудоспособного возраста (40-55 лет) должна выйти на первый план, считает Мария Битарова // Фото: Эксперт Юг«Отдельно хочу отметить незаслуженно обделенное вниманием поколение X (люди в возрасте примерно 40-55 лет). Существует множество программ для молодёжи и пенсионеров, а самое активное и многочисленное трудоспособное поколение часто остаётся без внимания. Согласно статистике, их больше на 20%, и я полностью поддерживаю необходимость создания целевых программ и для этой аудитории», — рассказала Битарова.
О важности медицинской помощи в рамках корпоративных структур напомнила главный врач ООО «МЦ “Гиппократ Краснодар”» Галина Зозуля: «Внедрение корпоративных программ позволяет снизить временную нетрудоспособность до 20 процентов и повысить возвратность сотрудников к труду до 65%».

Поделиться
О роли санаторно-курортных комплексов рассказала Екатерина Белаус // Фото: Эксперт ЮгЗаместитель главного врача по медицинской части санатория «ДиЛУЧ» Екатерина Белус подчеркнула роль санаторно-курортного комплекса в обеспечении повышения качества жизни населения.
«Мы восстанавливаем уже больных пациентов в рамках утверждённых нормативов, но потенциал санаториев для увеличения продолжительности и качества жизни гораздо выше. При этом мы фиксируем тревожную тенденцию: продолжительность пребывания в санаториях ежегодно сокращается. К нам иногда приезжают пациенты, минуя поликлиники и стационары. Это говорит о недостаточном понимании роли санатория как элемента долгосрочной профилактики и реабилитации», — отметила Белус.


