102 105 14

Застой в девелопменте, уход автомобильных грузоперевозчиков и жесткий дефицит кадров: прогнозы экспертов на 2025 год

327
7 минут

Эксперты отмечают, что 2025-й будет непростым: темпы экономического роста, которые были достигнуты в 2024 году, к сожалению, станут недостижимым показателем в этом году. Из-за высокой ключевой ставки бизнесу становятся все менее выгодны кредиты. Особенно непростой период наступил для девелоперов и промышленников. При этом компании продолжат осваивать ИИ и бороться за ценные кадры.

Застой в девелопменте, уход автомобильных грузоперевозчиков и жесткий дефицит кадров: прогнозы экспертов на 2025 год

Юлия Васильцова констатирует, что из-за высокой ключевой ставки бизнесу стало все менее выгодно кредитоваться. // Фото представлено экспертом
Поделиться
Как отметили собеседники «Эксперта Юг», 2025 год выдастся непростым для бизнеса, а для некоторых отраслей этот период станет настоящим испытанием. Положительные прогнозы пока звучат лишь для сферы туризма и сегмента HoReCa. Но и в тех направлениях, где возможен рост, замедляющим фактором вновь станет нехватка кадров. При этом дефицит трудовых ресурсов мы будем наблюдать не одно десятилетие.

Высокая ключевая ставка и санкции собьют деловую активность

«2025 год станет годом достаточно жесткой денежно-кредитной политики, — подчеркивает управляющий партнер «АРКА Групп», экономист Александр Полиди. — Центробанк в итоге добьется снижения инфляции, хотя она будет примерно в 1,5-2 раза выше таргета, то есть, выше 4,5%. Как мне кажется, инфляция будет в районе 6,5-7,5%. Но высокая ключевая ставка собьет деловую активность, в первую очередь, в кредитно зависимых отраслях экономики».

Собеседник «Эксперта Юг» считает, что темпы экономического роста в 3,9%, которые в целом по ВВП были достигнуты в 2024 году, станут недостижимым показателем в текущем году. При этом уровень роста ВВП, согласно прогнозу экономиста, составит 2,7%, а в лучшем случае, 3,1%, что будет ощутимо ниже прошлогоднего показателя.

Гендиректор ростовской компании «ТД «Спектр-Пак» Юлия Васильцова констатирует, что сегодня мировая экономика находится в формате неопределенности, а собственники бизнеса затаив дыхание ждут, что же будет дальше.
На эту тему
"Быстрая рыба" проглотит "медленную": гостиничные тренды 2025 года
Поделиться

«К концу 2024 года ключевая ставка составила 21% годовых, а значит, кредитоваться бизнесу все менее выгодно. Кредиты подорожают как для бизнеса, так и для потребителя. Бизнес понесет большие издержки в случае привлечения кредитов. С другой стороны, снизится спрос на дорогостоящие товары и услуги: потребитель будет не готов брать кредит для покупки по высокой процентной ставке, а банк станет в меньшем количестве одобрять рассрочки», — отмечает руководитель компании.

Юлия Васильцова уверена: высокий уровень инфляции приведет к тому, что бизнес столкнется с увеличением издержек. В результате компаниям придется больше платить поставщикам за товары, увеличивать расходы на логистику и зарплаты сотрудникам.

Гендиректор «ТД «Спектр-Пак» также напомнила, что Совет Евросоюза принял решение продлить санкции против России до 9 октября 2025 года.

«Есть вероятность, что будут введены и новые санкции, а значит, российским предпринимателям придется снова пуститься на поиски поставщиков необходимых товаров, искать новые логистические цепочки и использовать импортозамещение, что в значительной мере скажется на росте издержек. Если ситуация стабилизируется, на первый план для предпринимателя выйдет задача по оптимизации затрат и снижению издержек, связанных с наложением санкций», — комментирует Юлия Васильцова.

Проблемы девелоперов и переосмысление трудовой миграции

«Одной из отраслей, в которых я ожидаю наибольшего спада деловой активности, станет, безусловно, строительство, поскольку здесь есть высокая зависимость от кредитных ресурсов. Также мы, скорее всего, увидим охлаждение темпов роста в промышленности, поскольку доступ к технологиям по-прежнему остается затрудненным. Это приведет к тому, что промышленность будет расти темпами, которые в 2,5-3 раза ниже темпов прошлого года. Также мы будем наблюдать стагнацию импорта, его удорожание, так как логистика будет дорогой и сложности с платежами сыграют свою роль. В связи с этим в транспортно-логистическом комплексе прослеживаются тенденции к серьезному замедлению деловой активности», — рассуждает Александр Полиди.

Полиди2.jpg
Поделиться

Александр Полиди отмечает, что в 2025 году произойдет охлаждение темпов роста в промышленности. // Фото предоставлено экспертом

По его словам, в туризме и в сегменте HoReCa сохранятся при этом высокие темпы прироста продукта и прибыли.

«Горячая ситуация будет разворачиваться на рынке продукции АПК, поскольку конечный спрос растет, а трудовые ресурсы не успевают за его ростом. На мой взгляд, мы вступили в десятилетие, а то и в двадцатилетие, жесткого дефицита трудовых ресурсов. В следующем году, возможно, произойдет политическое переосмысление роли трудовой миграции в стране: от тотальных запретов трудовой миграции и оголтелой критики со стороны власти мы перейдем к более конструктивному пониманию этого процесса. Я надеюсь, что будут приняты адекватные законы, не ограничивающие и не запрещающие трудовую миграцию, а упорядочивающие ее, чтобы тот дефицит технологий и труда, который есть на рынке и будет еще в ближайшие 25 лет усиливаться, покрывался путем привлечения зарубежных специалистов», — подытожил эксперт.

Юлия Васильцова также выделяет дефицит кадров среди основных проблем наступившего года. По ее словам, бизнес в 2025 году будет вынужден бороться за кандидатов и предлагать сотрудникам более выгодные условия, чем у конкурентов. При этом, чтобы сохранить специалистов в компании, работодателю придется повышать зарплаты.

«Работа с клиентами выйдет на новый уровень по двум главным параметрам: во-первых, предпринимателю придется поднимать цены на продукцию и прилагать усилия для того, чтобы донести до покупателя ценность товара или услуги, удержать клиента; во-вторых, бизнес будет автоматизировать процессы взаимодействия с клиентом, внедряя новые разработки в сфере искусственного интеллекта», — говорит собеседница.

ИИ-агенты и доступные аддитивные технологии

По мнению Анатолия Тулаева, одного из сооснователей и директора по развитию компании Stereotech, прогнозы на 2025 год для малого и среднего бизнеса в России могут быть достаточно оптимистичными, но с определенными вызовами.

«Я предполагаю, что МСБ продолжит адаптироваться к новым условиям, связанным с цифровизацией и изменением потребительских предпочтений. Важно, что малые и средние предприятия будут всё активнее использовать онлайн-платформы для продаж и маркетинг с использованием ИИ», — считает предприниматель.

Как отметил эксперт ЦМАКП Владимира Артеменко, сегодня искусственный интеллект может выполнять творческую работу не вместо человека, а под его руководством. И этот тренд получит продолжение в 2025 году. Дальнейшее внедрение ИИ позволит оптимизировать бизнес-процессы в сфере производства, логистики, обслуживания зданий, а также в транспортной сфере.

По прогнозам исследовательской и консалтинговой компании Gartner, в этом году главным трендом в области информационных технологий станет появление ИИ-агентов. Речь идет об автономных интеллектуальных системах, которые выполняют определенные бизнес-задачи без участия человека. К 2028 году системы такого рода будут принимать не менее 15% повседневных рабочих решений.

Тулаев 7.jpg
Поделиться

Анатолий Тулаев уверен, что бизнес будет активнее внедрять маркетинг с использованием ИИ. // Фото предоставлено экспертом

«Что касается аддитивных технологий, их развитие в России будет зависеть от ряда факторов, включая инвестиции в исследования и разработки, а также поддержку со стороны государства, — дополняет Анатолий Тулаев. — Ожидается, что аддитивные технологии станут более доступными для малых предприятий, что позволит им внедрять инновации в производство. Однако вызовы могут возникнуть в виде нехватки квалифицированных специалистов и необходимости соблюдения стандартов качества».

Аренда дорожает, грузоперевозчики уходят

Как рассказал генеральный директор BSG logistics Илья Максименко, в условиях спада в жилищном строительстве, вызванного отменой ряда федеральных субсидий, складская недвижимость становится одной из наиболее рентабельных и предсказуемых сфер для инвестиций. При этом форматы Light Industrial и BigBox, широко используемые на международном рынке, становятся все более популярными в России.

«С учетом ожидаемой потребности в 4-6 млн кв. м в 2025 году, ввод 4 млн кв. м обеспечит основу для дальнейшего развития рынка, который достигнет баланса к 2026 году, — считает эксперт. — Помимо Московского региона, перспективными для развития складской недвижимости являются южные регионы, такие как Краснодарский край и Ростовская область. Рост населения и увеличение платежеспособности этих регионов создают потенциал для развития логистики и локальных производств».
На эту тему
Мультиформатность, исчезающие продукты и сомнительные промоакции: главные тренды в ритейле 2024
Поделиться

Илья Максименко отметил, что рост арендных ставок на складскую недвижимость в 2025 году ожидается, но его масштабы будут зависеть от ряда факторов. Так, на рынке Москвы и области ставки прогнозируются на уровне 13 тысяч рублей за кв. м, что связано с высоким спросом и ограниченным предложением качественных складов. В регионах, где рынок менее насыщен, ставки могут оставаться стабильными или расти незначительно.

Таким образом, аренда складской недвижимости, особенно класса «А», продолжит дорожать, однако уровень роста будет варьироваться в зависимости от региона и сегмента рынка.

Эксперт согласен с прогнозом относительно того, что в 2025 году произойдет уход значительной доли игроков с рынка автомобильных грузоперевозок.

«В числе основных причин развития такого сценария: высокая стоимость обслуживания и давления со стороны инфраструктурных сборов; недостаток водителей и, как следствие, увеличение расходов на заработные платы, что снижает общую доходность бизнеса; внедрение крупными компаниями технологии для оптимизации издержек, что позволит уменьшить маржу на рейсы, чтобы покрыть ежемесячные затраты, и готовность работать с минимальной прибылью, — перечисляет Илья Максименко. — Рынок ожидают масштабные изменения: консолидация в пользу крупных, более эффективных игроков, улучшение качества предоставляемых услуг и вероятное повышение стоимости грузоперевозок в обозримом будущем».
0
5
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .