Поделиться
Чтобы по достоинству оценить роль Анатолия Пахомова в подготовке Сочи к Олимпиаде, нужно вспомнить обстоятельства, которые привели его в кресло главы города. В прошлом десятилетии в Сочи сменились четыре мэра – сначала кадровую политику в городе определял кубанский губернатор Александр Ткачёв, а затем, когда Сочи получил право на проведение Олимпиады, к этому процессу подключились и федеральные власти. Предшественник Пахомова Владимир Афанасенков продержался на своем посту всего полгода.
Анатолий Пахомов стал компромиссной фигурой. В его багаже к моменту назначения и.о. мэра Сочи уже имелся опыт руководства городом-курортом – три предшествующих года Пахомов был главой Анапы, а до этого успел поработать в краевой администрации и в коммерческих структурах. Основным его соперником на выборах выступил известный оппозиционный политик Борис Немцов, что, похоже, только сыграло Пахомову на руку – в апреле 2009 года он получил почти 77% голосов.
Пахомов возглавил Сочи в ходе разворачивающейся олимпийской стройки, и в этом процессе ему, по сути дела, досталась роль «крайнего». Недовольство жителей Сочи и отдыхающих гигантской по меркам сравнительно небольшого города стройкой было немалым, но добраться до её инициатора – федерального центра – у обычных граждан возможностей практически не было. Поэтому все шишки пришлось принимать на себя сочинской мэрии, и поначалу казалось, что жёсткое противостояние неизбежно. Однако у градоначальника был железный аргумент: результаты выборов. «75 процентов сочинцев меня поддерживает, и этого мне достаточно для того, чтобы понимать, что я на верном пути», — аргументировал мэр свою позицию. «Мне пришлось принять за эти годы столько непопулярных решений: снести 17 тысяч киосков, 7 тысяч гаражей. За каждым объектом – конкретный человек. Но я делал это в интересах города, открыто, не врал, не заискивал. Выборы показали, что основная масса сочинцев одобряет такую политику», — признался Пахомов в одном из интервью уже после победы на выборах в сентябре этого года. Для Сочи переизбрание градоначальника на второй срок стало прецедентом: до сих пор это не удавалось ни одному из четырёх предшественников Пахомова.
Как изменился Сочи благодаря Олимпиаде, рассказывать лишний раз не требуется – все это видели если не своими глазами, то на телеэкране. Без конфликтов, разумеется, не обошлось: можно вспомнить и историю с переселением жителей Имеретинской низменности, и протесты жителей против строительства Кудепстинской ТЭС, и стычки с «понаехавшими» строителями олимпийских объектов, и другие эпизоды. Но ни один из них не поставил под сомнение главного: Олимпиада состоялась в срок и прошла без серьёзных нареканий. Хотя многие, наверное, уже и забыли, какие настроения преобладали в определённых кругах после исторического решения МОК в Гватемале – никакой Олимпиады не будет, а деньги разворуют.
Однако построить инфраструктуру и провести Игры на высоком уровне оказалось сравнительно простой задачей в сравнении с тем, как грамотно распорядиться олимпийским наследием. «Самое сложное в Сочи только начинается», — заметил Анатолий Пахомов в апрельском интервью «Эксперту ЮГ», и курорт эти сложности ощутил почти сразу после завершения спортивного праздника. Главные проблемы предсказуемо возникли в туристической сфере – центральной в жизни города.
Благодаря массовому строительству гостиниц для участников и гостей Олимпиады в Сочи действительно удалось решить самую острую проблему последних лет – дефицит качественных средств размещения по сравнительно доступным ценам. Для примера, один из новых пятизвёздных отелей в Имеретинской низменности выставил спецпредложения по цене 33 тысячи рублей за двухместный номер за неделю в июле. Такого в Сочи раньше никогда не было. Но при этом в летний сезон из-за начавшейся «санкционной войны» курорт не получил ожидаемого количества круизных туристов, на которых делалась ставка в развитии портовой инфраструктуры. А зимний сезон начался со скандала: горнолыжный курорт «Роза Хутор» в одностороннем порядке повысил цены на подъёмники, что сразу же вызвало бурю негодования туристов, многие из которых предпочли Красную Поляну резко подорожавшим европейским курортам. Вдобавок РЖД до минимума сократили количество рейсов «олимпийских» электричек «Ласточка», что может осложнить перемещение туристов по Большому Сочи. Словом, о постолимпийском спокойствии Анатолию Пахомову не приходится даже мечтать: фронт работ на второй срок у мэра Сочи не меньше, чем во время подготовки к Играм.